г. Воронеж |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А48-2962/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Маховой Е.В.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Барбашиной М.С.,
при участии:
от отдела коммунального хозяйства Администрации Мценского района: Стародубец Н.Ю. - представитель по доверенности N 1028 от 29.11.2017; Евстигнеева И.А. - представитель по доверенности N 296 от 05.03.2018;
от общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела коммунального хозяйства Администрации Мценского района на решение Арбитражного суда Орловской области от 31.10.2017 по делу N А48-2962/2017 (судья Т.И. Капишникова) по иску отдела коммунального хозяйства Администрации Мценского района (ОГРН 1155749002200, ИНН 5717003798) к обществу с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (ОГРН 1115742001682, ИНН 5754020600) об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения от 01.01.2017 N57030142000467,
УСТАНОВИЛ:
Отдел коммунального хозяйства Администрации Мценского района (далее - истец, ОКХ Администрации Мценского района) обратился в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" (далее - ответчик, ООО "Орловский энергосбыт") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 01.01.2017 N 57030142000467 в части определения порядка расчетов, изложив пункты договора в следующей редакции:
- пункт 4.4.: "Абонент оплачивает электрическую энергию (мощность) Гарантирующему поставщику по регулируемым ценам, в следующем порядке:";
- подпункт 4.4.1. "30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, оплачивается в срок до 10-го числа этого месяца;" исключить.
- подпункт 4.4.2 "40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, оплачивается в срок до 25-го числа этого месяца;" исключить.
- подпункт 4.4.3 изложить в следующей редакции: "Стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), оплачивается при предоставлении акта счёта потреблённой электрической энергии за расчётный период в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет погашения задолженности за предшествующие расчетные периоды, а при отсутствии задолженности за предшествующие периоды засчитывается в счет платежа за следующий месяц.".
- подпункт 4.5: "Подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) принимается равным фактически принятым абонентом количества электрической энергии (мощности) в соответствии с данными учета электрической энергии. В случае отсутствия данных об объеме потребления Абонентом за предшествующий расчетный период, подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из отношения максимальной мощности энергопринимающих устройств Абонента и коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824." (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 31.10.2017 по делу N А48-2962/2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Принята следующая редакция договора энергоснабжения от 01.01.2017 N 57030142000467:
"4.4. Абонент оплачивает электрическую энергию (мощность) Гарантирующему поставщику по свободным (нерегулируемым) ценам, в следующем порядке:
4.4.1. 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, оплачивается в срок до 10-го числа этого месяца;
4.4.2. 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, оплачивается в срок до 25-го числа этого месяца;
4.4.3. Стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных Абонентом в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывастся в счет погашения задолженности за предшествующие расчетные периоды, а при отсутствии задолженности за предшествующие периоды засчитывается в счет платежа за следующий месяц.
4.5. Стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки для расчета платежей, которые должны быть произведены Абонентом до 10-го и до 25-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), определяется как произведение нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) за последний расчётный период, в отношении которого она определена и официально опубликована для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации нерегулируемых цен, и подлежащего оплате объема покупки электрической энергии (мощности). Подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) принимается равным объёму потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период. В случае отсутствия данных об объёме потребления Абонентом за предшествующий расчетный период, подлежащий оплате объём покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из отношения максимальной мощности энергопринимающих устройств Абонента и коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824."
Не согласившись с принятым судебным актом, ОКХ Администрации Мценского района обратился в суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, неправильное применение норм права, просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ОКХ Администрации Мценского района доводы апелляционной жалобы поддержал, просил обжалуемый судебный акт, отменить иск удовлетворить.
В настоящее судебное заседание ООО "Орловский энергосбыт" явку полномочного представителя не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, поступившее ходатайство, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Через канцелярию суда от ООО "Орловский энергосбыт" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
При рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО "Орловский энергосбыт" направило в адрес ОКХ администрации Мценского района проект договора энергоснабжения N 57030142000467 от 01.01.2017, согласно которого пункты 4.4, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3,4.5 были изложены в следующей редакции:
"4.4. Абонент оплачивает электрическую энергию (мощность) Гарантирующему поставщику по свободным (нерегулируемым) ценам, в следующем порядке:
4.4.1. 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, оплачивается в срок до 10-го числа этого месяца;
4.4.2. 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, оплачивается в срок до 25-го числа этого месяца;
4.4.3. Стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных Абонентом в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается в срок до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывастся в счет погашения задолженности за предшествующие расчетные периоды, а при отсутствии задолженности за предшествующие периоды засчитывается в счет платежа за следующий месяц.
4.5. Стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки для расчета платежей, которые должны быть произведены Абонентом до 10-го и до 25-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), определяется как произведение нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) за последний расчётный период, в отношении которого она определена и официально опубликована для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации нерегулируемых цен, и подлежащего оплате объема покупки электрической энергии (мощности). Подлежащий оплате объем покупки электрической энергии (мощности) принимается равным объёму потребления электрической энергии (мощности) за предшествующий расчетный период. В случае отсутствия данных об объёме потребления Абонентом за предшествующий расчетный период, подлежащий оплате объём покупки электрической энергии (мощности) рассчитывается исходя из отношения максимальной мощности энергопринимающих устройств Абонента и коэффициента оплаты мощности, равного 0,002824.", который был подписан контрагентом "с протоколом разногласий" (т.1, л.д.10-11).
24.01.2017 ОКХ Администрации Мценского района в адрес ООО "Орловский энергосбыт" направил протокол разногласий от 01.01.2017 с сопроводительным письмом от 24.01.2017 N 34 с предложением своей редакции условий договора: изменить редакцию подпункта 4.4. и подпункты 4.4.1. и 4.4.2. исключить, изменить редакцию подпункта 4.4.3 и пункта 4.5.(т.1, л.д.13-15).
31.01.2017 стороны подписали протокол согласования разногласий по договору N 57030142000467 от 01.01.2017 (т.1, л.д.16-18), однако 21.02.2017 абонент представил протокол разногласий к протоколу согласования разногласий к договору N 57030142000467 (т.1, л.19-23), в котором продублировал свои условия, изложенные в протоколе разногласий от 01.01.2017. В свою очередь гарантирующий поставщик ответил на повторный протокол разногласий протоколом согласований разногласий 2 от 10.03.2017, указав подробное обоснование отклонения предложенной абонентом редакции (т.1, л.д.24-27), указанный протокол истцом подписан не был.
25.04.2017 истец с целью урегулирования разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 01.01.2017 N 57030142000467 в части определения порядка расчетов, обратился в Арбитражный суд Орловской области с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор энергоснабжения в силу статьи 426 ГК РФ относится к публичным, поэтому на него распространяются требования пункта 3 статьи 539 ГК РФ, предусматривающего применение к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В силу абз. 3 п. 39 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 при несогласии заявителя с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора. Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа. При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд.
Согласно статье 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Таким образом, стороны, при заключении и исполнении договора энергоснабжения должны руководствоваться Федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ, Основными Положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства N 442 от 04.05.2012 (далее - Основные положения N 442), Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила ограничения N 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
В силу п. 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 гарантирующий поставщик наделен правом разработки формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки)) электрической энергии (мощности) в соответствии с обязательными правилами.
Пункт 33 Основных положений N 442 предусматривает, что договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом. Гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения для обслуживаемых им потребителей, а также разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.
Судом установлено, что договор энергоснабжения в силу ст. 426 ГК РФ относится к публичным договорам, условия которых являются одинаковыми для всех контрагентов, ч. 1 указанной статьи закона исключает предпочтение одному лицу перед другим.
Согласно части 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения эпергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу части 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Особенностью поставки электрической энергии является непрерывность такой поставки.
Ввиду особенности ресурсоснабжения, непрерывности такого процесса, законодатель предусмотрел особый порядок расчетов.
Порядок осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность), в том числе по продаже по нерегулируемым ценам регламентирован главой IV Основных положений N 442.
Пунктом 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства N 442 от 04.05.2012 установлен порядок оплаты приобретенной электрической энергии потребителями на розничном рынке электрической энергии: "Потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком: 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца; 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца; стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата".
Указанная норма является диспозитивной.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашение условие договора определяется диспозитивной нормой.
По мнению суда, предлагаемая ответчиком редакция договора энергоснабжения от 01.01.2017 N 57030142000467 полностью соответствует п. 82 Основных положений, и в отсутствие соглашения об ином, условие договора о порядке расчетов должно быть определено с учетом указанной нормы.
Утверждение истца о том, что платежи 30 и 40 % стоимости электрической энергии относятся к авансовым является ошибочным.
Согласно ч. 1 статьи 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 настоящего Кодекса.
Таким образом, понятие авансового платежа определяется наличием предоплаты за непотребленный (неполученный) товар.
Платежи: 30 и 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности), предусмотренные Основными положениями N 442 и условиями договоров в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата вносятся до 10-го и 25-го числа этого месяца и фактически не являются авансовыми, а являются промежуточными (текущими) за уже поставленную электрическую энергию, так как потребление электроэнергии осуществляется абонентом непрерывно и условие о таких платежах заявлено в месяце потребления, а не месяцем ранее.
В силу п. 4. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Соответственно, при принятии нормативных актов органами местного самоуправления данная норма должна соблюдаться.
Ссылка истца на ст. 5 решения Мценского районного совета народных депутатов от 29.12.2016 N 22 "О бюджете Мценского района на 2017 год и на плановый период на 2018 и 2019" правомерно отклонена судом области.
Согласно пп.2 п.5 ст.6 Решения Мценского районного Совета народных депутатов от 29.12.2016 N 22 "О бюджете Мценского района на 2017 год и на плановый период на 2018 и 2019 годы" получатель средств бюджета Мценского района при заключении договоров (муниципальных контрактов) на поставку товаров (работ, услуг) вправе предусматривать авансовые платежи в размере 30 процентов от суммы договора (муниципального контракта), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами администрации Мценского района, - по остальным договорам (муниципальным контрактам).
Таким образом, Мценский районный Совет народных депутатов также предусмотрел иные условия контрактов в случае наличия соответствующих действующих норм в законодательстве Российской Федерации.
Законодательство об энергоснабжении (в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ, пунктом 3 ст. 539 ГК РФ, статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"), в частности, в п. 82 Основных Положений функционирования розничных рынков электрической энергии предусматривает особый порядок расчетов за потребленную электрическую энергию.
Учитывая тот факт, что платежи 30 и 40% стоимости потребленной в текущем месяце электрической энергии не относятся к авансовым, а являются текущими, то, суд пришел к выводу, что п. 4.5 контракта составлен в полном соответствии, с действующим законодательством и иная редакция данного пункта будет ему противоречить.
По поводу указания в п.4.4 и 4.5 договора энергоснабжения от 01.01.2017 N 57030142000467 на оплату по свободным (нерегулируемым) ценам, суд указал следующее.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" государственное регулирование тарифов на электроэнергию осуществляется только в части тарифов для населения. Иным категориям потребителей электрическая энергия поставляется по свободным нерегулируемым ценам.
Государственное регулирование тарифов на территории Орловской области осуществляется Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области, которое приказами от 19.12.2013 N 2231-Т, от 19.12.2014 N 2332-Т, от 25.12.2015 N 2264-Т, от 20.12.2016 N 1735-Т утвердило тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Орловской области.
Указанным приказом определен перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, и истец не относится ни к одной из категорий.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие соответствующего решения регулирующего органа об отнесении истца к потребителям, в отношении которых установлены какие-либо льготы, у истца при определении размера поставленной электрической энергии не имеется оснований для применения другого тарифа.
Ссылки истца на п.7 и п.4 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 28.08.2017) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", согласно которому к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) предоставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности отнесены:
Юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии (п.4).
Объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи). Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности (п.7).
Из материалов дела следует, что приобретаемая у ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" электрическая энергия ОКХ администрации Мценского района используется для работы артезианских скважин, водонапорных башен, которые снабжают водой населенные пункты.
При этом указанные объекты, водопроводные и канализационные сети сдаются истцом в аренду организациям коммунального комплекса, в частности, ООО "Отрадинское" (т.2, л.д.94-99), которое оказывает населению коммунальную услугу по водоснабжению.
При этом ООО "Отрадинское" помимо арендной платы производит оплату за потребленную электроэнергию на основании счетов, выставляемых ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" в адрес ОКХ администрации Мценского района (п.3.1 дополнительного соглашения к договору аренды водопроводных сетей, расположенных в границах Отрадинского сельского поселения, Подмокринского сельского поселения, Башкатовского сельского поселения от 29.09.2017 N 16) и вносит 50% предоплату (п.3.6 Договора от 29.09.2017 N 16). Как пояснял представитель истца, аналогичные договоры заключены и с другими организациям коммунального комплекса, по сути, управляющими компаниями.
ООО "Отрадинское", которое фактически использует и оплачивает электроэнергию, осуществляет деятельность по водоснабжению в качестве коммерческой деятельности, в том числе с установлением тарифа, что также, однозначно, исключает его из перечня категорий потребителей, указанных в приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и в п. 71.1 данного Постановления.
Арбитражным судом области также не принята ссылка истца и на п.81 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 28.08.2017) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" о том, что покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, поскольку истец не приобретает электрическую энергию для ее поставки населению, электрическая энергия истцом не передается непосредственно конечному потребителю-населению в неизменном виде, а используется в коммерческой деятельности по водоснабжению.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые пункты договора энергоснабжения от 01.01.2017 N 57030142000467 следует принять в редакции ООО "Орловский энергосбыт", в связи с чем, требования истца удовлетворению не подлежат.
Довод апелляционной жалобы о том, что ОКХ администрации Мценского района приобретает электроэнергию по тарифу 2,53 руб. за кВ/ч, т.е. по регулируемой цене, цене установленной Приказом Управления по тарифам и ценовой политике Орловской области от 20.12.2016N 1735-Т, в связи с чем, по мнению заявителя, применение к нему регулируемого тарифа указывает на факт отнесения данного органа специальной компетенции к категории юридических лиц, приобретающих электрическую энергию (мощность) для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения в населенных пунктах, что позволяет оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, отклоняется судебной коллегией как основанный на неверном толковании норм права без учета фактических обстоятельств дела.
Согласно п. 104 Основных положений N 442 гарантирующие поставщики продают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках в границах своих зон деятельности в качестве гарантирующих поставщиков потребителям (покупателям), за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), рассчитанных в соответствии с настоящим документом с учетом объемов электрической энергии и мощности, приобретаемых по регулируемым договорам на оптовом рынке (за исключением регулируемых договоров, заключаемых для обеспечения электрической энергией (мощностью) населения и приравненных к нему категорий потребителей), и индикативных цен на электрическую энергию и мощность, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Свободная цена на электроэнергию имеет императивный характер, условие о цене электроэнергии (мощности) определяется законодательством.
Как следует из приложения N 1 к договору точками поставки являются артезианские скважины, которые снабжают водой сельские населенные пункты. т.е., электрическая энергия не передается непосредственно конечному потребителю-населению в неизменном виде, а используется для коммерческой деятельности по водоснабжению.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые соответствующими государственными органами.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-э/2, установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители, 2 группа - население, 3 группа - прочие потребители.
При этом к тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым тарифам.
Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" государственное регулирование тарифов на электрическую энергию осуществляется только в части тарифов для населения. Иным категориям потребителей электрическая энергия поставляется по свободным нерегулируемым ценам.
В пункте 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1178 указано, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по каждому уровню напряжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 на уровне, не превышающем уровень, установленный для указанных цен (тарифов) на 2011 год с учетом пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172.
Государственное регулирование тарифов на территории Орловской области осуществляется Управлением по тарифам и ценовой политике Орловской области, которое приказами от 19.12.2013 N 2231-Т, от 19.12.2014 N 2332-Т, от 25.12.2015 N 2264-Т, от 20.12.2016 N 1735-Т утвердило тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Орловской области.
Указанными приказами определен перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, ОКХ администрации Мценского района не относится ни к одной из этих категорий.
Довод апелляционной жалобы о невозможности применения ответственности за несвоевременное внесение авансовых платежей являлся предметом исследования арбитражного суда области, получил надлежащую правовую оценку и отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
Судебная коллегия исходит из правового подхода, изложенного в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016.
Исходя из положений ст. 1, 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Положениями ГК РФ и законодательством в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии не ограничено право ресурсоснабжающей организации начислять неустойку за нарушение сроков внесения промежуточных платежей.
В случае, когда судами установлено, что стороны согласовали условие о начислении неустойки, в том числе на промежуточные платежи, у арбитражного суда не имелось оснований для неприменения этого условия договора.
Иных убедительных аргументов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Орловской области от 31.10.2017 по делу N А48-2962/2017 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 3 000 руб. относится на заявителя жалобы и возврату не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 31.10.2017 по делу N А48-2962/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела коммунального хозяйства Администрации Мценского района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.