г. Ессентуки |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А20-240/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цигельникова И.А.,
судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зубаловым К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2017 по делу NА20-240/2017 (судья Дабагова Л.К.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Окна Берта" (с.Светловодское, ОГРН 1160726050495, ИНН 0702010867) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (г. Черкесск) о признании незаконным и отмене постановления от 21.02.2017 N000020/17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Окна Берта" - представитель Хачатрян М.И. по доверенности от 01.05.2017 N 108;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике - представитель Хунов Р.Р. по доверенности от 04.09.2017 N05-08/07243,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Окна Берта" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Инспекция) об оспаривании действий инспекции и об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000р.
Решением суда 17.08.2017 заявленные требования Общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. Одновременно Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования решения суда.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание указание Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенную в постановлении от 19.01.2018 по настоящему делу, определил, восстановить Инспекции пропущенный процессуальный срок обжалования решения Арбитражного суда Кабардино-балкарской Республики от 17.08.2017.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество возражает по существу доводов Инспекции.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Общества возразил по существу доводов, изложенных в апелляционной жалобе, поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Инспекции и Общества, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано Инспекцией Федеральной Налоговой Службы N 2 по г.Нальчику Кабардино-Балкарской Республики в качестве юридического лица 22.01.2016 при создании путем реорганизации в форме выделения (ОГРН 1160726050495, ИНН 0702010867). На территории Карачаево-Черкесской Республики в городе Черкесске Обществом создано обособленное подразделение. В адрес Инспекции направлено уведомление о постановке на учет Российской организации в налоговом органе, на основании сведений о создании обособленного подразделения с 01.09.2016.
06.09.2016 Обществом от Инспекции получено уведомление N 319702119 о начале применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
25.01.2017 Инспекцией проведена проверка Общества на предмет соблюдения законодательства РФ о применении ККТ (контрольно-кассовая техника) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью по адресу осуществления деятельности: г.Черкесск, ул.Первомайская, 29.
В ходе проверки и контрольной закупки на сумму 5700р, составлен акт N 004574, в котором сотрудники указали на отсутствие ККТ. Из содержания акта следует, что Обществом выдан товарный чек N 008917.
26.01.2016 в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении и 21.02.2017 в присутствии представителя Общества начальником Инспекции принято постановление N 000020/17 о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30000р.
Считая постановление Инспекции от 21.02.2017 N 000020/17 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования Общества, обоснованно исходил из следующего.
Вменяя Обществу нарушения статьи 14.5 КоАП РФ, Инспекция в соответствии с положениями статьи 65 и части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна доказать неприменение в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники или наличие отказа в выдаче по требованию покупателя (клиента) а также установленных законом случаях, подтверждающего документа.
Требования в области применения контрольно-кассовых машин установлены Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 указанной статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения: наименование документа; порядковый номер документа, дату его выдачи; наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ; наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг); сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях; должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается Инспекцией, Общество является плательщиком единого налога на вмененный доход, соответственно, на Общество распространяется действие пункта 2.1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ.
Из содержания оспариваемого постановления, в качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, Обществу вменено осуществление наличных денежных средств без применения ККТ.
Согласно акту проверки от 25.01.2017 N 004574, в момент совершения покупки, при осуществлении наличных расчетов Обществом был выдан товарный чек ОБN 008917. При этом, сведений о том, что названный товарный чек не соответствует требованиям законодательства, либо не содержал необходимых реквизитов, акт проверки не содержит, в материалы дела сведений, опровергающих данное обстоятельство не представлено.
Таким образом, при условии выдачи по требованию покупателя документа (чека), подтверждающего прием денежных средств и содержащего все необходимые реквизиты, к Обществу не может быть применена административная ответственность по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ,
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае Общество не обязано было применить контрольно-кассовую технику. Событие и состава вмененного правонарушения в действиях Общества отсутствует.
Инспекцией не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих событие вмененного Обществу правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление от 21.02.2017 N 000020/17 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000р.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что в данном случае в целях проверки соблюдения Обществом требований Закона N 54-ФЗ должностными лицами Инспекции произведена проверочная закупка, правом на совершение которой налоговый орган не наделен.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции не нашли своего подтверждения.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
удовлетворить ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2017 по делу NА20-240/2017.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2017 по делу N А20-240/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.