город Москва |
|
16 марта 2018 г. |
Дело N А40-191468/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.03.2018.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.В.Румянцева,
судей: |
Т.Б.Красновой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Зыкуновой Д.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ПАО "НДК" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2017 по делу N А40-191468/17, принятое судьей И.Н. Уточкиным,
по заявлению ПАО "НДК"
к Банку России
об оспаривании постановления,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Семенова М.В. по дов. от 24.03.2016;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "НДК" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Банку России с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2017 N 17-9127/3110-1 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Решением от 06.12.2017 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований общества, мотивировав свои выводы доказанностью события административного правонарушения, наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, в том числе вины заявителя в его совершении и отсутствии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое судом решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на малозначительность допущенного правонарушения, просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, извещен, в связи с чем апелляционный суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия на основании ст. 153 АПК РФ.
Представитель административного органа просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, апелляционный суд с учетом исследованных по делу доказательств, доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя ЦБ РФ, полагает необходимым оставить обжалуемый акт без изменения, исходя из следующего.
Постановлением Банка России от 20.09.2017 N 17-9127/3110-1 на основании протокола об административном правонарушении от 01.08.2017 N ЦА-28-ЮЛ-17-9127/1020-1 общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из положений ст. 92 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" усматривается, что акционерное общество обязано раскрывать информацию в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации, в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Пунктом 69.3 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение N 454-П) установлено, что публичные акционерные общества обязаны раскрывать, в том числе, ежеквартальные отчеты.
Пунктом 71.4 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение) установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Пунктом 10 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете установлено, что в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.
Согласно требованиям пункта 71.3 Положения, в случае, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрываться вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
Таким образом, общество должно было раскрыть на странице в сети Интернет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2016 год вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, не позднее 03.04.2017 с учетом порядка и сроков предоставления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Между тем, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2016 год раскрыта Обществом на странице в сети Интернет https://disclosure.skrin.ru/disclosure/7715877096, (далее - Страница в сети Интернет), используемой Обществом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг, 02.04.2017 без аудиторского заключения, выражающего мнение аудиторской организации о ее достоверности, что является нарушением пункта 71.3 Положения.
При этом аудиторское заключение к указанной бухгалтерской отчетности, составленное 03.04.2017, раскрыто на странице в сети Интернет 20.04.2017 - позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, что является нарушением пункта 71.4 Положения.
Исходя из материалов дела об административном правонарушении N ЦА-28-ЮЛ- 17-9127 следует, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Общества за 2016 год раскрыта без аудиторского заключения, а срок раскрытия аудиторского заключения к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год, нарушен на 13 рабочих дней, как следствие существенность угрозы охраняемым общественным отношениям рассматриваемого административного правонарушения выражается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своей обязанности, а именно к выполнению требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг (пункты 71.3, 71.4 Положения).
Таким образом, обществом нарушены порядок и срок раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Закон N 208-ФЗ), в случае если федеральными законами предусмотрены составление, и (или) представление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности (сводной бухгалтерской отчетности, сводной (консолидированной) отчетности и баланса) либо если учредительными документами организации, не указанной в части 1 указанной статьи, предусмотрены представление и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с Законом N 208-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 208-ФЗ консолидированная финансовая отчетность считается опубликованной, если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах - массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
Одним из федеральных законов, которым предусмотрена публикация (раскрытие) консолидированной финансовой отчетности, является Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", в соответствии с пунктом 4 статьи 30 которого обязанность осуществлять раскрытие информации в форме консолидированной финансовой отчетности возлагается на эмитентов в случае регистрации проспекта ценных бумаг, а также в случае допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг для такого допуска. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 22 Закона N 39-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью эмитента в целях Закона N 39-ФЗ понимается консолидированная финансовая отчетность группы организаций, которую эмитент обязан составлять как лицо, контролирующее организации, входящие в указанную группу, или по иным основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами.
В соответствии с требованиями пункта 12 статьи 30 Закона N 39-ФЗ и пункта 68.1 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение) годовая консолидированная финансовая отчетность эмитента с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее трех дней после даты составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего отчетного года.
Заявитель факт выявленного правонарушения не оспаривает, просит суд освободить его от административной ответственности связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения применив положение ст. 2.9 КоАП РФ.
Как верно отметил суд первой инстанции, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью административного органа.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Указанные обществом в апелляционной жалобе обстоятельства не свидетельствуют о малозначительности совершенных им правонарушений, однако обоснованно были учтены административным органом при назначении административного наказания ниже низшего предела.
Исходя из изложенных обстоятельств, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.12.2017 по делу N А40-191468/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В.Румянцев |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.