г. Чита |
|
16 марта 2018 г. |
Дело N А19-24001/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соломиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Лесопильно-деревообрабатывающий комплекс Игирма" на определение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2018 года о прекращении производства по делу N А19-24001/2017 по заявлению Акционерного общества "Лесопильно-деревообрабатывающий комплекс Игирма" (ОГРН 1073811006060, ИНН 3811113307; г. Иркутск, ул. Карла Маркса, д. 40, этаж 5) к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Амиль Наргис Гуль ака (адрес места работы: г. Иркутск, ул. Киевская, д. 24) о признании недействительным постановления от 10 мая 2017 года о взыскании исполнительского сбора,
третьи лица: прокурор Куйбышевского района г. Иркутска (г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, д. 14), Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (ОГРН 1043801066781, ИНН 3811085917; г. Иркутск, ул. Партизанская, д. 79),
(суд первой инстанции: Куклина Л.А.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Акционерное общество "Лесопильно-деревообрабатывающий комплекс Игирма" (далее - ОАО "ЛДК Игирма", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Амиль Наргис Гуль ака о признании недействительным постановления от 10 мая 2017 года о взыскании исполнительского сбора.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23 ноября 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены прокурор Куйбышевского района и Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - УФССП по Иркутской области).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2018 года производство по делу прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации, в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, АО "ЛДК Игирма" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, считая его необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своей позиции АО "ЛДК Игирма" указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде является ошибочным, не соответствует положениям части 6 статьи 30 и пункта 3 части 2 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и влечет нарушение права Общества на судебную защиту.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу судебным приставом-исполнителем, отделом судебных приставов и прокурором Куйбышевского района не представлен.
О времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК Российской Федерации), что подтверждается отчетами об отправке служебной информации по электронной почте от 21 февраля 2018 года, а также отчетом о публикации 22 февраля 2018 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 20 июля 2016 года по гражданскому делу N 2-1673/2016, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 7 ноября 2016 года N 33-14704/2016, удовлетворен иск межрайонного природоохранного прокурора к АО "ЛДК Игирма".
На основании вступившего в законную силу решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 20 июля 2016 года выдан исполнительный лист ФС N 007705537 от 28 ноября 2016 года, после предъявления к исполнению судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 1373699/16/38021-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление от 16 декабря 2016 года (л.д. 7).
В данном постановлении Обществу был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии этого постановления; также было указано, что в случае неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа будет взыскан исполнительский сбор.
В связи с неисполнением должником в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа с него на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 10 мая 2017 года взыскан исполнительский сбор за неисполнение исполнительного документа неимущественного характера в размере 50 000 рублей (л.д. 8).
14 ноября 2017 года АО "ЛДК Игирма" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 10 мая 2017 года по исполнительному производству N 1373699/16/38021-ИП.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о неподведомственности настоящего дела арбитражному суду, исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и арбитражных судов в соответствии со статьями 27, 28 и 33 АПК Российской Федерации.
Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 29 АПК Российской Федерации и частей 2 и 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве.
В силу части 1 статьи 27 АПК Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В частности, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункты 2 и 5 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации).
На основании статьи 329 АПК Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Право должника на оспаривание постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора закреплено в части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, согласно которой должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 128 Закона об исполнительном производстве постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
- исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
- исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
- в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции (часть 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве взыскание исполнительского сбора относится к исполнительным действиям.
Под исполнительными действиями понимаются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (часть 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве).
Частью 6 статьи 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Исходя из анализа приведенных выше норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что по смыслу пункта 3 части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве арбитражному суду подведомственны заявления об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя, принятых при исполнении постановлений о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов при наличии двух условий: 1) должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) исполнительное производство возбуждено в связи с осуществлением должником предпринимательской деятельности.
Во всех остальных случаях такое заявление должно подаваться в суд общей юрисдикции.
При этом, как разъяснено в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 августа 2011 года N ВАС-10313/11, в пункте 3 части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве имеются в виду постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенные в рамках отдельно возбужденного исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, по основанию, указанному в части 6 статьи 30 этого же Закона.
В случае же вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции, дела об оспаривании таких постановлений в любом случае подведомственны судам общей юрисдикции вне зависимости от статуса должника и характера осуществляемой им деятельности.
Как следует из материалов настоящего дела, основанием для взыскания исполнительского сбора послужило неисполнение Обществом в установленный срок требований исполнительного документа (исполнительного листа ФС N 007705537, выданного Куйбышевским районным судом г. Иркутска на основании вступившего в законную силу решения от 20 июля 2016 года по гражданскому делу N 2-1673/2016).
Исполнительный лист N ФС N 007705537 от 28 ноября 2016 года выдан Куйбышевским районным судом г. Иркутска на обязание ООО "ЛДК Игирма":
- разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, общей площадью 98178 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Игирминское участковое лесничество, 3 эксплуатационные леса, Туригская дача, кварталы N N 1, 2, 5, 6, 8 ч-11 ч, 12-15, 17, 19- 27, 28 ч-30 ч, 31-45, 47. 48, 49 ч-51 ч, 52-71, 77, 78 ч-80 ч, 81-97, 98 ч, 107 ч, 108 ч, 109, 110 ч, 112 ч, 114 ч, 115 ч, 116, 117 ч-119 ч, 120-124, 125 ч, 126 ч, 142 ч, 143-146. 147 ч-149 ч, 154 ч- 159 ч, 174, 176-179, 199, 200, 202, 222, отразив их в проекте освоения лесов;
- изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов, в границах лесного участка площадью 98178 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Игирминское участковое лесничество, эксплуатационные леса, Туригская дача, кварталы N N 1, 2, 5, 6, 8 ч-11 ч, 12-15, 17, 19-27, 28 ч-30 ч, 31-45, 47, 48, 49 ч-51 ч, 52-71, 77, 78 ч-80 ч, 81-97, 98 ч, 107 ч, 108 ч, 109, 110 ч-112 ч, 114, 115 ч, 116, 117 ч-119 ч, 120-124, 125 ч, 126 ч, 142 ч, 143- 146, 147 ч-149 ч, 154 ч-159 ч, 174, 176-179, 199, 200, 202, 222, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу;
- разработать конкретные виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира и водных объектов в границах лесного участка, общей площадью 78719 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, эксплуатационные леса, Рудногорское участковое лесничество, эксплуатационные леса, Рудногорская дача, кварталы N N 1-3, 6-9, 16-27, 35-46, 35-46, 60-70, 84-94, 114-119, 144-147, 174, 175, 211-229, отразив их в проекте освоения лесов в течение месяца со дня вступления решения в законную силу;
- изготовить тематическую лесную карту, содержащую пространственное размещение мест конкретных мероприятий по охране животного мира и водных объектов, в границах лесного участка площадью 78719 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество, эксплуатационные леса, Рудногорская дача, кварталы N N 266-269, 286-290, 314-318, 346-352, 381-383; Северная дача, кварталы NN 1-3, 6-9, 16- 27, 35-46, 60-70, 84-94, 114-119, 144-147, 174, 175, 211-229 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, оспариваемое Обществом постановление судебного пристава-исполнителя от 10 мая 2017 года о взыскании исполнительского сбора вынесено в рамках исполнительного производства N 1373699/16/38021-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа суда общей юрисдикции.
Как указывалось выше, в соответствии с положениями части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве взыскание исполнительского сбора относится к исполнительным действиям, под которыми понимаются совершаемые судебным приставом-исполнителем действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом. Оно выносится в процессе исполнительного производства по делам, разрешаемым судами и иными уполномоченными органами. В этой связи оно носит производный (вторичный) характер, поскольку принимается только в процессе принудительного исполнения актов судов и иных органов на основании выданных ими исполнительных документов.
В рассматриваемом случае вынесение судебным приставом-исполнителем постановления от 10 мая 2017 года о взыскании исполнительского сбора было направлено на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а также на понуждение АО "ЛДК Игирма" к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном листе ФС N 007705537 от 28 ноября 2016 года, выданного Куйбышевским районным судом г. Иркутска.
Иными словами, оспариваемое постановление напрямую связано с исполнением исполнительного листа, выданного судом общей юрисдикции.
При этом такое постановление вынесено именно в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, а не в рамках отдельно возбужденного исполнительного производства по взысканию с АО "ЛДК Игирма" исполнительского сбора.
В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указано, что арбитражным судам неподведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 названный пункт признан не подлежащим применению с 17 ноября 2015 года, однако это вовсе не означает, что изменился правовой подход к определению подведомственности рассматриваемой категории дел и в настоящее время такие дела подведомственны арбитражным судам вне зависимости от того, в рамках каких исполнительных производств судебным приставом осуществляются исполнительные действия.
Так, в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.
То есть определяющим значением является орган, который выдал соответствующий исполнительный документ. В случае если исполнительный документ выдан судом общей юрисдикции либо иным несудебным органом, проверка законности которого относится к компетенции суда общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений (в том числе о взыскании исполнительского сбора), действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанные с осуществлением исполнительного производства, возбужденного на основании такого исполнительного документа, в любом случае разрешаются только судом общей юрисдикции.
Кроме того, в сохраняющем силу постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 года N 3342/10 указано, что производство, связанное с исполнением судебных актов суда общей юрисдикции, является завершающей стадией гражданского процесса и регулируется разделом VII Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом арбитражные суды не вправе вмешиваться в деятельность судов общей юрисдикции и нарушать правила подведомственности.
Исходя из смысла приведенных выше норм АПК Российской Федерации и Закона об исполнительном производстве, определяющих компетенцию арбитражных судов по разрешению споров, возникающих на стадии исполнительного производства, и приведенных выше правовых позициях высших судебных инстанций, арбитражные суды неправомочны рассматривать дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, связанных с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
Поскольку по настоящему делу оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя связано с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оснований, предусмотренных АПК Российской Федерации и иными федеральными законами, для его рассмотрения в арбитражном суде не имеется.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции, исходя из взаимосвязанных положений статей 27, 29 и 329 АПК Российской Федерации, статьи 128 Закона об исполнительном производстве, а также приведенных выше правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, соглашается с выводом суда первой инстанции о неподведомственности рассматриваемого спора арбитражному суду.
Поддерживая выводы суда первой инстанции о наличии основания для прекращения производства по делу, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации, суд апелляционной инстанции учитывает и положения действующего законодательства о недопустимости рассмотрения дела судом, к подсудности или подведомственности которого оно не относится.
В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 262-О разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации соответствуют общепризнанному международно-правовому принципу осуществления правосудия только компетентным судом.
В частности, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (пункт 1 статьи 6) и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (пункт 1 статьи 14) установили, что каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона, при соблюдении принципа равенства всех перед судом.
Международные стандарты в сфере правосудия требуют, чтобы праву быть судимым законным судом корреспондировала обязанность государства создавать и поддерживать такую судебную систему, в которой судьи отвечают критериям независимости, беспристрастности, компетентности и способны эффективно осуществлять свои полномочия (пункт "i" статьи 1 раздела II резолюции (2002) 12 Комитета Министров Совета Европы от 18 сентября 2002 года "Учреждение Европейской комиссии по эффективности правосудия").
В § 21 Постановления Европейского Суда по правам человека от 10 апреля 2008 года N 3548/04 по делу "Лучкина (Luchkina) против Российской Федерации" указано, что ошибки, связанные с юрисдикцией, должны рассматриваться в качестве существенных нарушений, подлежащих исправлению посредством надзорного производства.
Следовательно, несоблюдение правил подведомственности также означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.
На недопустимость нарушений правил подведомственности и вмешательства в деятельность судов общей юрисдикции обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 года N 3342/10.
То есть прекращение судом первой инстанции производства по настоящему делу свидетельствует не только о соблюдении действующего процессуального законодательства, но и обеспечивает реализацию конституционного права сторон (в том числе службы судебных приставов и прокурора Куйбышевского района) на законный суд.
Единственным возможным исключением из приведенного правила могла бы явиться ситуация, когда АО "ЛДК Игирма" до обращения в арбитражный суд обратился бы с аналогичными требованиями в соответствующий суд общей юрисдикции и последний вступившим в законную силу судебным актом возвратил его заявление в связи с неподведомственностью.
Только в этом случае арбитражный суд обязан был бы рассмотреть неподведомственное ему заявление Общества, поскольку недопустимой является ситуация, в которой лицо не может реализовать предусмотренное законодательством право на судебную защиту (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 7131/08, от 29 мая 2012 года N 17607/11, от 26 марта 2013 года N 15480/12 и от 25 июня 2013 года N 14520/12, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2016 года N 301-КГ15-20284, пункт 32 раздела XI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 октября 2016 года).
Однако в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением АО "ЛДК Игирма" не обращалось, направив свое заявление сразу же в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что прекращение производства по делу N А19-24001/2017 не означает, что гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право Общества на судебную защиту нарушено, поскольку при обращении с соответствующим административным исковым заявлением в суд общей юрисдикции факт прекращения арбитражным судом производства по делу по мотиву неподведомственности может являться (при отсутствии иных препятствий) основанием для восстановления судом общей юрисдикции пропущенного срока на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы также рассмотрены, но при изложенных обстоятельствах, правовом регулировании и приведенных выше правовых позициях высших судебных инстанций они не опровергают правильных выводов суда первой инстанции о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для прекращения производства по делу, в связи с чем у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на определение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2018 года о прекращении производства по делу N А19-24001/2017, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 271 и 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2018 года о прекращении производства по делу N А19-24001/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в месячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24001/2017
Истец: Акционерное общество "Лесопильно-деревообрабатывающий комплекс Игирма" (ЗАО "ЛДК Игирма")
Ответчик: ИП Судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по ИО УФССП России по Иркутской области-Амиль Наргис Гуль ака
Третье лицо: Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска, Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области