г. Вологда |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А44-7358/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 марта 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 ноября 2017 года по делу N А44-7358/2017 (судья Самарин А.Д.),
установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) (ОГРН 1025300989570, ИНН 5320015380; место нахождения: 174401, Новгородская область, город Боровичи, улица С. Перовской, дом 78; далее - управление, УПФ) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области" (ОГРН 1025300991044, ИНН 5320012727; место нахождения: 174405, Новгородская область, город Боровичи, улица Угольщиков, дом 46; далее - исправительное учреждение, учреждение) 29 500 рублей финансовой санкции за несвоевременное представление отчетности о застрахованных лицах формы СЗВ-М за период с апреля 2016 года по декабрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 22 ноября 2017 года по делу N А44-7358/2017 с учреждения в пользу управления взыскано 14 750 рублей финансовой санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за неполное и (или) недостоверное, несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с апреля 2016 года по декабрь 2016 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что не имелось основания для привлечения к ответственности в связи с устранением допущенных нарушений с учетом соблюдения положений пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н). Отмечает также, что руководствовалось и письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ".
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, исправительное учреждение зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1025300991044 и является организацией, производящей выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем.
Во исполнение обязанностей страхователя исправительное учреждение по телекоммуникационным каналам связи представило в управление следующие сведения о застрахованных лицах:
29.04.2016 - сведения о застрахованных лицах по форме "Сведения о застрахованных лицах" (далее - СЗВ-М) (исходный) за апрель 2016 года;
01.06.2016 - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходный) за май 2016 года
07.07.2016 - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходный) за июнь 2016 года;
29.07.2016 - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходный) за июль 2016 года;
03.10.2016 - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходный) за сентябрь 2016 года;
01.11.2016- сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходный) за октябрь 2016 года;
01.12.2016 - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходный) за ноябрь 2016 года;
01.12.2016 - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходный) за ноябрь 2016 года;
09.01.2017 - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходный) за декабрь 2016 года.
Далее с целью дополнения ранее принятых управлением сведений о застрахованных лицах исправительное учреждение 29.03.2017 представило в УПФ следующие дополняющие формы СЗВ-М:
за апрель 2016 года, указав требуемые сведения еще на 3 застрахованных лиц;
за май 2016 года, указав требуемые сведения еще на 4 застрахованных лиц;
за июнь 2016 года, указав требуемые сведения еще на 6 застрахованных лиц;
за июль 2016 года, указав требуемые сведения еще на 5 застрахованных лиц;
за август 2016 года, указав требуемые сведения еще на 5 застрахованных лиц;
за сентябрь 2016 года, указав требуемые сведения еще на 6 застрахованных лиц;
за октябрь 2016 года, указав требуемые сведения еще на 9 застрахованных лиц;
за ноябрь 2016 года, указав требуемые сведения еще на 10 застрахованных лиц;
за декабрь 2016 года, указав требуемые сведения еще на 12 застрахованных лиц.
В ходе проведенной управлением проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом ежемесячной отчетности за май, апрель, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года о каждом застрахованном лице по форме СЗВ-М (дополняющая) установлено, что эти сведения представлены с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По факту нарушения 10.04.2017 составлены акты о выявленных нарушениях (т. 1, л.д. 115-123), а также в отношении исправительного учреждения управлением 11.05.2017 приняты решения (т. 1, л.д. 125-132) о применении финансовых санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ в общей сумме 29 500 руб. 00 коп. за неполноту или недостоверность предоставленных сведений.
Названные решения вручены представителю заявителя 11.05.2017.
На основании этих решений о привлечении страхователя к ответственности, исправительному учреждению выставлены 25.06.2017 и 26.06.2017 соответствующие требования об уплате финансовых санкций (т. 1, л.д. 133-141).
С указанным требованием истец обратился в арбитражный суд для выдачи судебного приказа, но определением от 10.08.2017 судебный приказ был судом отменен, в связи с возражениями ответчика.
Названные обстоятельства послужили основанием для обращения УПФ в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании финансовой санкции по правилам искового производства.
При рассмотрении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же Законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи предоставляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь предоставляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ) внесены изменения в статью 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании части 2 статьи 9 Закона N 385-ФЗ изменения, внесенные в Закон N 27-ФЗ, вступили в силу с 1 апреля 2016 года.
В частности, статья 11 Закона N 27-ФЗ дополнена пунктом 2.2, в соответствии с которым (в редакции, действующей до 01.01.2017, то есть на момент совершения нарушения) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Информация предоставляется посредством электронного документооборота (абзац третий части 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83 п.
Названным постановлением в поле "Тип формы" предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В рассматриваемом случае из решений управления следует, что исправительное учреждение привлечено к ответственности за непредоставление в установленный срок отчетности по форме СЗВ-М за апрель - декабрь 2016 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоками проверки, извещениями о доставке и не оспариваются ответчиком.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к правильному выводу о доказанности факта совершения обществом вмененного ему в вину нарушения.
В апелляционной жалобе исправительное учреждение указывает на отсутствие вины и отсутствие нарушения, поскольку выявленные неточности самостоятельно устранены путем представления управлению дополняющих форм отчетности на застрахованных лиц.
В обоснование приведенного довода ссылается на положения пункта 39 Инструкции N 766н, а также на письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ".
Суд апелляционной инстанции находит приведенную позицию общества ошибочной в связи со следующим.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" указано на возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Пунктом 39 Инструкции предусмотрено, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Вместе с тем, из буквального толкования названного пункта следует, что от ответственности страховать может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальным сведений, то есть уточнений (исправлений) относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица.
При этом под исправлениями сведений, исходя из норм указанной Инструкции, понимаются:
- случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в управление;
- выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
В данном же случае имело место не исправление ошибок в ранее представленных сведениях на застрахованных лиц (например, ошибки Ф.И.О. в первичной отчетности), а дополнительное представление сведений на иных застрахованных лиц, информация о которых ранее не была предъявлена. Кроме того дополняющие сведения представлены позднее установленного срок.
Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что страхователь не исправил (не уточнил) ранее представленную отчетность, а вновь сдал после получения уведомления от управления сведения на других застрахованных лиц.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции констатирует факт непредоставления обществом сведений в установленный срок.
Представление сведений в отношении не всех застрахованных лиц не может быть квалифицировано как представление неполных и (или) недостоверных сведений, как ошибочно отразило управление в своих решениях от 11.05.2017.
Вместе с тем данный вывод не свидетельствует о неправомерности привлечения страхователя к ответственности по статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку этой же нормой установлена и ответственность за непредставление сведений в установленный срок, что имело место быть в рассматриваемом случае.
Таким образом, управление пришло к верному выводу о нарушении обществом положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ, процедура взыскания не нарушена.
Материалами дела подтверждается, что размер штрафа за допущенное нарушение исправительному учреждению определен в пределах санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, порядок и сроки привлечения его к ответственности не нарушены.
Вместе с тем, руководствуясь постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, с учетом таких смягчающих ответственность обстоятельств как совершение правонарушения впервые и возможности снижения размер штрафа, подлежащего взысканию с исправительного учреждения до 14 750 руб. 00 коп.
Возражение от УПФ в указанной части также не приведено.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 ноября 2017 года по делу N А44-7358/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.