г. Вологда |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А13-9098/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.
при участии от главы крестьянского фермерского хозяйства Слатышева Алексея Александровича Полысаева А.Н. по доверенности от 01.10.2017, от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района Шилова Н.А. по доверенности от 20.04.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 января 2018 года по делу N А13-9098/2017 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
глава крестьянского фермерского хозяйства Слатышев Алексей Александрович (место нахождения: 161315, Вологодская обл., р-н Тотемский, д. Погост, ОГРН 316352500085138, ИНН 351801987253, далее - Глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района (место нахождения: 162130, Вологодская обл., р-н Сокольский, г. Сокол, ул. Советская, дом 73, ОГРН 1023502494333, ИНН 352700931, далее - Комитет) о признании незаконным решения от 27.03.2017 N 28-1/87 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного комплекса Вологодской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Департамент по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, Департамент имущественных отношений Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Романова Ольга Александровна.
Решением суда от 05 января 2018 года исковые требования удовлетворены.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование принято ввиду того, что у органов местного самоуправления отсутствует возможность самостоятельно осуществлять культуртехнические мероприятия для заключения договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения.
Департамент имущественных отношений Вологодской области в отзыве вопрос об удовлетворении жалобы оставляет на усмотрение суда, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Главой КФХ подготовлена схема расположения земельного участка 35:02:0000000:104:ЗУ на кадастровом плане территорий в кадастровом квартале с номером 35:02:0305018.
Глава КФХ 30.01.2017 обратился в порядке пункта 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в Комитет с заявлением от 10.03.2017 вх. N 38/36, в котором просил предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 16 287 кв. м в безвозмездное пользование сроком на 6 лет без проведения торгов для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
К указанному заявлению Глава КФХ приложил следующие документы: схему расположения многоконтурного земельного участка 35:26:0000000:60:ЗУ1 на кадастровом плане территории (том 1, лист 51); копию паспорта (том 1, лист 52); копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (том 1, лист 53); копию заключения Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу от 20.01.2017 N 1064 ВОЛ (том 1, лист 54); схему расположения участка недр (том 1, листы 56, 96).
Письмом от 28.02.2017 N 28-36 Комитет сообщил, что по имеющейся у него информации испрашиваемый земельный участок частично расположен на площади залегания месторождения глин "Степаново", разведанного в 1977-1978 г.г. С целью проверки указанной информации Комитетом направлен запрос от 17.02.2017 N 28-1/47 в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области (том 1, лист 39).
В ответ на запрос Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области сообщил об отсутствии у него полномочий по выдаче заключений об отсутствии (наличии) полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки (том 1, лист 42).
Согласно письменному заключению Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу от 20.01.2017 N 1064 ВОЛ со сроком действия 1 год по состоянию на 20.01.2017 месторождения полезных ископаемых, числящихся в Государственном и территориальном балансе запасов полезных ископаемых Вологодской области и учитываемых Государственном кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых Вологодской области, на участке, испрашиваемом Слатышевым А.А. для размещения объектов сельскохозяйственного назначения, с конкретными координатами (значения координат угловых точек объектов сельскохозяйственного назначения заявителя приведены в заключении), отсутствуют.
По результатам рассмотрения заявления Главы КФХ от 30.01.2017 начальник Комитета принял решение от 27.03.2017 N 28-1/87 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 16 287 кв. м, находящегося по адресу: Вологодская область, Сокольский район, Пригородный с/с, у д. Шастово, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, мотивировав его тем, что испрашиваемый земельный участок не пригоден для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку находится на землях сельскохозяйственного назначения, заросших древесно-кустарниковой растительностью, и требует значительных затрат для введения в сельскохозяйственный оборот (том 1, лист 18).
Глава КФХ, считая данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, и иск удовлетворил.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В силу части 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Таким образом, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть принято при наличии предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, решением от 27.03.2017 N 28-1/87 заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 16 287 кв. м, находящегося по адресу: Вологодская область, Сокольский район, Пригородный с/с, у д. Шастово.
Перечень муниципальных образований Вологодской области, в которых земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более чем шесть лет, установлен Законом Вологодской области от 12.05.2015 N 3661-ОЗ.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 16 указанного выше Перечня (в редакции без учета изменений, внесенных Законом Вологодской области от 04.07.2017 N 4174-ОЗ) в число таких муниципальных образований Сокольского муниципального района входит сельское поселение Пригородное.
В обоснование отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование Комитет сослался на то, что испрашиваемый земельный участок не пригоден для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку расположен на землях сельскохозяйственного назначения, заросших древесно-кустарниковой растительностью, и требует значительных затрат для введения в сельскохозяйственный оборот.
Вместе с тем, сам по себе факт нахождения испрашиваемого земельного участка на землях сельскохозяйственного назначения, заросших древесно-кустарниковой растительностью, не указывает на наличие предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ оснований для отказа заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Иных оснований для отказа Комитет не указал.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Иск удовлетворен правомерно.
Доводы Комитета не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и, по своей сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего спора.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 января 2018 года по делу N А13-9098/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сокольского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9098/2017
Истец: КФХ глава Слатышев Алексей Александрович
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Сокольского муниципального района
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Вологодской области, Департамент лесного комплекса Вологодской области, Департамент по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу, Департамент по недропользовнию по Северо-Западному Федеральному округу, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области, Романова Ольга Александровна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1310/2022
24.01.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9098/17
20.09.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12325/18
20.03.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1250/18
05.01.2018 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9098/17