г. Москва |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А41-63657/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Бархатова В.Ю., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
от истца - Бут Е.Е. по доверенности от 01.06.2017,
от ответчика - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по МО на решение Арбитражного суда Московской области от 14 декабря 2017 года по делу N А41-63657/17, принятое судьей Кулаковой И.А., по иску ООО "СТАТУС" к Управлению Росреестра по МО о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СТАТУС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Росреестра по Московской области от 26.06.2017 NN МО-17/РКФ-242877, МО-17/РКФ-242183, МО-17/РКФ-242199, МО-17/РКФ-242876 об отказе в постановке на кадастровый учет помещений, образованных в результате перепланировки и (или) переоборудования, расположенных по адресу: Московская область, город Звенигород, улица Чехова, дом 1:
- помещение N 2, назначение: нежилое, общей площадью 380,4 кв. м, этаж 1
- помещение N 3, назначение: нежилое, общей площадью 276,1 кв. м, этаж 1
- помещение N 4, назначение: нежилое, общей площадью 184.3 кв. м, этаж 1
- помещение N 5, назначение: нежилое, общей площадью 58,4 кв. м, этаж 1. Об обязании Управления Росреестра по Московской области произвести соответствующие регистрационные действия (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 декабря 2017 года по делу N А41-63657/17 требования ООО "СТАТУС" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по МО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм процессуального и материального права.
Представитель ООО "СТАТУС" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления Росреестра по МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя истца, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществу на праве собственности принадлежат помещения, расположенные по адресу: Московская область, город Звенигород, улица Чехова, дом 1:
- помещение, назначение: нежилое, общей площадью 583,9 кв. м, этаж цоколь, пом. 1,
- помещение, назначение: нежилое, общей площадью 107,8 кв. м, этаж 1, пом. 2,
- помещение, назначение: нежилое, общей площадью 337,6 кв. м, этаж 1, пом. 3.
На основании решения Администрации городского округа Звенигород от 12.05.2016, и протокола от 12.05.2016 N 2, было принято решение о переустройстве и (или) перепланировке помещений путем разделения на пять отдельных помещений, имеющих следующие характеристики:
- помещение, назначение: нежилое, общей площадью 102,9 кв. м, этаж 1, цоколь, пом. 1
- помещение, назначение: нежилое, общей площадью 380,4 кв. м, этаж 1, цоколь, пом. 2
- помещение, назначение: нежилое, общей площадью 276,1 кв. м, этаж 1, цоколь, пом. 3
- помещение, назначение: нежилое, общей площадью 184,3 кв. м, этаж 1, цоколь, пом. 4
- помещение, назначение: нежилое, общей площадью 58,4 кв. м, этаж 1, цоколь, пом. 5 Актом Администрации городского округа Звенигород от 06.07.2016 N 016.2 действия общества по перепланировке и (или) переустройству были завершены.
Обществом получено разрешение на ввод перепланированного и переоборудованного объекта в эксплуатацию от 07.07.2016 N RU50332000-016.2.
Общество обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о постановке вышеуказанных образованных объектов на кадастровый учет.
По результатам рассмотрения заявления по 4 помещениям было отказано в осуществлении кадастрового учета, а помещение N 1 общей площадью 102,9 кв. м 16.01.2017 было поставлено на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N 50:49:0000000:4540.
Общество вновь обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о постановке 4 объектов на кадастровый учет.
Регистрирующий орган приостановил государственный кадастровый учет в связи с тем, что в нарушение статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) не представлено заявление об одновременном осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Замечания обществом были устранены путем подачи заявлений о государственной регистрации права на 4 помещения.
Регистрирующий орган приостановил государственную регистрацию прав.
Замечания в части одновременной государственной регистрации в отношении всех образуемых объектов недвижимости были устранены путем подачи заявления о государственной регистрации права на ранее поставленное помещение N 1 на государственный кадастровый учет.
Одновременно подать документы в отношении всех образованных объектов на государственный кадастровый учет не представилось возможным в связи с тем, что один из образованных объектов - помещение N 1 общей площадью 102,9 кв. м, уже было поставлено на кадастровый учет ранее.
В Управление Росреестра по Московской области был представлен новый технический план с указанием одновременно обо всех образуемых помещениях, в том числе и о зарегистрированном ранее.
Обществом 07.06.2017 получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с противоречиями в части указания площади помещений между исходной 1 029,3 кв. м и образуемой 899,2 кв. м.
Общество обжаловало решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Московской области.
По результатам рассмотрения заявления принято решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления.
Обществом получены решения от 26.06.2017 NN МО-17/РКФ-242877, МО-17/РКФ-242183, МО-17/РКФ-242876, МО-17/РКФ-242199 об отказе в осуществлении кадастрового учета по заявлениям о постановке на учет от 20.03.2017 года в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Полагая отказы незаконными, общество обратилось в суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным Законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Согласно статье 1 Закона о кадастре, действующего на момент обращения заявителя с заявлением о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Закон о кадастре и Закон о регистрации для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета применительно к земельным участкам называют такие основания, как:
- пересечение одной из границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, или границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, за исключением установленных случаев (пункты 20, 21, 27, 43 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункты 2, 6, 7 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);
- поступление возражений в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", относительно размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, и отсутствие в составе документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, документов, подтверждающих снятие указанных возражений (пункт 24 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 7 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- нарушение законного порядка согласования местоположения границ земельных участков или отсутствие согласования местоположения границ, за исключением установленных законом случаев (пункт 25 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);
- отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута (пункт 26 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 2.1 Закона о кадастре);
- несоответствие размера образуемого или измененного земельного участка установленным требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков (пункт 28 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- образование земельного участка из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных Федеральным законом случаев (пункт 29 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 6 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- отличие площади земельного участка, выделяемого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, от площади такого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания земельного участка или земельных участков, более чем на десять процентов (пункт 30 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 3 статьи 27 Закона о кадастре);
- изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ, не обусловленное образованием земельного участка или уточнением его границ (пункт 31 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и часть 4 статьи 27 Закона о кадастре);
- превышение площади земельного участка в связи с уточнением сведений на установленную Законом величину (пункт 32 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);
- отличие площади земельного участка от площади, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов (пункт 42 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 8 части 2 статьи 26 Закона о кадастре);
- истечение срока действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы (пункт 51 части 1 статьи 26 Закона о регистрации и пункт 9 части 2 статьи 27 Закона о кадастре).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости; образованием объекта недвижимости; прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости.
В силу части 1 статьи 41 Закона о регистрации, в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Обществом были соблюдены все требования, предусмотренные статьей 14 Закона о регистрации, поскольку заявления об осуществлении государственной регистрации прав были представлены одновременно в отношении всех образованных объектов недвижимости.
Представить одновременно в отношении всех образованных объектов недвижимости заявления о проведении государственного кадастрового учета не представилось возможным, поскольку одно из помещений было поставлено регистрирующим органом на кадастровый учет ранее. При этом, регистрирующим органом в нарушение части 1 статьи 41 Закона о регистрации не был осуществлен государственный кадастровый учет одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости, в результате чего 4 объекта недвижимости не были поставлены на кадастровый учет.
Законом о регистрации не предусмотрено снятие с государственного кадастрового учета ранее поставленного на кадастровый учет объекта.
Разница в площади образованных помещений между исходной (1 029,3 кв. м) и образуемыми площадями помещения (899,2 кв. м) возникла в связи с тем, что помещение N 1 общей площадью 102,9 кв. м было поставлено на кадастровый учет ранее.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый акт не соответствует положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", нарушает права заявителя, в связи с чем подлежит отмене.
Требование об обязании Управления Росреестра по Московской области произвести соответствующие регистрационные действия, также правомерно удовлетворено судом первой инстанции как надлежащий, необходимый и достаточный способ восстановления права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.01.2018 по делу N А41-63657/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.