г. Тула |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А68-8260/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.03.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Арт Ди" (г. Тула, ОГРН 1177154011594, ИНН 7104075349) - Ребрикова А.В. (доверенность от 30.08.2017), от ответчика - управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090) - Верулидзе Т.М. (доверенность от 24.01.2018 N 166), Ростиславовой А.А. (доверенность от 24.01.2018 N 165), от третьих лиц - Управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы (г. Тула, ОГРН 1077106005943, ИНН 7106076980) - Богмы А.Е. (доверенность от 18.01.2018), общества с ограниченной ответственностью "Медиа Формат" (г. Тула, ОГРН 1177154015609, ИНН 7106079275) - Войтенко М.А. (доверенность от 01.08.2017), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы и общества с ограниченной ответственностью "Арт Ди" на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2017 по делу N А68-8260/2017 (судья Большаков Д.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Арт Ди" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее по тексту - управление, антимонопольный орган, ответчик) и предписания от 04.08.2017 по делу N 3/25-2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы, общество с ограниченной ответственностью "Медиа Формат".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционных жалобах управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы и ООО "Арт Ди" просят данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению ООО "Арт Ди", Положение об установке и эксплуатации рекламных конструкций, на которое ссылается суд, не применимо к спорным правоотношениям, поскольку регулирует праздничное оформление самих рекламных конструкций, а не прилегающей к ним территории. ООО "Арт Ди" указывает на отсутствие правовых оснований для исключения суммы, предложенной ООО "Арт Ди" за праздничное оформление города. Указывает на то, что предписание по жалобе ООО "Лидер" не влечет восстановления прав последнего, так как данное лицо к конкурсу не допущено. По мнению ООО "Арт Ди", позиция антимонопольного органа строится на предположении о предоставлении преимущества ООО "Арт Ди" при оценке и исполнении договора, что является нарушением антимонопольного законодательства, рассматривается в процедуре предусмотренной главой 9 Закона о защите конкуренции, со значительно большим сроком рассмотрения дела, с предоставлением больших гарантий и прав лицам, участвующим в деле, по сравнению со статьей 18.1 того же закона.
Управление в апелляционной жалобе ссылается на то, что необходимость по праздничному оформлению территории города, прилегающей к рекламной конструкции, может возникнуть у победителя конкурса только после подписания итогового протокола о результатах конкурса, и в случае, если праздничное оформление непосредственно указано в представленной заявке. Сообщает, что поскольку управление расценивало предложенное ООО "Арт Ди" праздничное оформление территории города, прилегающей к рекламной конструкции, в рамках критерия по благоустройству, то конкурсная комиссия при оценке заявок по критерию благоустройства принимала во внимание только лишь цену предложенную участником конкурса, руководствуясь полномочиями, предусмотренными пунктом 3.2 приложения N 3 (комиссия рассматривает, оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе между собой, а не сопоставляет их с праздничной концепцией города), а также, следуя при этом утвержденному порядку оценки, который содержится в Конкурсной документации (страница 23). Указывает на то, что праздничное оформление, предложенное ООО "Арт Ди", рассмотрено конкурсной комиссией не в рамках концепций, утверждаемых администрацией города Тулы, а с точки зрения цены, предложенной по критерию N 2 (предложения участника по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции).
В отзывах на апелляционные жалобы Тульское УФАС России и ООО "Медиа Формат" просят решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, управлением по административно-техническому надзору 16.05.2017 издан приказ N 1/32 о проведении открытого конкурса N 1/9 по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, пунктами 2, 3 которого утверждены состав конкурсной комиссии согласно распоряжению главы администрации города Тулы от 16.05.2017 N 1/135-р и состав лотов (228 мест размещения рекламных конструкций в 22 лотах), выставляемых на торги (конкурс N 1/9); установлена начальная цена лотов; сумма задатка на участие в конкурсе согласно приложению 1.
Конкурсная документация утверждена 09.06.2017 и согласована главой администрации г. Тулы.
Извещение о проведении конкурса N 1/9 (включая извещение о возобновлении конкурса N 1/9) размещено на официальном сайте администрации города Тулы в сети "Интернет", в котором указано, что порядок проведения торгов определяется Положением об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 N 12/257.
Согласно пункту 7.3 раздела 7 конкурсной документации "Критерии оценки заявок и сопоставление заявок" оценка заявок осуществляется конкурсной комиссией с использованием следующих критериев: 1. Цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - основной критерий оценки. Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 50 баллов; 2. Предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 20 баллов; 3. Использование рекламной конструкции, которая будет установлена на рекламном месте по итогам конкурса, в социальных целях (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 20 баллов; 4. Возможность размещения по итогам конкурса на рекламном месте эргономически и технологически усовершенствованных рекламных конструкций (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 10 баллов.
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе N 1/9 по дополнительному критерию "Предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции", аналогичный указанному в §9 извещения о возобновлении конкурса указан на странице 23 конкурсной документации, согласно которому конкурсной комиссией оцениваются проекты благоустройства территории, прилегающей к рекламным конструкциям, исходя из стоимости работ, предложенных претендентом.
Расчет стоимости работ производится претендентом на основе сметных расчетов или калькуляции выполняемых работ.
В случае использования в качестве элементов благоустройства изделий сторонних производителей, претенденту необходимо прикладывать документы о стоимости данного изделия. В случае самостоятельного изготовления элементов благоустройства, необходимо прикладывать смету выполнения работ, либо калькуляцию. Конкурсная комиссия вправе обратиться для правильности проверки расчетов в другие структурные подразделения администрации города Тулы (например, в управление по организации закупок и контролю за ценообразованием администрации города Тулы) для проверки правильности расчетной цены проекта благоустройства.
В случае, если стоимость работ, предложенная претендентом, больше стоимости, рассчитанной специализированной организацией, то для дальнейших расчетов принимается стоимость, рассчитанная специализированной организацией.
В случае отсутствия цены в предложении по благоустройству претенденту присуждается 0 баллов по данному критерию. Значимость критерия "Предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции" Rb рассчитывается по следующей формуле: Sпрет - цена по проекту благоустройства, предложенная претендентом, Sмакс - максимальная предложенная цена по проекту благоустройства.
Дробное значение значимости заявки по каждому из дополнительных критериев округляется до целого согласно правилам математического округления.
Конкурсной комиссией рассмотрены заявки 7 участников торгов.
Согласно пункту 8 протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 1/9 (итоговый протокол о результатах конкурса N 1/9) (протокол N 5 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) от 18.07.2017 конкурсная комиссия произвела оценку и сопоставление представленных заявок на участие в конкурсе по каждому критерию по бальной системе.
Из протокола следует, что конкурсная комиссия оценила конкурсные предложения ООО "Медиа Формат" (23 100 000 рублей) и ООО "Арт Ди" (15 100 000 рублей) по основному критерию "Цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" и начислила, соответственно, 50 и 32 балла; по дополнительному критерию "Предложения по благоустройству территории" предложения ООО "Медиа Формат" и ООО "Арт Ди" составили, соответственно, 6 346 200 рублей и 16 962 821 рубль, и оценены конкурсной комиссией в 5 и 15 баллов.
Согласно заявке ООО "Арт Ди" общество по дополнительному критерию "Предложение по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции" представило общий сметно-финансовый расчет к конкурсной документации (лот N 1) благоустройство.
Как следует из расчета, общая стоимость благоустройства двухсторонних щитов 3х6м, с подсветкой в количестве 55 штук, и щитов 3х6м, с электронным воспроизведением изображения, без возможности демонстрации видео, с подсветкой в количестве 2 штук, составила 790 368 рублей 51 копейка (с учетом НДС 18 %).
В качестве видов работ по благоустройству двустороннего щита 3х6м (размер рекламного поля рекламной конструкции - 36 кв м) ООО "Арт Ди" предложены: урны, дорожные ограждения, контейнерное озеленение.
Кроме того, ООО "Арт Ди" в составе заявки представило общий сметно-финансовый расчет и график на праздничное социальное оформление города в период с 2017 года по 2024 год за счет победителя торгов. Согласно расчету общая стоимость праздничного оформления города в течение 8 лет составила 16 172 452 рубля 49 копеек.
Из указанного расчета также следует, что ООО "Арт Ди" предлагает за счет средств Rb = Sпрет 20, где: Smax победителя торгов установить следующие композиции: - в 2017 году - композиция N 2017 - флагшток Линия 2015, флагшток Точка 2015, иллюминация "Город"; - в 2018 году - композиция N 2018 - флаговая мобильная конструкция "Флаг"; - в 2019 году - композиция N 2019 - флагшток Линия 2015, флагшток Точка 2015 флагшток Точка 2016; - в 2020 году - композиция к 75-летию со дня Победы в ВОВ - флагшток Линия 2016, флагшток Точка 2016, иллюминация "Город", стела "9 МАЯ"; - в 2021 году - композиция к 875-летию города Тулы - иллюминация "Город", флаговая мобильная конструкция "Флаг", "АРКА", флагшток Линия 2016; - в 2022 году - композиция N 2022 - флагшток Точка 2016, иллюминация "Город"; - в 2023 году - композиция N 2023 - флаговая мобильная конструкция "Флаг"; - в 2024 году - композиция N 2024 - флагшток Линия 2015, флагшток Точка 2015, флагшток Точка 2016.
Конкурсная комиссия для расчета баллов по данному критерию приняла сумму 16 962 821 рубль, являющуюся результатом сложения общей стоимости благоустройства двухсторонних щитов 3х6м, входящих в состав лота N 1 конкурса N 1/9 (790 368 рублей 51 копейка), и общей стоимости праздничного оформления города (16 172 452 рубля 49 копеек).
Как следует из заявки, ООО "Медиа Формат" по дополнительному критерию "Предложение по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции" предложило перечень работ, материалов и их стоимость, отраженные в проекте по благоустройству прилегающей территории, на общую сумму 6 346 200 рублей. Общество указало, что предполагается выполнение работ по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции, включающее выполнение следующих видов работ: обустройство газона, создание цветников, установка ограждения, установка бордюрного камня, восстановление асфальтового покрытия пешеходной зоны. Второй вариант благоустройства, предложенный обществом, предполагает выполнение работ по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции, включающий выполнение следующих видов работ: мощение пешеходной зоны тротуарной плиткой и/или восстановление асфальтового покрытия пешеходной зоны, установку ограждения, отделяющего проезжую часть от пешеходной зоны, установку бордюрного камня.
По результатам оценки и сопоставления заявок ООО "Арт Ди" заняло первое место (рейтинг заявки - 1), а ООО "Медиа Формат" - второе (рейтинг заявки - 2).
ООО "Медиа Формат" 25.07.2017 обратилось в Тульское УФАС России с жалобой на действия конкурсной комиссии, в которой просило признать незаконным решение об отказе в допуске к участию в конкурсе N 1/9 по лоту N 1, аннулировать результаты этого конкурса по указанному лоту.
Тульским УФАС России по результатам рассмотрения жалобы N 3/25-2017 04.08.2017 принято решение, согласно которому жалоба признана обоснованной, а конкурсная комиссия - нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Членам конкурсной комиссии выдано предписание N 23, которым предписано в срок до 16.08.2017 совершить действия, направленные на устранение нарушений требований порядка организации и проведения открытого конкурса N 1/9, а именно: отменить пункт 8 протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 1/9 (итоговый протокол о результатах конкурса N 1/9) (протокол N 5 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) от 18.07.2017 в части подведения итогов по лоту N 1; провести процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 1/9 по лоту N 1; разместить результаты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 1/9 по лоту N 1 на официальном сайте, на котором было размещено извещение о проведении конкурса N 1/9; совершить иные действия, связанные с подведением итогов открытого конкурса по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте N 1/9 по лоту N 1.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ООО "Арт Ди" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который определяет государственные гарантии его осуществления.
К вопросам местного значения городского округа в силу части 1 статьи 16 названного Закона относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в числе прочего, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа (пункт 25); утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" (пункт 26.1).
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются, в числе прочего, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон N 38-ФЗ).
Общий порядок распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, определяется статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
В силу части 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 данной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
В силу пункта 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности утверждают органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
Схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула утверждена постановлением администрации г. Тулы от 10.04.2014 N 1000.
Решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 N 12/257 утверждено Положение об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула, в соответствии с пунктом 28 которого заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте осуществляется по итогам торгов, которые проводятся в форме конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании Положения "Об организации и проведении конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте" (приложение 3 к данному Положению) и административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте", утвержденного постановлением администрации города Тулы.
Положение "Об организации и проведении конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте" (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в целях определения порядка организации и проведения конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте (далее - конкурс) (пункт 1.1 Положения).
Основными принципами организации и проведения конкурса в силу пункта 1.4 Положения "Об организации и проведении конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте" являются: 1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей и физических лиц; 2) добросовестная конкуренция участников конкурса; 3) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения; 4) равные условия для всех претендентов, открытость, гласность и состязательность всех участников.
Согласно пункту 2.1 Положения конкурс - форма проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия заключения и исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте; конкурсная комиссия - коллегиальный орган, действующий на основании настоящего Положения и уполномоченный проводить конкурсы по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; конкурсная документация - комплект документов, содержащий информацию о предмете конкурса, условиях его проведения, разработанный организатором конкурса и утвержденный компетентным должностным лицом администрации города Тулы.
Конкурсная комиссия в соответствии с пунктом 10.8 Положения осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных претендентами, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в закрытом заседании в целях выявления лучших условий исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (пункт 10.9 Положения).
Пунктом 10.13 Положения предусмотрено, что победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Согласно пункту 96 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте", утвержденного постановлением администрации г. Тулы от 28.06.2012 N 1718, конкурсная комиссия несет ответственность за соответствие результатов рассмотрения заявок требованиям действующего законодательства и соблюдение порядка и сроков рассмотрения заявок.
Судом установлено и следует из материалов дела, что управлением по административно-техническому надзору 16.05.2017 издан приказ N 1/32 о проведении открытого конкурса N 1/9 по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, связанные с определением победителя конкурса оценка и сопоставление заявок, установлены в пункте 7.3 раздела 7 конкурсной документации, согласно которому цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - основной критерий оценки (значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 50 баллов); предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции (дополнительный критерий) (значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 20 баллов); использование рекламной конструкции, которая будет установлена на рекламном месте по итогам конкурса, в социальных целях (дополнительный критерий) (значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 20 баллов); возможность размещения по итогам конкурса на рекламном месте эргономически и технологически усовершенствованных рекламных конструкций (дополнительный критерий) (значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 10 баллов).
По итогам конкурса заявке ООО "Арт Ди", которое в конкурсном предложении по дополнительному критерию "Предложение по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции" указало стоимость благоустройства прилегающей территории в размере 790 368 рублей 51 копейки и стоимость праздничного социального оформления города на срок действия разрешений в размере 16 172 452 рублей 49 копеек; конкурсная комиссия для расчета баллов по данному критерию приняла названную сумму (16 962 821 рубль) и начислила 15 баллов.
Признавая обоснованным вывод Тульского УФАС России о том, что действия конкурсной комиссии, принявшей к оценке заявки ООО "Арт Ди" суммы предложений не только по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции, но сумму по праздничному оформлению города Тулы до 2024 года по лоту N 1, не соответствуют требованиям конкурсной документации, предоставляют преимущественные условия участия в конкурсе N 1/9 по лоту N 1 ООО "Арт Ди", противоречат принципам добросовестной конкуренции участников торгов, а само предложение ООО "Арт Ди" несопоставимо с предложениями других участников торгов в целях отбора победителя, предлагающего лучшие условия по благоустройству прилегающих к рекламным конструкциям территорий, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
При продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции организатор конкурса в силу пункта 3.1 Положения об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула в целях обеспечения эффективного контроля исполнения условий конкурса осуществляет учет обязательств победителей конкурса, определенных договорами, и контроль их исполнения.
Приложение N 3 к конкурсной документации содержит проект договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте, разделы 2 и 3 которого регламентируют права и обязанности сторон, из содержания которых, как верно указал с уд первой инстанции, не усматривается наличие у стороны 2 (победителя торгов) обязанности выполнить конкурсное предложение по праздничному оформлению города Тулы, а у стороны 1 (уполномоченного лица) - права потребовать исполнения такого обязательства.
Согласно пункту 6.1 проекта договора размещение праздничного оформления на рекламной конструкции производится в соответствии с адресной программой, утвержденной администрацией города Тулы.
Благоустройство территории городского округа в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 N 46/938 (далее - Правила благоустройства), благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, а элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, используемые как составные части благоустройства.
Под архитектурными объектами малых форм понимаются скамейки, лавочки, декоративные ограждения, штакетник, урны, клумбы, цветники, рабатки, декоративные скульптуры, оборудование детских площадок, столбы для сушки белья, столбы для выбивания ковров.
Прилегающая территория - территория общего пользования, непосредственно примыкающая к объектам, определение границ которой установлено статьей 5 Закона Тульской области от 09.12.2013 N 2040-ЗТО "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Тульской области" (пункт 1.6 Правил благоустройства).
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона границы прилегающей территории в целях обеспечения ее чистоты и порядка определяются для мест производства земляных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту сетей инженерно-технического обеспечения, фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установке технических средств стабильного территориального размещения - 5 метров от объекта производства работ по всему периметру.
Размещение рекламных конструкций на территории муниципального образования город Тула производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением "Об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула", утвержденным решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 N 12/257, иными муниципальными правовыми актами, регламентирующими отношения в сфере распространения наружной рекламы (пункт 2.8.1 Правил благоустройства).
Правила благоустройства в отношении общественных территорий (пространств), их участков, территорий пешеходных зон и коммуникаций, участков и специализированных зон общественной застройки, на которых возможно размещение рекламных конструкций, содержат обязательные перечни элементов благоустройства, включающие в общих случаях: твердые виды покрытия (в основном в виде плиточного мощения), озеленение, скамьи, урны или малые контейнеры для мусора, уличное техническое оборудование, осветительное оборудование, носители информации, элементы защиты участков озеленения (металлические ограждения, специальные виды покрытий и т.п.).
Общие положения праздничного оформления территории устанавливает раздел 8.11 Правил благоустройства.
В силу пункта 8.11.1 Правил благоустройства праздничное оформление территории муниципального образования город Тула на период проведения государственных и муниципальных праздников, мероприятий, связанных со знаменательными событиями производится в соответствии с постановлениями и распоряжениями администрации города Тулы.
Администрация города Тулы заранее организует разработку концепции праздничного оформления. Перечень работ по размещению праздничного оформления и схема размещения объектов и элементов праздничного оформления являются обязательными приложениями к концепции (пункт 8.11.4 Правил благоустройства).
Исходя из пункта 8.11.2 Правил благоустройства работы, связанные с изготовлением, размещением, монтажом, эксплуатацией и демонтажем праздничного оформления производятся организациями самостоятельно за счет собственных средств, а также по договорам с администрацией города Тулы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования город Тула.
Пунктом 21 Положения об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 N 12/257, предусмотрено, что оформление рекламных конструкций к праздникам производится по адресным программам в соответствии с постановлениями и распоряжениями администрации города Тулы к следующим праздникам: Новогодние каникулы и Рождество Христово; День защитника Отечества; Международный женский день; праздник Весны и Труда; День Победы; День России; День города Тулы; День обороны Тулы; День народного единства.
В силу пунктов 22 - 25 Положения администрация города Тулы заранее организует разработку адресной программы по размещению праздничного оформления рекламных конструкций. Перечень работ по размещению праздничного оформления рекламных конструкций является обязательным приложением к адресной программе.
Утвержденная главой администрации города Тулы адресная программа обязательна для исполнения всеми владельцами рекламных конструкций и (или) рекламораспространителями. Адресная программа направляется владельцам рекламных конструкций не позднее 30 календарных дней до предполагаемого срока размещения праздничной информации, которые обязаны довести ее до сведения рекламораспространителя, если эти лица не совпадают.
После получения адресной программы между владельцем рекламной конструкции или рекламораспространителем и администрацией города Тулы заключается договор на размещение (монтаж), эксплуатацию и демонтаж праздничного оформления.
Согласно пункту 27 Положения владельцы рекламных конструкций или рекламораспространители размещают, осуществляют монтаж, эксплуатацию и демонтаж праздничного оформления собственными силами на принадлежащих им рекламных конструкциях. Объем работ по размещению, монтажу и демонтажу рекламных изображений подтверждается актом выполненных работ.
С учетом изложенных норм судом первой инстанции сделано обоснованное заключение о том, что для размещения праздничного оформления города, рекламных конструкций, равно как и перечня работ по такому оформлению предусмотрен специальный порядок.
В рассматриваемом случае, доказательства наличия постановлений, распоряжений администрации г. Тулы о концепциях, адресных программах праздничного оформления территории города Тулы на период действия договоров, заключение которых предусмотрено по результатам проведения конкурса N 1/9, в материалах дела отсутствуют.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, предметом конкурса являлось право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а не праздничное оформление территории города Тулы в период с 2017 года по 2024 год.
Праздничное оформление города не предусматривалось в качестве критерия оценки конкурсной комиссией заявки на участие в конкурсе.
В силу характера и субъектного состава отношений конкурс на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальных местах размещения таких конструкций проводится в целях предоставления равных возможностей участия лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, установления максимально четких критериев отбора победителя, обеспечивающих сопоставимость поданных участниками предложений, предотвращения коррупции при предоставлении мест.
Из материалов же дела следует, что по основному критерию "Цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" конкурсное предложение ООО "Медиа Формат" по лоту N 1 составило 23 100 000 рублей (начислено 50 баллов), а конкурсное предложение ООО "Арт Ди" - 15 100 000 рублей (начислено 32 балла).
При этом по дополнительному критерию "Предложения по благоустройству территории" предложения ООО "Медиа Формат" и ООО "Арт Ди" составили, соответственно, 6 346 200 рублей и 16 962 821 рубля, и были оценены конкурсной комиссией в 5 и 15 баллов.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что действия конкурсной комиссии, которая учла при оценке по дополнительному критерию "Предложения по благоустройству прилегающей территории к рекламной конструкции" предложение ООО "Арт Ди" по стоимости, видам и типам праздничного оформления города Тулы, позволили этому участнику победить в конкурсе N 1/9 по лоту N 1, тогда как данные действия противоречат полномочиям конкурсной комиссии, вышеприведенным нормативным правовым актам, принятым и действующим на территории муниципального образования город Тула в сфере размещения рекламных конструкций, благоустройства, размещения праздничного оформления города.
Изменение конкурсной комиссией вышеуказанного специального порядка праздничного оформления территории г. Тулы по собственному усмотрению с превышением полномочий, как верно констатировал суд первой инстанции, привело к нарушению порядка определения победителя торгов по лоту N 1 конкурса N 1/9 и создало преимущественные условия участия в торгах конкретному участнику торгов.
При этом судом первой инстанции справедливо принято во внимание, что в отсутствие концепции, адресной программы праздничного оформления территории города Тулы, утвержденной постановлениями или распоряжениями администрации города Тулы, отсутствуют основания для признания лучшими предложений ООО "Арт Ди" по праздничному оформлению города Тулы на 2020 год "Композиция к 75-летию со дня Победы в ВОВ (94 элемента)" и на 2021 год "Композиция к 875-летию города Тулы (4 элемента)".
Оценив совокупность обстоятельств и представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что в рассматриваемом случае действия конкурсной комиссии по оценке конкурсного предложения ООО "Арт Ди" с учетом предложения по праздничному оформлению города Тулы создали этой организации преимущественные условия участия в конкурсе и нарушили порядок определения победителя торгов, что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2); нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (пункт 3).
Проверив порядок и основания для возбуждения антимонопольного дела, судом не усмотрено процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену оспариваемого решения.
Отклоняя довод заявителя о том, что антимонопольный орган вышел за пределы компетенции, установленной статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно указал, что из содержания положений частей 17, 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ прямо следует, что обнаружение комиссией антимонопольного органа в ходе рассмотрения поданной жалобы на действия конкурсной комиссии иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, не создает у антимонопольного органа обязанности проводить установленную главой 9 Закона N 135-ФЗ процедуру возбуждения нового дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В этом случае комиссия антимонопольного органа продолжает рассмотрение уже возбужденного дела, устанавливает в его ходе иные нарушения и при их доказанности принимает по данному делу решение также с учетом новых выявленных нарушений и выдачей при необходимости предписания об их устранении.
Довод ООО "Арт Ди" о том, что антимонопольный орган, а затем и суд первой инстанции "смешали" понятия праздничного оформления самих рекламных конструкций и праздничного оформления прилегающей территории, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку предложение ООО "Арт Ди" связано с праздничным оформлением города, что следует из буквального содержания его заявки, а как указано выше, и для праздничного оформления рекламных конструкций, и для праздничного оформления города предусмотрен специальный порядок.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы апелляционных жалоб основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для их удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2017 по делу N А68-8260/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы управления по административно-техническому надзору администрации города Тулы и общества с ограниченной ответственностью "Арт Ди" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.