г. Москва |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А40-217992/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захарова, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Маура"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2017 по делу N А40-217992/17, принятое судьей В.В. Лапшиной (94-2005),
по заявлению ЗАО "Маура"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании недействительным предписания,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Сухов Д.А. по дов. от 21.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Маура" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Управления Росреестра по Москве (ответчик) от 02.11.2017 N 934 по делу N 82/01/2014 об устранении нарушения земельного законодательства.
Решением от 21.12.2017 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Маура" отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "Маура" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя ответчика, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГРН в собственности ЗАО "МАУРА" находятся помещения, площадью 14 925,5 кв.м. Указанные помещения находятся в здании, на земельном участке с кадастровым N 77:01:0001009:3, площадью 5 816 кв.м, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Никольская, вл. 4/5. Земельный участок с кадастровым N 77:01:0001009:3, площадью 5 816 кв.м, принадлежит на праве собственности ЗАО "МАУРА", на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.10.2010 N М-01-С00671, (запись гос. регистрации от 20.12.2010 N 77-77-14/019/2010-217). На земельный участок установлен вид разрешенного использования: для эксплуатации здания под административные цели.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (ГКН) земельному участку, с кадастровым номером 77:01:0001009:3, расположенному по адресу: г. Москва, ул. Никольская, вл. 4/5 используемому заявителем, установлен вид разрешенного использования эксплуатация зданий под административные цели.
Данный земельный участок был приобретен Обществом в собственность на основании договора купли-продажи от 29.10.2010 г. N М-01-С00671 с Департаментом земельных ресурсов города Москвы, согласно п. 1.2 которого установленный вид разрешенного и соответствующий ему вид функционального использования Участка, применяемый для целей расчета кадастровой стоимости установлен для эксплуатации здания под административные цели.
В результате проверки выявлено нарушение земельного законодательства РФ, ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в использовании Обществом земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Никольская, вл. 4/5 с кадастровым N 77:01:0001009:3, не только в соответствии с установленным для данного земельного участка видом разрешенного использования, но и под размещение и эксплуатацию предприятий общественного питания и торговли.
В рамках дела об административном правонарушении N 82/01/2014, в отношении ЗАО "МАУРА" за период с 11.04.2014 по 17.04.2017 вынесены несколько предписаний об устранении нарушения земельного законодательства, в силу которых виновное юридическое лицо обязано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно привести использование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001009:3 в соответствии с его установленным видом разрешенного использования.
Постановлением Мирового судьи N 369 Тверского района города Москвы от 17.08.2015 за невыполнение в установленный срок законного Предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 03.04.2015 N 545 по делу об административном правонарушении N 82/01/2014 ЗАО "МАУРА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25. ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено административное наказание.
Постановлением Мирового судьи N 370 Тверского района города Москвы от 28.04.2015 за невыполнение в установленный срок законного Предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 28.10.2016 N 878 по делу об административном правонарушении N 82/01/2014 ЗАО "МАУРА" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.25. ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено административное наказание.
В порядке осуществления государственного земельного надзора 17.04.2017 проведена проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001009:3
На момент проверки установлено, что заявитель использует земельный участок не только в соответствии с установленным для данного земельного участка видом разрешенного использования, но и под размещение и эксплуатацию предприятий общественного питания и торговли.
На момент поверки установлено, что заявитель продолжает использовать земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001009:3 не только в соответствии с установленным для данного земельного участка видом разрешенного использования, но и под размещение и эксплуатацию предприятий общественного питания и торговли.
Ранее выданное предписание об устранении нарушения земельного законодательства не исполнено.
В целях устранения нарушения земельного законодательства ЗАО "Маура" выдано следующее Предписание об устранении нарушения земельного
законодательства от 17.04.2017 N 279, в силу которого виновное юридическое лицо обязано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно привести использование земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001009:3 в соответствии с его установленным видом разрешенного использования или устранить нарушение любым другим законным способом в срок до 09.10.2017 г.
В порядке осуществления государственного земельного надзора 02.11.2017 проведена проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001009:3.
На момент поверки установлено, что заявитель продолжает использовать земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001009:3 не только в соответствии с установленным для данного земельного участка видом разрешенного использования, но и под размещение и эксплуатацию предприятий общественного питания и торговли.
Ранее выданное предписание от 17.04.2017 N 279 об устранении нарушения земельного законодательства не исполнено.
В целях устранения нарушения земельного законодательства ЗАО "Маура" выдано следующее Предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 02.11.2017 N 934, в силу которого виновное юридическое лицо обязано устранить допущенное нарушение земельного законодательства, а именно привести фактическое использование земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Никольская, вл.4/5 с кадастровым номером 77:01:0001009:3 в соответствии с его установленным видом разрешенного использования или устранить нарушение любым другим законным способом в срок до 02.04.2018 г.
Не согласившись с предписанием от 02.11.2017 N 934, ЗАО "Маура" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ЗАО "Маура" требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - ФЗ N 221), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно п. 14 ч. 2 ст. 7 ФЗ N 221, одним из дополнительных сведений, вносимым в государственный кадастр недвижимости является разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Одним из принципов правового регулирования в сфере земельных правоотношений согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
Согласно п. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования устанавливаются градостроительными регламентами в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты являются составной и неотъемлемой частью правил землепользования и застройки и применяются только вместе с данным актом градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относятся установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве.
Департамент городского имущества города Москвы является уполномоченным на оказание данной государственной услуги органом в силу п. 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП), п. 2.3.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Изменение разрешенного использования земельного участка" (утв. постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В период приобретения в собственность и формирования земельного участка - земельный участок поставлен на кадастровый учет 01.01.2007 г. и приобретен Обществом в собственность 29.10.2010 действовал Приказ Роснедвижимости N П/0152 от 29.06.2007 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", принятый в целях разъяснения Приказа Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007 года, которым утвержден Типовой перечень видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с указанными Техническими рекомендациями земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли и общественного питания, относятся к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (п. 1.2.5).
В то время как, земельному участку заявителя установлен другой вид разрешенного использования - под административные цели, то соответствует пункту 1.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития от 15 февраля 2007 г. N 39, и пункту 1.2.7 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, согласно которым к пункту 1.27. относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
В настоящее время утверждены Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы", согласно п. 3.2.2 которого виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанные в настоящих Правилах, приведены в таблице 1.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", а также с учетом постановления Правительства Москвы от 21.05.2015 N 306-ПП "О функциональном назначении объектов капитального строительства в городе Москве".
Коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства образованы путем добавления последней дополнительной цифры к кодам видов разрешенного использования, предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540.
Согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 N 540, деятельность, связанная с размещением и эксплуатацией офисов относится к 4.1 виду разрешенного использования - деловое управление (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), деятельность, связанная с размещением и эксплуатацией магазина относится к 4.4 виду разрешенного использования - магазины (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5).
В этой связи, изменение, установленного назначения зданий, расположенных на земельном участке в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Учитывая приведенные данные, оспариваемое предписание вынесено при наличии к тому правовых и фактических оснований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что передача части помещений в аренду относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка является ошибочной и противоречит действующему законодательству, поскольку земельный участок так же является объектом недвижимого имущества, а согласно п.п. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами, а не наоборот.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2017 по делу N А40-217992/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-217992/2017
Истец: ЗАО МАУРА
Ответчик: Росреестр по Москве, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве