г. Хабаровск |
|
20 марта 2018 г. |
А73-879/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ника Сервис: Хмельницкий Я.А., представитель по доверенности от 19.09.2017;
от Хабаровской таможни: Орлова А.В., представитель по доверенности от 25.10.2017 N 05-38/157; Пузанкова А.В., представитель по доверенности от 26.02.2018 N 05-39/063;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровской таможни
на решение от 09.01.2018
по делу N А73-879/2017
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Барилко М.А
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ника Сервис"
к Хабаровской таможне
о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений в декларацию на товары N 10703070/250316/0001397, выраженного в письме от 12.12.2016 N 16-14/19698
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ника Сервис" (ИНН 2511033377, ОГРН 1052502189497, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным решения таможни от 12.12.2016 N 16-14/19698 об отказе внесения общества изменений в графы 43, 45, 47 в ДТ N 10703070/250316/0001397, а также в графу "Для отметок таможенного органа ДТС-1 всех товаров в виде записи "ТС принята", об обязании таможни вернуть обществу излишне уплаченные (взысканные) суммы таможенных платежей по ДТ N 10703070/250316/0001397 в установленном таможенным законодательством таможенного союза порядке и сроки.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-879/2017 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 09.01.2018 по делу N А73-879/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель общества против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-897/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 191 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 утвержден Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары (далее по тексту - Порядок).
Разделом III Порядка регламентировано внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров.
Основания для изменения после выпуска товаров сведений, указанных в ДТ, определены в пункте 11 раздела III Порядка.
Согласно разделу IV Порядка регламентирует внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе декларанта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 11 Порядка сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в том числе в случае: выявления недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей; выявления несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ.
Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании его обращения. Обращение подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ (пункт 12 Порядка).
Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункт 13 Порядка).
К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ (пункт 14 Порядка).
Пунктом 18 Порядка таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в следующих случаях: обращение или документы, представленные в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка, поступили в таможенный орган после истечения срока, предусмотренного статьей 99 Кодекса; не выполнены требования, предусмотренные пунктами 3, 4, 11 - 15 настоящего Порядка; при проведении таможенного контроля после выпуска товаров таможенный орган выявил иные сведения, чем представленные декларантом для внесения в ДТ и указанные в обращении или в документах, представленных в соответствии с абзацем третьим пункта 12 настоящего Порядка.
Таможенный орган в письменной форме информирует декларанта об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.
При отсутствии оснований для отказа во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, предусмотренных пунктом 18 настоящего Порядка, должностное лицо в пределах установленного в соответствии с законодательством государств-членов срока для рассмотрения обращения принимает решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ. Такое решение принимается путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера. При этом должностное лицо производит соответствующие записи (проставляет отметки) в ДТ и КДТ (пункт 19 Порядка).
В рамках заключенного с Дунинской торгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью "ЮЙПЭН" (КНР) контракта от 31.03.2015 NHLDN-219 общество ввезло на таможенную территорию ЕАЭС товары различного назначения в целях декларирования которых, обществом 25.03.2016 в Хабаровскую таможню подана декларация на товары N 10703070/250316/0001397.
Обществом таможенная стоимость товаров определена по первому методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таможенным органом в ходе проверки декларации и представленных документов с использованием СУР были выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров: стоимость задекларированного товара ниже идентичных/однородных товаров, ввозимых по ФТС России. Цена, устанавливаемая в коммерческих документах из расчета за 1 килограмм, не характерна для большинства наименований товаров и их количественного выражения.
Таможенным органом 28.03.2016 принято решение о проведении дополнительной проверки. Обществу предложено в срок до 22.05.2016 представить дополнительные документы, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, в соответствии с перечнем, указанным в названном решении.
В целях выпуска товаров обществу предложено в срок до 08.04.2016 предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с приведенным расчетом. Сумма обеспечения была внесена обществом, таможенный орган осуществил выпуск товара.
Общество в ответ на решение о проведении дополнительной проверки представило дополнительные документы и пояснения.
Таможенный орган по результатам рассмотрения, дополнительно представленных документов, пришел к выводу о не подтверждении обществом обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости в отношении товаров N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 25, 26, в связи с чем, принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N10703070/250316/0001397.
Общество, согласившись откорректировать таможенную стоимость, оформило декларацию таможенной стоимости формы ДТС-2. Скорректированная таможенная стоимость была принята таможенным органом, что подтверждается отметкой "ТС принята" от 29.06.2016 в декларации таможенной стоимости формы ДТС-2. Корректировка таможенной стоимости товаров повлекла за собой увеличение подлежащих уплате таможенных платежей.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в графы 43, 45, 47 в ДТ N 10703070/250316/0001397 в соответствии с представленной КДТ, а также в графу "Для отметок таможенного органа ДТС-1 всех товаров в виде записи "ТС принята". Согласно представленными документами в ДТ N 10703070/250316/0001397 подлежат внесению исходя из первого метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В связи с подачей заявления о внесении изменений в ДТ N 10703070/250316/0001397 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, доначисленных в связи с корректировкой таможенной стоимости товаров.
Таможенный орган решением, выраженным в письме от 12.12.2016, отказал обществу во внесении изменений в декларации на товары, в том числе и в ДТ N 10703070/250316/0001397. Письмом от 16.12.2016 таможенный орган возвратил обществу заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Не согласившись с решением таможни, общество обратилось в арбитражный суд, который обоснованно удовлетворил заявленные требования общества.
В обоснование своего заявления обществом представлены документы, которые подавались при декларировании товаров, в том числе, с учетом дополнительно запрошенных по решению о дополнительной проверке, а также ведомость банковского контроля, которая, по мнению декларанта, подтверждает факт исполнения контракта.
Таможенный орган, отказывая во внесении изменений в ДТ N 10703070/250316/0001397, исходил из того, что представленные декларантом документы, на основании которых, по мнению заявителя, должны быть внесены изменения в ДТ, рассматривались таможенным органом в рамках контроля таможенной стоимости, а повторное рассмотрение этих документов, в том числе ведомости банковского контроля, не опровергает выводы таможенного органа о документальной неподтвержденности заявленной таможенной стоимости.
Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Соглашения между Правительством России, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение) таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 (ГАТТ 1994).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при соблюдении установленных в этой норме условий.
Иные методы определения таможенной стоимости, предусмотренные статьями 6 - 10 Соглашения, применяются, как это прямо следует из их содержания, а также абзацев 2-5 части 1 статьи 2 Соглашения, только при невозможности применения первого метода и прочих предусмотренных названными статьями методов, рассматриваемых последовательно.
Согласно пункту 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Соглашения ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (пункт 1 статьи 68 ТК ТС).
Пунктом 1 статьи 69 ТК ТС предусмотрено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
Пунктом 4 этой же статьи предусмотрено, что если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров (далее - Порядок), а также формы принимаемых в ходе этого контроля решений и перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Пунктом 11 Порядка установлен перечень признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, который не является исчерпывающим.
Принимая решение о корректировке таможенной стоимости товаров, таможенный орган исходил из следующих обстоятельств: стоимость товаров указана в коммерческих документах исходя из расчета за 1 кг, что нехарактерно для большинства наименований товаров, заявленных в декларации, и их количественного выражения; по товарам N N 1, 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 14, 15, 17, 19, 22, 23, 34, 25, 26, 27 заявленная декларантом таможенная стоимость из расчета за 1 кг веса нетто не содержит в полном объеме расходов по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; представленные прайс-листы продавца не содержат сведений о цене товаров N 7 (фитинги из алюминия для соединения поливных шлангов, диаметр - 8 см, длина - 12 см), N 13 (шланги поливочные из вулканизованной резины, армированные металлической проволокой, без фитингов), N 14 (веревка из полимеров пропилена), N 16 (машина сельскохозяйственная для обработки почвы - разбрасыватель органических и минеральных удобрений); представленные прайс-листы действуют на условиях поставки: для продавца - FOB-Дунин; для покупателя - DDU-Полтавка. Транспортные расходы по перевозке товаров и цена будут отличаться в зависимости от условий поставки, что свидетельствует о возможной недостоверности заявленных сведений о стоимости товара; декларантом не представлена экспортная таможенная декларация.
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Количество, ассортимент и цены на товар определяются спецификациями или инвойсами к каждой партии товара, которые являются неотъемлемой частью контракта (пункт 1.2 контракта). Согласно спецификации от 18.03.2016 к контракту сторонами согласовано наименование товара, количество мест, вес нетто, цена за единицу и общая стоимость товара. Сведения также отражены в инвойсах от 18.03.2016 N N 9, 10.
Довод жалобы таможенного органа об отклонении заявленной обществом таможенной стоимости товаров до 79,97% отклоняется, поскольку по задекларированным товарам заявленный обществом ИТС, не превышает ИТС заявленный иными участниками ВЭД, никаких недостоверных сведений об их количестве, стоимости и наименовании таможенным органом не выявлено.
Сторонами контракта согласована поставка определенного количества товара, определенного наименования по согласованной цене.
Стороны свободны в выборе условий при заключении договора, в том числе и в части согласования порядка определения цены товара. Сторонами согласована не только цена товара за единицу, но и общая стоимость каждого наименования товара согласно спецификации N 9 к контракту. В спецификации содержатся все количественные характеристики товара, а именно, количество товара, количество мест, вес нетто.
Данные сведения позволяют достоверно соотнести сведения о цене товара с его количественными характеристиками, установить, что стоимость товара согласована сторонами в долларах США за 1 кг, а не за 1 шт.
Доводы таможенного органа о том, что представленные прайс-листы продавца не содержат сведений о цене товаров, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку таможенный орган не обосновал, каким образом указанное обстоятельство влияет на достоверность заявленных сведений, учитывая, что стоимость указанных товаров согласована сторонами в спецификации и инвойсах, являющихся неотъемлемой частью контракта.
Исходя из обычаев делового оборота, стоимость товаров подлежит согласованию сторонами индивидуально, исходя не только из наименования товара, его характеристик, но и исходя из технического состояния, а поэтому цена данного товара не может быть установлена в прайс-листе.
Согласно контракту также не следует, что цена поставляемого товара устанавливается в прайс-листе. По условиям контракта общество не обязано производить оплату товара на основании цены, указанной в прайс-листе продавца.
Доказательств, подтверждающих, что обществом фактически были ввезены товары, не указанные в ДТ N 10703070/250316/0001397, таможенным органом не представлено.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, о том, что непредставление декларантом по запросу таможенного органа экспортной декларации страны отправления не могло являться достаточным основанием для корректировки таможенной стоимости.
Материалами дела подтверждается, что в рамках проведения дополнительной проверки декларант сообщил таможенному органу о невозможности представления экспортной декларации в силу отказа продавца представить ее покупателю, указанное обстоятельство отражено в решении о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ N 10703070/250316/0001397.
Обязанность представления по требованию таможенного органа документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости может быть возложена на декларанта только в отношении тех документов, которыми тот обладает либо должен располагать в силу закона или обычаев делового оборота.
Внешнеторговый контракт, заключен не с производителем товара, об этом общество указало в своем ответе, таким образом, истребование прайс-листа изготовителя у общества ничем необоснованно. Контрактом предусмотрено, что поставка товаров оформляется: спецификацией, счетом-фактурой (инвойсом), товарно-транспортной накладной, отгрузочной спецификацией. Наличие иных документов, сопровождающих партию товара, контрактом не предусмотрено, стороны контракта не пришли к соглашению о предоставлении покупателю продавцом экспортной декларации в силу отказа последнего представить указанную декларацию.
Таким образом, непредставление документов, которых у декларанта отсутствуют и не могли быть представлены в силу объективных причин, о которых декларант сообщил таможенному органу, не могло послужить основанием для корректировки таможенной стоимости.
Не состоятелен довод таможенного органа на повторный пересмотр документов и ранее принятое решение о КТС в рамках проведенного таможенного контроля до выпуска товара, поскольку установлен иной порядок его принятия, который регламентирован статьей 69 ТК ТС и положениями раздела II Порядка контроля таможенной стоимости товара до их выпуска товара утвержденному решением комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
При изложенных обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции верно признал, что у таможенного органа не имелось законных оснований для корректировки таможенной стоимости в силу отсутствия доказательств недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, заявленной в ДТ N 10703070/250316/0001397.
Ссылка в жалобе таможенного органа на судебную практику не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных лицами, участвующими в деле, доказательств.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора. Новых доводов, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, таможенным органом не приведено.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.01.2018 по делу N А73-879/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.