г. Москва |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А40-91614/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.12.2017 по делу N А40-91614/17,
принятое судьей М.Ю. Михалкиным,
по заявлению ООО "Синтез-Связь" (ОГРН 1157746017835)
к Управлению Росреестра по г.Москве (ОГРН 1097746680822)
третьи лица - Департамент городского имущества г. Москвы, ГУП "РЭМ"
о признании незаконным решения от 24.04.2017 N 77/012/014/2016-1293 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности
при участии:
от заявителя: |
Вожова Е.М. по дов. от 01.03.2017; |
от ответчика: |
Велиев М.Н. по дов. от 21.12.2017 |
от третьего лица: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Синтез-Связь" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 24.04.2017 г. N 77/012/014/2016-1293 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект по адресу: г. Москва, ул. Матвеевская, д. 42, корпус 3, а также об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2017 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель считает, что решение суда принято при неправильном применении норм права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Синтез-Связь" считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Департамент городского имущества г.Москвы, ГУП "РЭМ", привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, 23.11.1993 между ТУ Москомимущества ЗАО г.Москвы и ТОО "Виктория-91" был заключён договор аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Москвы, предметом которого являлось нежилое помещение площадью 74,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Матвеевская, д.42, корпус 3, на срок с 01.11.1993 по 31.10.1998.
На основании данного договора 15.09.1998 между Комитетом по управлению имуществом г.Москвы и ЗАО "Синтез-Связь" (правопредшественник истца) был заключён договор N 08-252/98 на аренду недвижимого имущества, находящегося в собственности Москвы, предметом которого является то же помещение, на срок с 01.05.1998 по 31.05.1999.
Комиссией по продаже объектов нежилого фонда г.Москвы 17.12.1997 принято решение о продаже в собственность ЗАО "Синтез-Связь" нежилого помещения площадью 74,8 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Матвеевская, д. 42, корпус 3, что подтверждается выпиской из протокола N 144 от 17.12.1997.
Во исполнение данного решения, Комитетом по управлению имуществом г. Москвы 08.01.1998 издано Распоряжение N 39-р о продаже названного помещения в собственность ЗАО "Синтез-Связь".
На основании данного Распоряжения, между ЗАО "Синтез-Связь" (покупатель) и СГУП по продаже имущества г. Москвы (продавец) 21.12.1998 заключён договор купли-продажи имущества N ВАМ (МКИ) 12345, в соответствии с которым продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель - принять и оплатить нежилое помещение общей площадью 74,8 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул.Матвеевская, д. 42, корпус 3.
Указанный договор купли-продажи сторонами исполнен, СГУП по продаже имущества города Москвы выдано Свидетельство о внесении в реестр N 6551 от 28.12.1998 г. к данному договору купли-продажи. Согласно данному Свидетельству, ЗАО "Синтез-Связь" является собственником помещения общей площадью 74,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Матвеевская, д. 42, корпус 3.
В результате реорганизации в форме преобразования образовано ООО "Синтез-Связь", которое является единственным правопреемником ЗАО "Синтез-Связь".
Заявитель 09.12.2016 обратился в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности заявителя на указанное нежилое помещение.
Уведомлением от 24.04.2017 N 77/012/014/2016-1293 Управление отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на указанное помещение, поскольку заявитель не представил документы, свидетельствующие о возникновении у ООО "Синтез-Связь" права на приобретение арендованного помещения по вышеуказанному адресу, в частности, договор аренды с правом выкупа, заключенный до вступления в силу Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", либо договора аренды, заключенного на основании конкурса или аукциона, а также протоколы работы комиссии по проведению конкурса (аукциона).
Полагая, что отказ в государственной регистрации права собственности является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Синтез-Связь" обратилось в арбитражный суд.
Признавая незаконным решение Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), который действовал на дату обращения, к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Перечень документов для государственной регистрации содержится в статьях 11, 13, 16, 17 Закона о регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов осуществляется регистрирующим органом. При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" установлено, что выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, осуществляется лишь по договорам аренды с правом выкупа, которые были заключены до вступления в силу Закона РФ от 03.07.1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ".
В силу пункта 2 статьи 26 указанного Федерального закона в других случаях арендатор государственного и муниципального имущества может приобрести такое имущество в порядке, установленном данным Федеральным законом и Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ.
В соответствии с пунктом 4.5 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 г. N 1535) право на выкуп арендованных помещений по договорам аренды имели: лица, выкупившие имущество государственных и муниципальных предприятий и арендующие помещения, которые занимали эти предприятия; акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, в уставные капиталы которых не вошли арендуемые помещения; арендаторы зданий, нежилых помещений, договоры аренды с которыми заключены на аукционе или по конкурсу.
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 06.02.1995 г. N 96 "О втором этапе приватизации в г. Москве" установлено, что продажа сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории г.Москвы осуществляется по цене, определяемой с учетом рыночной конъюнктуры, в порядке, разрабатываемом Правительством Москвы и утверждаемом (принимаемом) Московской городской Думой.
Постановлением Правительства Москвы от 17.10.1995 г. N 840 введено в действие Положение о порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории города Москвы, согласно которому арендатор имеет преимущественное право выкупа объекта (пункт 2).
Согласно пункту 4 данного Положения продавцом объектов является Фонд имущества г.Москвы, который заключает с покупателем на основе соответствующего распоряжения Москомимущества договор купли-продажи.
Постановлением Московской городской Думы от 02.10.1996 г. N 85 утверждено Положение о порядке продажи объектов нежилого фонда на территории города Москвы.
На основании вышеуказанных нормативных правовых актов Комитетом по управлению имуществом Москвы, правопреемником которого в настоящее время является Департамент городского имущества города Москвы, принято распоряжение от 08.01.1998 г. N 39-р "О продаже в собственность ЗАО "Синтез-Связь" нежилого помещения по ул. Матвеевская, д. 42, корпус 3, общей площадью 74,8 кв.м.".
Таким образом, решение уполномоченного органа - Комитета по управлению имуществом города Москвы, предусматривающее его согласие (волеизъявление) на возможность выкупа арендуемого спорного объекта недвижимости, было выражено в форме распоряжения от 08.01.1998 N 39-р о продаже спорного объекта в собственность заявителя, что не противоречило действовавшему на тот период гражданскому законодательству.
Согласно статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" до введения в действие Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации сделок с недвижимостью.
Пунктом 8 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 г. N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации, имущественных прав" предусмотрено, что до принятия Правительством Москвы Программы создания единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в городе Москве государственную регистрацию прав собственности и других вещных прав на здания, сооружения и нежилые помещения и сделок с ним на базе реестра собственности в соответствии со статьями 131, 219, 223 ч. 1 ст. 1 ГК РФ осуществляет Москомимущество с выдачей Свидетельств о внесении в реестр собственности.
Пунктом 1 Распоряжения Мэра Москвы от 16.06.1994 г. N 288-РМ "О регистрации операций с собственностью физических и юридических лиц в городе Москве" Москомимуществу было поручено осуществлять регистрацию недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений, нежилых помещений), принадлежащего на праве собственности физическим и юридическим лицам на территории города Москвы.
Пунктом 2 названного Распоряжения определено считать внесение в реестр собственности Москомимущества с выдачей Свидетельства о внесении в реестр собственности актом государственной регистрации собственника и принадлежащего ему недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 Положения о реестре частной собственности в городе Москве, утвержденного Распоряжением Мэра Москвы от 16.06.1994 г. N 288-РМ, ведение реестра частной собственности на территории города осуществляет Москомимущество, основанием для включения объектов в реестр частной собственности, является, в том числе и Свидетельство на право собственности, выданное Фондом имущества, Госкомимуществом или Москомимуществом (пункт 5).
Распоряжением Мэра г.Москвы от 06.07.1998 N 682-РМ образован Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы в качестве правопреемника (через реорганизацию) Комитета по управлению имуществом Москвы и Фонда имущества г. Москвы. Для осуществления функций продажи государственного и муниципального имущества, находящегося в собственности г.Москвы, создано специализированное государственное унитарное предприятие по продаже государственного и муниципального имущества.
Распоряжение Мэра Москвы от 16.06.1994 г. N 288-РМ утратило силу с 30 декабря 1998 года в связи с изданием распоряжения Мэра Москвы от 30.12.1998 г. N 1323-РМ.
Из обстоятельств дела следует, что заявителем в порядке приватизации приобретено право собственности на спорное имущество, что подтверждается Свидетельством о внесении в реестр N 6551 от 28.12.1998, выданным Специализированным государственным унитарным предприятием по продаже государственного и муниципального имущества г.Москвы.
Таким образом, данное свидетельство выдано и регистрация права собственности проведена уполномоченным органом в период действия Распоряжения Мэра Москвы от 16.06.1994 г. N 288-РМ.
Статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Аналогичное положение закреплено в пункте 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из обстоятельств дела следует, что при обращении в Управление Росреестра по г.Москве ООО "Синтез-Связь" представило необходимый пакет документов для регистрации права собственности на нежилое помещение, предусмотренный Законом о регистрации, в том числе, свидетельство о регистрации.
Однако Управление в Уведомлении об отказе в государственной регистрации права собственности от 24.04.2017 указало, что заявителем не представлено заявление и иные документы, необходимые для проведения государственной регистрации ранее возникшего права собственности города Москвы на отчуждаемое по Договору от 21.12.1998 N 12345 помещение.
Вместе с тем, Федеральным законом N 218-ФЗ от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости", на который ссылается Управление, обязанность заявителя по представлению пакета документов для регистрации права собственности объекта недвижимости предыдущего правообладателя, не установлена.
Кроме того, указанный Закон в соответствии с частью 1 статьи 72 вступил законную силу с 01.01.2017, то есть на момент обращения ООО "Синтез-Связь" с заявлением о регистрации (09.12.2016), не действовал, в связи с чем ссылка Управления на него является несостоятельной.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ в государственной регистрации прав на спорный объект не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем является недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.12.2017 по делу N А40-91614/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.