19 марта 2018 г. |
Дело N А83-3367/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 г.
В полном объёме постановление изготовлено 19 марта 2018 г.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зарубина А.В.
при ведении протокола помощником судьи Александровой Т.А.
при участии: от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Бахчисарайского филиала государственного унитарного предприятия "Вода Крыма" Булавка А.П. по доверенности от 09 января 2018 г. N 24, Усатенко П.С. по доверенности от 22 января 2018 г. N 78,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Бахчисарайскому району на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 июля 2017 года (резолютивная часть) по делу N А83-3367/2017 (судья Гаврилюк М.П.), принятому в порядке упрощенного производства,
установил:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" в лице Бахчисарайского филиала государственного унитарного предприятия "Вода Крыма" (ИНН 9102057281, ОГРН 1149102120947; ул. Киевская, д. 1а, г. Симферополь, Республика Крым, 295053) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Бахчисарайскому району (ИНН 9104000072, ОГРН 1149102004193; ул. Кооперативная, д. 4, г. Бахчисарай, Бахчисарайский район, Республика Крым, 298400) о взыскании суммы долга в размере 27.846, 98 руб., пени в размере 5.918, 58 руб.
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Крым от 10 июля 2017 г. исковые требования удовлетворены, взысканы с ОМВД России по Бахчисарайскому району в пользу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Бахчисарайского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" задолженность по контракту N 23/10 от 25 февраля 2016 г. в размере 27.846,98 рублей, пеня за периоды: с 29 марта 2016 г. по 01 апреля 2017 г., 26 мая 2016 г. по 01 апреля 2017 г., с 26 мая 2016 г. по 01 апреля 2017 г., 28 июня 2016 г. по 01 апреля 2017 г., 08 декабря 2016 по 01 апреля 2017 г. в размере 5.918,58 рублей, а так же государственную пошлину в размере 2.000,00 рублей.
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Бахчисарайскому району с решением суда не согласился в той части, в которой с него взысканы денежные средства за услуги по приёму поверхностных сточных вод. Полагает, что такая услуга фактически не оказывалась, поскольку договором точки приёма поверхностных сточных вод не определены. В частности, в Приложении N 9 к контракту N 23/10 от 25 февраля 2016 г. прямо указано, что точки приёма поверхностных сточных вод отсутствуют.
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Бахчисарайскому району надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Представители Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Бахчисарайского филиала государственного унитарного предприятия "Вода Крыма" просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между государственным унитарным предприятием Республики Крым "Вода Крыма" (Водоканалом) и отделом Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Бахчисарайскому району (Абонентом) заключен единый государственный контракт N 23/10 холодного водоснабжения и водоотведения от 25 февраля 2016 г., согласно которого Водоканал, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а Абонент, обязуется производить оплату водоснабжения и водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены единым государственным контрактом.
В связи с тем, что Абонент услуги предоставленные Водоканалом, оплачивал не в полном объеме, за ним на 01 апреля 2016 г. образовалась задолженность в сумме 27.846,98 руб.
На основании п. 6.2 ст. 14 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 года N 416 - ФЗ Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты, в связи с чем Абоненту начислена пеня в размере 5.918,58 (пять тысяч девятьсот восемнадцать рублей 58 копеек).
Методика подсчёта неустойки, использованная истцом, является неверной. Статьёй 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующего энергетического ресурса. Согласно указанной норме размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке. Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения.
Согласно представленному истцом расчёту неустойки на день вынесения решения её размер составляет 7.428,10 рублей. Поскольку истцом заявлена ко взысканию меньшая сумма - 5.918,58 рублей и, кроме того, решение в данной части не оспорена, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции как в части взыскания основного долга, так и неустойки, является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что услуга по приёму поверхностных сточных вод фактически не оказывалась, поскольку согласно Приложению N 9 к контракту N 23/10 от 25 февраля 2016 г. точек приёма поверхностных сточных вод не имеется, не может послужить основанием для отмены решения суда.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из раздела 1 Правил N 644, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. (далее - Правила N 644), поверхностные сточные воды - это принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
Пунктом 38 Правил N 644 определено, что отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 39 Правил N 644 установлено, что договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод.
На основании пункта 43 Правил N 644 в договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод.
Исходя из пункта 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ, в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
Пунктом 25 Правил N 776 предусмотрено, что коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утвержденных Приказом Минстроя России от 17 октября 2014 г. N 639/пр, при наличии внутриплощадочных канализационных сетей, вся территория, используемая абонентом, признается находящейся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод.
В силу пунктов 12 и 13 Приказа Минстроя России от 17 октября 2014 г. N 639/пр при отсутствии утвержденных зон централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенных в схеме водоснабжения и водоотведения, площади земельных участков (территорий) абонентов, поверхностный сток с которых неорганизованно поступает в централизованные системы водоотведения, могут определяться с учетом вертикальной планировки канализованной территории (площади земельного участка (территории), владение, пользование или распоряжение которым осуществляется абонентом, расположенного в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, поверхностный сток с которой поступает в централизованную систему водоотведения), при условии предоставления в организацию водопроводно-канализационного хозяйства карт земельных участков (территорий) в масштабе М 1:500, выполненных организацией, имеющей лицензию на геодезические и картографические работы, с указанием границ, типов поверхностей, с нанесением всех водонесущих коммуникаций и отметок по уровню залегания грунтовых вод.
Территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять на основании данных геоинформационных систем о канализованной площади с учетом расположения земельных участков относительно централизованных систем водоотведения (внутриплощадочных канализационных сетей) в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети).
Расчёт задолженности за услугу по приёму поверхностных сточных вод осуществлялся истцом исходя из общей площади территории в 0,75720 га (т. 1 л.д. 31) и справок ФГБУ "Крымское УГМС" о суммах атмосферных осадков по метеорологической станции Почтовое, репрезентативной для Бахчисарайского района (т. 1, л.д. 32). Факт подключения к системе канализационных сетей подтверждается Приложением N 1 к государственному контракту N 23/10 холодного водоснабжения и водоотведения от 25 февраля 2016 г. (т. 1, л.д. 101). Ответчиком площадь занимаемой территории, подключение к системе канализационных сетей, заключение самого договора не отрицалось.
Таким образом, неопределение точек приема поверхностных сточных вод договором не влечёт безусловное освобождение от оплаты за прием поверхностных сточных вод. Аналогичный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 14 декабря 2017 г. N Ф10-5248/2017 по делу N А83-8874/2016.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 июля 2017 года по делу N А83-3367/2017 по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Бахчисарайского филиала государственного унитарного предприятия "Вода Крыма" к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Бахчисарайскому району оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Бахчисарайскому району - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.