г. Тула |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А62-7031/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.03.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Понкратовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Инновации" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.12.2017 по делу N А62-7031/2017 (судья Яковенкова В.В.), принятое по иску Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" (ОГРН 1026701443702; ИНН 6730002192) к обществу с ограниченной ответственностью "Фарм-Инновации" (ОГРН 1116732014266; ИНН 6732027668) о взыскании 46 223 рублей 12 копеек, при участии в судебном заседании: от истца - областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Смоленский областной психоневрологический клинический диспансер" - Глушко С.Н. (доверенность от 18.09.2017), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Фарм-Инновации" - Зубарькова В.Г. (доверенность от 10.01.2018), установил следующее.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.12.2017 по делу N А62-7031/2017 иск удовлетворен. Основанием для удовлетворения требований послужило противоправное поведение ответчика, приведшее к заключению контракта по завышенной цене. Суд пришел к выводу о том, что указание ответчиком в ходе электронных торгов недостоверных сведений о том, что большая часть по стоимости товара происходит из стран-участников Европейского экономического союза необоснованно позволило ему избежать снижения цены на 15%.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с жалобой о его отмене, полагает, что проставление "галочки" в графе соотношения товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза и иностранного происхождения не влияет на цену товара. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что предоставляемые государством преференции по цене возможны только в случае наличия аналогов лекарственных препаратов из государств - членов Евразийского союза. Ответчик полагает, что исполнение контракта по установленной этим контрактом цене свидетельствует об отсутствии со стороны поставщика противоправных действий и не может привести к убыткам.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцом на электронной площадке http://www.etp.roseltorg.ru/ размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0334-аэф/гл и аукционная документация (в том числе инструкция участникам закупки) на право заключить контракт на поставку лекарственных средств.
В пункте 20 Извещения о проведении аукциона в электронной форме содержались условия, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В пункте 9.1 "Инструкции участникам закупки" указано, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных нужд путем проведения электронного аукциона участникам закупки, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
На участие в аукционе было подано 2 заявки.
В электронной заявке на участие в аукционе ответчик указал, что в его поставке доля товара государств - членов Евразийского экономического союза составляет более 50% стоимости всех предложенных товаров.
Второй участник аукциона в своей заявке указал, что в его поставке доля товара из государств - членов Евразийского экономического союза составляет менее 50 % стоимости всех предложенных товаров.
При определении победителя аукционная комиссия опиралась на сведения, указанные участниками аукциона в электронной заявке.
По результатам предложенной цены контракта выигравшим торги поставщиком признано ООО "Фарм-Инновации", которое предложило более выгодную цену контракта и указало в первой части своей заявки информацию о том, что доля товаров государств - членов Евразийского экономического союза составляет более 50 % стоимости всех предложенных товаров.
Указание ответчиком в электронной заявке сведений о том, что в его поставке доля товара из государств - членов Евразийского экономического союза составляет более 50 % стоимости всех предложенных товаров не позволила автоматизированной системе применить действие приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 и заключить контракт с окончательной ценой с применением понижающего коэффициента 15 %, что в свою очередь привело к нанесению ущерба областному бюджету в размере 46223, 12 рубля.
12 августа 2016 года между истцом и ответчиком по результатам аукциона (протокол N 0334-аэф/тл от 27.07.2016) заключен контракт N 0163200000316003381 на поставку лекарственных препаратов по цене, предложенной Обществом.
В ходе исполнения контракта выяснилось, и сторонами не отрицается, что более 50% по стоимости всех поставленных лекарственных препаратов происходит из иностранных государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 5.4 вышеуказанного контракта в случае выявления органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, органом внутреннего государственного финансового контроля Смоленской области в ходе контрольных мероприятий факта несоответствия поставленного товара требованиям законодательства РФ или условиям контракта, поставщик обязан устранить выявленные несоответствия, а в случае выявления фактов завышения стоимости товаров и (или) неверного применения расценок, а также иных обстоятельств, повлекших причинение ущерба заказчику, поставщик обязан возвратить в областной бюджет сумму излишне полученных денежных средств.
Согласно пункту 10.4 контракта в случае выявления органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в ходе контрольных мероприятий факта несоответствия поставленного товара требованиям законодательства РФ или условиям контракта, поставщик обязан устранить выявленные несоответствия, а в случае выявления фактов завышения стоимости товаров и (или) неверного применения расценок, а также иных обстоятельств, повлекших причинение ущерба заказчику, поставщик обязан возвратить в областной бюджет сумму излишне полученных денежных средств.
Департаментом Смоленской области по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами - в Учреждении проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, по результатам которой составлен акт от 22.06.2017 N 11/17. В пункте 4 акта указано, что при заключении вышеуказанного контракта необходимо было снизить цену контракта на 15 % от предложенной цены контракта, что составляет 46 223, 12 рубля, так как большая часть товаров по цене произведена на территории стран, не являющихся членами Евразийского союза.
На претензию о возврате в областной бюджет суммы излишне полученных денежных средств общество ответило отказом, что явилось основанием для обращения истца в суд.
По мнению ответчика, при заключении контракта у заказчика не было оснований применять преференции, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, так как это нарушило бы часть 2 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Ответчик полагает, что информация, указанная Обществом в виде проставления "галочки" в автоматизированной системе, не позволила применить действие Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 и заключить контракт с окончательной ценой с применением 15% понижающего коэффициента также не соответствует действительности, поскольку у аукционной комиссии есть реестр предельных отпускных цен. Общество изначально указало в первой части заявки информацию о поставке товаров, где доля товаров иностранного происхождения более 50%.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По требованию о взыскании убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, лицо, требующее их возмещения, должно доказать в совокупности: противоправность действий ответчика, факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В соответствии со статьей 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров.
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим параграфом, применяются иные законы.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Отношения в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
В силу пункта 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 10 названной статьи Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 14 названного Закона.
В частях 1, 2 статьи 60 Закона о контрактной системе указано, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Частями 1, 2, 8 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 8 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при проведении электронного аукциона приоритетным способом обмена информацией является подача документов в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. При этом Регламент организации и проведения электронных аукционов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный оператором электронной площадки, является обязательным для применения всеми участниками такого аукциона, получившими аккредитацию на электронной площадке.
Условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, порядок предоставления преференций в отношении цены контракта участникам закупок, заявки которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в размере 15 процентов, а также перечень товаров, в отношении которых устанавливаются указанные преференции, определены приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155).
В силу пункта 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В настоящем случае в связи с указанием ответчиком недостоверных сведений о соотношении мест происхождения товаров цена контракта в указанном порядке не была снижена.
В соответствии с подпунктами "в", "г", пункта 8 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 Приказа N 155, не применяется в случаях, если: в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа; в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары российского, белорусского и (или) казахстанского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
Согласно пункту 9 Приказа N 155 для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке: требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара; требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, окончательном предложении цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции; положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок, запросе предложений, окончательном предложении несет участник закупки.
Согласно пункту 11 Приказа N 155 в случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, то указанная доля товаров исчисляется по цене за единицу товара, полученной при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
В настоящем случае в пункте 20 Извещения о проведении аукциона в электронной форме были указаны все условия, установленные Приказом N 155.
Кроме того, участники закупки извещены о том, что участникам аукциона, чьи заявки содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов.
Суд первой инстанции с учетом приведенных норм и обстоятельств дела пришел к правильному выводу о том, что при подаче заявки в электронном виде Общество обязано было продекларировать превышение по стоимости доли иностранных товаров над долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза и заключить контракт по цене, сниженной на 15% от предложенной.
Поскольку ответчик в нарушение указанных правил декларирования предлагаемых к поставке товаров указал недостоверные сведения о месте происхождения их большей части, что позволило в результате такого недобросовестного поведения заключить контракт без снижения цены закупки на 15 %, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные противоправные действия ответчика привели к возникновению убытков в размере 46 223, 12 рубля (цена контракта 308 154, 15 руб. Х 15%) и взыскал их с поставщика.
Кроме того, в силу п. 5.4, 10.4 11 контракта поставщик обязан возвратить в областной бюджет сумму излишне полученных денежных средств. Указанные условия соглашения являются договорным обязательством, что с учетом обстоятельств настоящего дела является еще одним самостоятельным и достаточным основанием для удовлетворения требования о взыскании денежных средств.
Довод общества о том, что заявка ответчика содержала сведения о том, что поставляемый товар является преимущественно товаром иностранного происхождения не имеет правового значения, поскольку в нарушение приведенных правил цена контракта не была снижена в связи с тем, что в соответствующей графе электронной заявки (определяющей необходимость указанного снижения цены) ответчик указал недостоверные сведения, позволившие избежать заключения контракта по цене, сниженной на 15%.
Аукционная комиссия в настоящем случае не была вправе самостоятельно рассчитать соотношение долей товаров по стоимости исходя из реестра предельных отпускных цен, поскольку в силу п. 11 Приказа N 155 такой расчет производится только в случае если победителем аукциона в заявке на участие в аукционе вообще не продекларировано соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения.
Проставление ответчиком указанной выше отметки в заявке на аукцион о преобладающем количестве по стоимости товаров государств - членов Евразийского экономического союза в настоящем случае свидетельствует о том, что такое соотношение товаров продекларировано.
Довод жалобы о том, что предоставляемые государством преференции по цене возможны только в случае наличия аналогов лекарственных препаратов из государств - членов Евразийского союза не принимается судом. Из регулирующего спорные отношения Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" этого не следует.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.12.2017 по делу N А62-7031/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.