г. Москва |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А40-188663/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Вигдорчика Д.Г., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФК по городу Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2017 по делу N А40-188663/2017, принятое судьей Каменской О.В. (21-1135)
по заявлению: Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"
к Управлению Федерального казначейства по городу Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Лонин Д.В. по доверенности от 29.12.2017; |
от заинтересованного лица: |
Икоева З.О. по доверенности от 11.01.2018; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2017, принятым по настоящему делу, удовлетворено заявление Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (далее - НИЯУ МИФИ, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федерального казначейства по городу Москве (далее - УФК по Москве, ответчик) от 28.09.2017 N 73-35-12/23781-2 о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, УФК по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по доводам изложенным в жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам рассмотрения постановления Нагатинской межрайонной прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.08.2017, УФК г.Москвы вынесено постановление от 28.09.2017 N 73-35-12/23781-2, которым НИЯУ МИФИ признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 8 000 000 рублей, что составляет 2% от суммы полученной субсидии.
Не согласившись с указанным постановлением, НИЯУ МИФИ обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом об отсутствии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что спор по настоящему делу в части установления события административного правонарушения сводится к решению вопроса о том, является ли недостижение получателем субсидии установленных Соглашением от 11.01.2016 N 16.1.18.0167.01 о порядке и условиях предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ).
Оценив, указанные доказательства в совокупности суд первой инстанции пришел к выводу о выполнении НИЯУ МИФИ своих обязанностей по выяшеуказанному Соглашению.
По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статья 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что следует различать понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии" как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.
В данном случае судом установлено, что 02.06.2015 ученым советом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" утверждена программа модернизации инфраструктуры НИЯУ МИФИ на 2015-2020 годы.
15.12.2015 утверждено государственное задание, с учетом изменений 08.12.2016 - за N 10 на 2016 год и плановый период 2017, 2018 годы.
11.01.2016 между Министерством образования и науки Российской Федерации и НИЯУ МИФИ заключено Соглашение о предоставлении субсидии N 16.1.18.0167.01.
Распоряжением Учредителя от 22.08.2016 N Р-417 дополнено Государственное задание в части включения в него мероприятия "Работа по организации общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики (в целях модернизации научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса).
31.08.2016 заключено дополнительное соглашение N 4 к Соглашению о субсидии об увеличении субсидии с 2 580 532 100 руб. до 3 033 162 300 руб.
В целях выполнения мероприятия "Модернизация инфраструктуры НИЯУ МИФИ" было заключено 15 договоров на выполнение работ в целях модернизации научно-образовательной и социальной инфраструктуры НИЯУ МИФИ на общую сумму 400 000 000 руб.
В период с 16.11.2016 по 11.07.2017 НИЯУ МИФИ предоставлены отчеты о выполнении мероприятия "Модернизация инфраструктуры НИЯУ МИФИ" с детальной расшифровкой о заключенных в целях исполнения указанного мероприятия Договорах с подробным описанием их предмета (выполнение работ по ремонту объектов недвижимости, монтажу и замене инженерных систем в целях модернизации научно-образовательной и социальной инфраструктуры НИЯУ МИФИ), каждый из которых был принят Учредителем без каких-либо возражений по существу освоения выделенных бюджетных средств.
Материалами дела установлено, что в Соглашении о субсидии, а также Дополнительном соглашении N . 4 отсутствует такое условие предоставления субсидии, как "Модернизация научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса", равно как и отсутствует какое-либо указание о предоставлении субсидии при условии исполнения НИЯУ МИФИ обязанности по Модернизации инфраструктуры НИЯУ МИФИ, а также указание о предоставлении субсидии при условии выполнения НИЯУ МИФИ обязанности по соблюдению показателей объемов и качества предоставления услуг по Государственному заданию.
При этом, в Соглашении о субсидии определены условия использования предоставляемой субсидии - права и обязанности НИЯУ МИФИ из п.п.2.3., 2.4. Соглашения о субсидии (право па самостоятельное расходование субсидии, указания на использование субсидии в следующем финансовом году при неиспользовании в текущем, оказание услуг в соответствии с государственным заданием, возврат части неиспользованной субсидии), а также определено право Учредителя проводить проверки условий использования полученной субсидии (п.п.2.2.1. Соглашения о субсидии), а не условий ее предоставления, которые в Соглашении о субсидии отсутствуют.
В соответствии с п.п.2.2.2. Соглашения Учредитель действительно наделен правом на изменение Государственного задания, что и было им осуществлено Распоряжением N Р-417, а изменение условий Соглашения о субсидии, в т.ч. условий предоставления субсидии - предусмотрено на основании дополнительных соглашений сторон (п.п.5.1. Соглашения о субсидии), чего осуществлено исходя из обстоятельств дела не было.
Таким образом, исходя из условий Соглашения о субсидии, такого условия предоставления субсидии, как "Модернизация научно-образовательной инфраструктуры, а также объектов социальной инфраструктуры, ориентированных на поддержку высокого качества образовательного процесса" нарушено НИЯУ МИФИ быть не могло.
В соответствии с указанным в п.п.2.1.3. Соглашения о субсидии условием исполнения Государственного задания - является выполнение последнего при отклонении показателей объемов государственных услуг (работ) не более 10% по Государственному заданию в целом.
Выполнение мероприятий по модернизации объектов инфраструктуры НИЯУ МИФИ в текущий срок Государственного задания (2016-2018 г.г.) продолжает осуществляться с соответствующим увеличением объема данной оказываемой услуги.
В соответствии с Распоряжением N Р-417 и Программой по модернизации инфраструктуры НИЯУ МИФИ - модернизация инфраструктуры предусмотрена (исходя из специфики деятельности НИЯУ МИФИ) в целях достижение такого первоочередного показателя, как поддержка высокого качества образовательного процесса, включая и производство в этой связи необходимых ремонтов: "В ходе реализации Программы модернизации инфраструктуры НИЯУ МИФИ на 2015-2020 годы планируется решить существующие проблемы не достаточной потребности в учебных площадях и объектах социальной направленности. Для этого планируется провести модернизацию имеющихся учебных помещений и лабораторий университета путем проведения капитального и текущего ремонта объектов недвиэ1симости университета, установки современных систем пожарной сигнализации, жизнеобеспечения зданий, систем вентиляции, а также иных элементов, влияющих на качество и безопасность ведения образовательной деятельности, реконструкцию и строительство учебных и учебно-лабораторных корпусов, объектов физкультурно-оздоровительного назначения, общежитий с целью обеспечения комфортных и безопасных условий обучающимся при реализации образовательного процесса и оборудованных современными электронными средствами обучения, переоснащение современным оборудованием столовых и иных мест питания, благоустройство территории университета.
При реализации Программы необходимо обеспечить безусловное выполнение требований законодательства по созданию безопасных условий для жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации, как того требует статья 28 N 273-ФЗ.
Неотъемлемой частью проводимых мероприятий и условием их ввода в эксплуатацию следует считать обеспечение выполнения требований законодательства в области экологической и противопожарной безопасности, предусмотреть реконструкцию и ремонт инженерных сетей тепло-, водо- и электроснабжения. Особое внимание следует уделять соблюдению норм и правил противопожарной безопасности, в первоочередном порядке проводить техническое обслуживание, ремонт и модернизацию средств обеспечения пожарной безопасности, не вводить в эксплуатацию объекты не отвечающие актуальным требованиям противопожарной безопасности.
При этом, следует выполнять требования в этой части Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. N 966) и Правил противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390).
В силу ст. 257 НК РФ, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В целях настоящей главы к реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствование производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Таким образом, Ответчиком при внесении спорного решения не было установлено факта, что заключение и исполнение НИЯУ МИФИ Договоров - не послужило достижению основной цели, предусмотренной Распоряжением N Р-417 и Программой по модернизации инфраструктуры НИЯУ МИФИ.
В этой связи основная цель - поддержка высокого качества образовательного процесса - была обеспечена заключением и исполнением Договоров в полном соответствии с Программой по модернизации инфраструктуры НИЯУ МИФИ.
Заявителем произведено исполнение НИЯУ МИФИ такого условия Соглашения о субсидии, как самостоятельность расходования средств субсидии в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности (п.п.2.4.1. Соглашения о субсидии), в соответствии с чем, а также с учетом Распоряжения N Р-417 и Программой по модернизации инфраструктуры НИЯУ МИФИ, средства субсидии были распределены НИЯУ МИФИ в соответствии с законтрактованными Договорами - отчеты об освоении бюджетных средств приложены в составе Приложения N11.
В 2016 году средства субсидии были использованы НИЯУ МИФИ в 2017 году на оплату выполненных работ в целях модернизации инфраструктуры НИЯУ МИФИ по Договорам, что также не противоречило таким предусмотренным Уставом НИЯУ МИФИ целям, как осуществление текущего и капитального ремонта имущества НИЯУ МИФИ, необходимого для осуществления уставных целей деятельности, а также соответствовало, в итоге, конечной цели в виде поддержки высокого качества образовательного процесса.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии в действиях заявителя события, состава вменяемого административного правонарушения, что в силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.12.2017 по делу N А40-188663/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.