г. Москва |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А40-180356/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Титовой И.А., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ашибоковым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Зордекс" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.12.2017 по делу N А40-180356/17, принятое судьей Немовой О.Ю. (72-1431),
по иску Министерства строительного комплекса Московской области (правопреемник Главное управление государственного строительного надзора Московской области)
к ответчику ООО "Зордекс", о приостановлении на 12 месяцев осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости,
при участии в судебном заседании:
от истца: Костандян Ю.А. по доверенности от 19.12.2017 г.,
от ответчика: внешнего управляющего представитель Бондарь Т.Р. по доверенности от 01.11.2017 г.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительного комплекса Московской области (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о приостановлении на 12 месяцев осуществления ООО "Зордекс" деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2017 исковые требования истца удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Зордекс" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе,
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 269, 271 АПК РФ, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Заявление мотивировано наличием обстоятельств, предусмотренных п. 15 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п. 1, 3 и 4 ч. 15 ст. 23 Федерального закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в случае, более чем на тридцать дней задержано представление отчетности, предусмотренной настоящим Федеральным законом; если застройщик не исполняет обязанность по передаче объекта долевого строительства в течение трех месяцев со дня наступления удовлетворения таких требований и (или) исполнения такой обязанности, а также, если застройщиком не исполнялись положения настоящего Федерального закона и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты при условии, что в течение года к застройщику два и более раза применялись предусмотренные Федеральным законом меры воздействия.
В соответствии с "Правилами представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства" утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 "О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства", застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль надзор в области долевого строительства объектов недвижимости (далее уполномоченный орган), отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее отчетность).
В соответствии с п. 2 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительств утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, в состав отчетности включаются: отчеты по формам согласно приложений N 1-4, справки, представляемые при наличии расторгнуты договоров за отчетный период с указанием оснований расторжения каждого договора, при наличии неисполненных (просроченных) по договорам представляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств, при наличии прочих расходов представляется справка с указанием направления расходования денежных средств и ссылкой проектную документацию, предусматривающую это направление расходования денежных средств, по итогам 4-го квартала (годовая) предоставляется бухгалтерская отчетность застройщика, составленная в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации с аудиторским заключением за последний год осуществления застройщике предпринимательской деятельности.
Отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
Так же застройщиком предоставляется проектная декларация и ежеквартальные изменения, предусмотренные ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, разрешение на строительство многоквартирного дома (или) иного объекта недвижимости, свидетельство о государственной регистрации права собственности и (или) договора аренды (субаренды земельного участка, предоставленного для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с отметкой государственной регистрации, первый зарегистрированный договор участия в долевом строительстве, реестр заключенных договоров участия в долевом строительстве (с указанием ФИО участника долевого строительства, номера передаваемой квартиры, номера договора, даты заключения и регистрации договора, даты первой оплаты, общей суммы оплаты по договору), разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В соответствии с п. п. 6 п. 15 Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области, утвержденного постановлением Правительством Московской области от 03.10.2013 N 786/44 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Министерстве строительного комплекса Московской области", Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости территории Московской области.
Уполномоченным органом, в который предоставляется отчетность, является Министерство строительного комплекса Московской области (далее Министерство).
Министерство вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор; муниципального контроля" срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства
многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Минмособлстроя от 21.04.2014 N 61 утвержден Административный регламент Министерства по исполнению государственной функции по осуществлению государстве иного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области", между тем осуществить свои функции с целью защиты участников долевого строительства без принятия меры соразмерной нарушениям со стороны застройщика невозможно.
В целях недопущения нарушения прав граждан при участии в долевом строительстве, в соответствии с п. 1 ст. 53 АПК РФ, Министерство вправе обратиться в суд в защиту публичных интересов.
Как следует из материалов дела, Администрацией муниципального образования "Городское поселение Обухово Московской области" ООО "Зордекс" выдано разрешение на строительство от 26.07.2012 N RU50502103-37/2012, которое было продлено Министерством строительного комплекса Московской области до 28.12.2017.
В связи с отсутствием у застройщика аудиторского заключения за 2015 год Контролирующим органом в адрес ООО "Зордекс" было вынесено предписание от 01.08.2016 50МС N 04/0387/16 об устранении выявленных нарушений со сроком устранения выявленных нарушений до 01.09.2016.
Поскольку указанное нарушение установлено не было, Министерством МО в отношении ООО "Зордекс" составлен протокол об административном правонарушении 50МС N 03/0498/16 от 20.10.2016, и постановлением об административном правонарушении 50 МС N 05/0498/16 от 26.10.2016 ООО "Зордекс" привлечено к административной ответственности в соответствии с ч.4 ст. 19.5 КоАП РФ.
В дальнейшем в нарушение требований Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 застройщик не предоставил отчетность за третий квартал 2016 года, в связи с чем контролирующим органом составлен протокол об административном правонарушении 50 МС N 03/0036/17 от 31.01.2017 и постановлением об административном правонарушении 50МС N 05/0036/17 от 08.02.2017 ООО "Зордекс" привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 14.28 КоАП РФ.
В связи с непредставлением отчетности за четвертый квартал 2016 года и первый квартал 2017 года ООО "Зордекс" также было привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 14.28 КоАП РФ. постановлениями об административном правонарушении 50МС N 05/0309/17 от 26.07.2017 и 50МС N 05/0310/17 от 26.07.2017 соответственно.
Вышеуказанные постановления контролирующего органа по делам об административных нарушениях в установленном порядке ответчиком не обжаловались, доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
По мнению заявителя, допущенные ООО "Зордекс" нарушения свидетельствуют о нежелании застройщика надлежащим образом соблюдать обязанности по предоставлению отчетности, возложенные на него нормативными требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645, и являются нарушением норм Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя.
При этом суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что с учетом существенных нарушений, допущенных ООО "Зордекс" при ведении деятельности в качестве застройщика, приостановление деятельности ООО "Зордекс", связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, будет является законной, разумной и адекватной мерой, направленной на защиту интересов потенциальных дольщиков.
Доводы ООО "Зордекс", изложенные в апелляционной жалобе, о том, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что Общество находится в процедуре банкротства, что имеется утвержденный План внешнего управления, который не сможет быть реализован при приостановлении деятельности застройщика по привлечению денежных средств участников долевого строительства, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку доказательств того, что обжалуемый судебный акт может повлиять на указанные обстоятельства и правоотношения, в материалы дела не представлены.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, возложенная на ООО "Зордекс" мера призвана обеспечить прозрачный характер деятельности застройщика по привлечению денежных средств для целей строительства и тем самым направлена на защиту прав участников долевого строительства, а не на их нарушение.
При этом приостановление деятельности Общества, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства не ограничивает заинтересованное лицо в осуществлении иной хозяйственной деятельности, помимо деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не препятствует в извлечении доходов от продолжения иной деятельности и не является препятствием для осуществления разрешенного строительства жилого комплекса и сдачи его в эксплуатацию, а связано, исключительно, с запретом на двенадцать месяцев осуществления деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Ходатайство о процессуальной замене Министерства строительного комплекса Московской области на его правопреемника - Главное управление государственного строительного надзора Московской области с учетом Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 N 1049/45, ст.ст. 382, 384 ГК РФ является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
В порядке процессуального правопреемства заменить Министерство строительного комплекса Московской области на Главное управление государственного строительного надзора Московской области.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.12.2017 по делу N А40-180356/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.