г. Хабаровск |
|
22 марта 2018 г. |
А73-17612/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Костенюк Татьяны Васильевны: Костенюк П.А., представитель по доверенности от 01.09ю2017;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю: Лебедева А.А., представитель по доверенности от 20.12.2017 N 02-23/19625;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Лебедева А.А., представитель по доверенности от 19.12.2017 N с 05-30/28333;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю
на решение от 18.01.2018
по делу N А73-17612/2017
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Маскаевой А.Ю.
по заявлению индивидуального предпринимателя Костенюк Татьяны Васильевны
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю
о признании незаконными действий инспекции по отказу в проведении сверки расчетов с бюджетом
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Костенюк Татьяна Васильевна (ОГРНИП 304270417300017, ИНН 270410002844; далее - заявитель, предприниматель, налогоплательщик, ИП Костенюк Т.В.) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконными действий, выраженных в отказе по проведению сверки расчетов с бюджетом, изложенных в письме от 04.08.2017 N 07-55/10342, и об обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - управление).
Решением суда от 18.01.2018 требование предпринимателя удовлетворено и оспариваемые действия налогового органа признаны незаконными. Суд также обязал инспекцию провести совместную сверку по НДС за 2007 - 2009 годы.
Не согласившись с данным судебным актом, инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просила его отменить и принять новое решение, считая, что судом первой инстанции неполно выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ходе судебного разбирательства во второй инстанции представитель инспекции и управления настаивала на отмене судебного решения, указывая на неоднократное проведение таких сверок. Кроме того, полагает, что заявление налогоплательщика от 17.07.2017 не подпадает под регулирование статьи 21 НК РФ и фактически направлено на пересмотр налоговых обязательств по спорному налогу за указанный период.
Представитель предпринимателя отклонил доводы жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве.
Повторно изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отклонении заявленной жалобы в силу следующего.
Как видно из материалов дела, 17.07.2017 предприниматель обратилась в инспекцию с заявлением о проведении сверки расчетов с бюджетом в части сумм НДС.
Письмом от 04.08.2017 N 07-55/10342 налоговый орган отказал заявителю, мотивировав его тем, что ИП Костенюк Т.П. пытается пересмотреть результаты выездной налоговой проверки, что было неоднократным предметом судебного разбирательства в рамках дела NА73-11966/2011, в том числе по заявлению предпринимателя по рассмотрению дела по вновь открывшимся обстоятельствам, а также в связи с тем, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность осуществления налоговым органом сверок сумм и показателей, выведенных по результатам выездной налоговой проверки.
Этим же письмом территориальный орган сообщил предпринимателю, что не находит оснований для вынесения решения о возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Не согласившись с данным отказом ИП Костенюк Т.В. обратилась в вышестоящий налоговый орган который решением от 02.09.2017 оставил жалобу без удовлетворения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительным акта и незаконными действий (бездействий) процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности данных условий, в связи с чем удовлетворил требования налогоплательщика.
Возражения налоговых органов направлены на несогласие с данным выводом.
Пунктом 5.1. части 1 статьи 21 НК РФ регламентировано право налогоплательщика на осуществление совместной с налоговыми органами расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
В силу пункта 11 части 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов. Результаты совместной сверки оформляются актом, который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.
Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 3.1.2 Регламента, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01-/444, срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней.
Форма акта совместной сверки утверждена Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@, в соответствии с которым в акте совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам подлежат указанию суммы недоимки, начислений, переплат по налогам, сборам, пени и штрафы независимо от даты их образования. В акте сверки специально приведено два столбца (номера 3 и 4) в которых указывается задолженность или переплата, которая числится за налогоплательщиком, по мнению инспекции и задолженность или переплата, которая имеет место с точки зрения налогоплательщика. В случае инициирования проведения сверки расчетов с бюджетом налогоплательщиком в налоговый орган должно быть представлено соответствующее заявление, составленное в произвольной форме.
Из материалов дела следует, что 17.07.2017 ИП Костенюк Т.П. обратилась в инспекцию с заявлением о проведении сверки расчетов бюджетом в части сумм НДС, подлежащую зачету в связи с его уплатой таможенному органу за период деятельности налогоплательщика 2007-2009 годы, но налоговый орган письмом от 04.08.2017 отказал в совершении испрашиваемых действий, мотивировав тем, что предприниматель пытается пересмотреть результаты выездной налоговой проверки, что было неоднократным предметом судебного разбирательства в рамках дела N А73-11966/2011, в том числе по 311 АПК РФ, а также в связи с тем, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность осуществления налоговым органом сверок сумм и показателей, выведенных по результатам выездной налоговой проверки.
Позиция налоговых органов обоснованно признана арбитражным судом ошибочной, так как вышеприведенными положениями действующего налогового законодательства предусмотрено право налогоплательщика на такое обращение в налоговый орган с заявлением, оформленным в произвольной форме, чему корреспондирует обязанность налогового органа в проведении таких действий.
Ссылка инспекции на то, что за испрашиваемый период неоднократно проводились соответствующие сверки, что подтверждается представленным в суд второй инстанции реестром, не принимается во внимание судебной коллегии, поскольку из данного документа не видно о проведении совместных сверок за весь период 2007-2009 года.
Довод о том, что заявление налогоплательщика не подпадает под регулирование статьи 21 НК РФ, поскольку фактически направлено на пересмотр налоговых обязательств по спорному налогу за указанный период, также отклоняется, как не соответствующий материалам дела.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2018 по делу N А73-17612/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.