г. Чита |
|
16 марта 2018 г. |
Дело N А19-19330/2017 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
рассмотрев апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА на резолютивную часть решения Арбитражного суда Иркутской области от 20 ноября 2017 года по делу N А19-19330/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 107174,ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БАСМАННАЯ НОВ.,2) в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, д.7) к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА (664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 88) о признании незаконными решения от 28.07.2017 N 048819170012391, требования от 28.08.2017 N 048801170287448,
(суд первой инстанции - Г.В. Ананьина),
без вызова сторон в судебное заседание
установил:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА (далее - фонд, пенсионный фонд) о признании незаконными решения от 28.07.2017 N 048819170012391, требования от 28.08.2017 N 048801170287448.
Резолютивной частью решения Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены. Признано незаконными решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА от 28.07.2017 N 048819170012391, требование от 28.08.2017 N 048801170287448, как не соответствующие Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суд обязал ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскано с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОКТЯБРЬСКОМ РАЙОНЕ Г. ИРКУТСКА в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" расходы по государственной пошлине в размере 6000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит резолютивную часть решения от 20.11.2017 года по делу N А19-19330/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что страхователем представлены неполные индивидуальные сведения, предусмотренные пунктом 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за апрель 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц после срока представления сведений - 13.05.2016 г., поэтому привлечение к ответственности и назначение штрафа является правомерным.
Дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Государственным учреждением Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Иркутска в отношении Восточно-Сибирского центра научно-технической информации и библиотек - структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по результатам проверки форм "Сведений о застрахованных лицах" составлен акт от 14.06.2017 г. N 048S18170009702, на основании которого вынесено Решение от 28.07.2017 г. N 048S19170012391 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно данному решению ОАО "РЖД" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных п. 2.2. ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в размере 1000 руб.
На основании решения Управлением ПФР (ГУ) в Октябрьском районе г. Иркутска выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в сфере обязательного пенсионного страхования от 28.08.2017 N 0488S01170287448, которое было исполнено ОАО "РЖД" 15.09.2017.
Общество направило на решение УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска жалобу от 21.08.2017 N ИСХ-13036/ВСИБ в Отделение ПФР (ГУ) по Иркутской области. Отделение ПФР (ГУ) по Иркутской области признало действия Управления ПФР в Октябрьском районе г. Иркутска правомерными (письмо от 31.08.2017 N ВЯ-10/9492).
Не согласившись с решением и требованием, общество оспорило их в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены резолютивной части решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее также - Федеральный закон N 27-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее также - Федеральный закон N 212-ФЗ) Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в ред. июля 2016 года), нарушение которого выявлено пенсионным фондом, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовавшей в спорный период), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, вступившим в силу с 01.04.2016.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции N 987н, действовавшей в спорный период.
В частности, согласно пункту 34 названной Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 34 Инструкции N 987н не запрещает представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
Как следует из Постановления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 34 Инструкции N 987н и Постановления N 83п следует признать, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела, исходная форма СЗВ-М за апрель 2016 года направлена страхователем с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, а дополняющая форма СЗВ-М за апрель 2016 года отправлена в Пенсионный фонд по инициативе страхователя в связи с самостоятельным выявлением им ошибок в ранее представленных сведениях.
Таким образом, страхователь реализовал свое право на исправление недостоверных сведений.
Дополняющая форма СЗВ-М за апрель 2016 г. представлена 13.05.2016 г.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ в ч.2.2 ст.11 закона N 27-ФЗ были внесены изменения, а именно: срок представления сведений установлен не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем. Данный закон вступил в силу с 01.01.2017 г.
Следовательно, изменена обязанность, то есть, к рассматриваемым отношениям подлежал применению закон, улучшающий положение страхователя.
Таким образом, дополнительные сведения были представлены в пределах установленного срока, поэтому оснований для привлечения к ответственности у пенсионного фонда не имелось, так как решение им выносилось уже после внесения изменений в закон и вступления его в силу.
Кроме того, следует иметь в виду следующее.
Согласно абз.3 ст.17 закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, установлены два состава правонарушения - непредставление сведений в установленный срок (полное отсутствие сведений) и представление неполных и (или) недостоверных сведений (сведения есть, но они с пороками).
Как следует из материалов дела и указано пенсионным фондом в своем решении, в исходной форме СЗВ-М отсутствовали сведения на двух лиц.
Поскольку законом установлена обязанность представлять сведения на каждое застрахованное лицо, то в рассматриваемом случае имело бы место непредставление сведений в установленный срок, если бы не произошло изменение обязанности по представлению сведений в виде увеличения срока, однако пенсионный фонд произвел неправильную квалификацию правонарушения и привлек к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Кроме того, согласно пункту 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, действующей с 19 февраля 2017 года (т.е. на момент принятия оспариваемого решения), страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В рассматриваемом случае общество самостоятельно выявило ошибку и исправило ее, то есть, если бы не произошло изменения в законодательстве, общество все равно не подлежало бы привлечению к ответственности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение пенсионного фонда, а также вынесенное на его основе требование, являются незаконными, нарушающими права и законные интересы общества, поэтому заявленные требования подлежали удовлетворению.
Доводы пенсионного фонда по указанным выше мотивам отклоняются и признаются основанными на ошибочном толковании указанных выше норм права.
Поскольку решение вынесено в пользу общества, то согласно ч.1 ст.110 АПК РФ уплаченная за обжалование двух ненормативных актов государственная пошлина обоснованно взыскана судом первой инстанции с пенсионного фонда.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения резолютивной части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Иркутской области на резолютивную часть решения Арбитражного суда Иркутской области от 20 ноября 2017 года по делу N А19-19330/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-19330/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Октябрьском районе города Иркутска