г. Челябинск |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А76-5412/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Бояршиновой Е.В., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 ноября 2017 г. по делу N А76-5412/2017 (судья Командирова А.В.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" - Родионова Е.В. (доверенность от 15.09.2016 N 15/ТЭС/2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" (далее заявитель, ООО "Теплоэнергосбыт", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", жилищная инспекция) от 05.12.2016 N 5019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено: общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Тополиная аллея" (далее - третье лицо, ООО УК "Тополиная аллея").
Решением суда первой инстанции от 16.11.2017 (резолютивная часть объявлена 09.11.2017) в удовлетворении заявленных требований оказано.
Общество с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что многоквартирный жилой дом N 8 по ул. Академика Королева, оборудован прибором учета тепловой энергии, не позволяющим раздельно учитывать количество тепловой энергии, потребляемой для целей отопления и количество тепловой энергии, потребляемой для целей горячего водоснабжения. Полагает, что требование, изложенное в предписании от 05.12.2016 N 5019 об обязании ООО "Теплоэнергосбыт" произвести корректировку платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии по жилым и нежилым помещениям многоквартирного дома января 2015 года по июнь 2016 год является неисполнимым.
В рассматриваемом случае ресурсоснабжающей организацией были приняты все зависящие от нее меры по исполнению произведения корректировок за отопление по периоду январь 2015 года - июнь 2016 года, а именно неоднократно направлялись письменные ответы собственникам на их заявления с требованием произведения корректировок за отопление вышеуказанному периоду.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 не предусмотрена возможность самостоятельного учета теплоснабжающей организацией тепловой энергии на отопление при оборудовании многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии, устанавливающим единые показания тепловой энергии, израсходованной на все нужды многоквартирного дома, и не позволяющим определить объем тепловой энергии, затраченной на отопление. Протокол общего собрания, где определена методика разделения показаний общедомового прибора учета тепловой энергии на услуги отопления и горячего водоснабжения, по дому N8 по ул.Академика Королева в адрес ООО "Теплоэнергосбыт" не поступал. Соответственно, произведение корректировки зависит не только от воли ресурсоснабжающей организации, но и от согласия по данному вопросу кворума простого большинства голосов.
В связи с тем, что с 01.07.2016 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утратили свою силу ГУ "ГЖИ Челябинской области" не вправе проверять и понуждать лиц, осуществляющих начисление платы за коммунальные ресурсы исполнять требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
К апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства: заявление от Мацко М.В. (ул. Академика Королева д.8, кв.43) от 04.04.2016 вх.N 160, ответ от 06.06.2016 N ТЭС-4/361, заявление от Брежнева Ю.Н. (ул. Академика Королева, д.8, кв.27) от 14.07.2016 вх.N 276, ответ от 10.08.2016 N ТЭС-4/523, чек об отправке почтой, заявление от Соколовой Ю.М. (ул. Академика Королева д.8, кв.138) от 13.12.2016 вх.N 446, ответ от 13.01.2017 N 76, чек об отправке почтой.
С учетом части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства приобщены к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьего лица не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя заявителя дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица и третьего лица.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, жилищной инспекцией на основании распоряжения от 18.11.2016 N 5019 (л.д. 127 т. 1) в отношении ООО "Теплоэнергосбыт" проведена внеплановая документарная проверка с целью выяснения обстоятельств, изложенных в обращении жителя, являющегося собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Челябинск, ул. Академика Королева, д. 8.
По итогам проведенной проверки в отношении ООО "Теплоэнергосбыт" 05.12.2016 составлен акт проверки (л.д. 118-122 т. 1), согласно которому выявлены следующие обстоятельства: "- корректировка платы по показаниям общедомового прибора учета (далее - ОПУ) тепловой энергии в доме N 8 по ул. Академика Королева в г. Челябинске в период с января 2015 года по июнь 2016 года не производилась; - начисление платы по показаниям индивидуального прибора учета (далее - ИПУ) горячей воды, установленного в квартире N 27 в доме N 8 по ул. Академика Королева в г. Челябинске, производилось в соответствии с требованиями пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354)".
В результате проверки выявлено нарушение ООО "Теплоэнергосбыт" подпункта 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N307), в части не проведения корректировки платы за отопление по показаниям ОПУ тепловой энергии потребителям в многоквартирном доме N 8 по ул. Академика Королева с января 2015 года по июнь 2016 года.
На основании данного акта жилищной инспекцией обществу выдано предписание от 05.12.2016 N 5019, в котором обществу предписано в срок до 01.02.2017 произвести корректировку платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии потребителям многоквартирного дома за период с января 2015 года по июнь 2016 года (л.д. 117 т. 1).
Считая это предписание незаконным ООО "Теплоэнергосбыт" обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта действующему законодательству и отсутствии нарушения им прав и интересов заявителя в экономической сфере.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод жилищной инспекции о нарушении заявителем требований подпункта 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307 в части не проведения корректировки платы за отопление по показаниям ОПУ тепловой энергии потребителям в многоквартирном доме N 8 по ул. Академика Королева с января 2015 года по июнь 2016 года.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определен в статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 1 которой, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утратили силу с 01.07.2016), в соответствии с пунктом 23 которых, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за 5 коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307.
При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307.
Таким образом, указанной нормой предусмотрена корректировка размера платы за отопление при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме.
Из анализа подпункта 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам N 307 следует, что корректировку размера платы за коммунальные услуги обязан производить исполнитель, непосредственно предоставляющий потребителю коммунальные услуги.
Как установлено судом, договором от 01.07.2011 N ТЭС/15 ООО "Теплоэнергосбыт" (теплоснабжающая организация) и ООО УК "Тополиная аллея" (управляющая компания) определили порядок взаимодействия сторон по обеспечению соблюдения требований технической эксплуатации тепловых сетей и систем теплоснабжения жилых и нежилых помещений (перечень - приложение N 1 к договору) в пределах эксплуатационной ответственности управляющей компании согласно акту разграничения балансовой принадлежности теплосетей и эксплуатационной ответственности сторон (л.д. 9-25 т. 2).
Согласно пункту 4.1 указанного договора к обязанностям теплоснабжающей компании, в том числе относится: подавать на нужды отопления, вентиляции и ГВС в тепловые пункты тепловой энергии либо теплоносителя с определенными параметрами; производить начисление и расчеты с потребителями (владельцами помещений многоквартирных домов, перечисленных в приложении N 1) за поставленную тепловую энергию.
ООО УК "Тополиная аллея" избрана управляющей организацией жилого многоквартирного дома 8 по ул. Академика Королева г. Челябинска, указанное решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома оформлено протоколом N 1 от 01.06.2007 (л.д. 71 т. 1).
Согласно пункту 1 протокола от 15.09.2011 общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома жильцы решили перейти на прямые расчеты за теплоснабжение с ресурсоснабжающими организациями на условиях публичного договора (л.д. 72 т. 1).
Поскольку собственниками помещений многоквартирного дома принято решение об осуществлении расчетов за теплоснабжение непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, и в соответствии с договором от 01.07.2011 N ТЭС/15 ООО "Теплоэнергосбыт" приняло на себя обязательство самостоятельно производить начисление платы за отопление и осуществлять непосредственные расчеты с потребителями, именно заявитель несет обязанность соблюдать нормативные требования при начислении указанной платы.
В соответствии с постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 29.12.2014 N 62/1 на территории Челябинской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению до 01.07.2016 применялся порядок расчета, который установлен в Правилах N307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 определено, что в многоквартирном доме, оборудованном ОПУ тепловой энергии и отсутствии ИПУ тепловой энергии, в течение отопительного периода начисление платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии данных сведений - по нормативу потребления. Корректировка платы за отопление на основании показаний ОПУ тепловой энергии производится один раз в год.
В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 12.11.2014 N 25263-0Д/04), которое с 08.04.2014 наделено полномочиями по разъяснению порядка применения Правил N 307, проведение корректировки платы за отопление по показаниям ОПУ тепловой энергии возможно по истечении календарного года.
Плата за горячее водоснабжение (подогрев воды) начисляется в порядке, установленном в Правилах N 354).
Согласно пункту 54 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129) в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, плата за горячую воду состоит из двух частей:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды
С 28.02.2015 в соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129, в Правилах N 354 отсутствует порядок начисления платы за горячее водоснабжение (подогрев воды) на общедомовые нужды исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, а также отсутствует порядок корректировки платы по показаниям ОПУ тепловой энергии в межотопительный период при отсутствии централизованной системы горячего водоснабжения.
В многоквартирном доме, который оборудован ОПУ тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении, определяется по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя, из показаний ОПУ тепловой энергии.
Исходя из предоставленных ведомостей учета тепловой энергии с января 2015 по 20.10.2016 и предписаний в адрес ООО "УК "Тополиная аллея" следует, что ОПУ тепловой энергии в доме 8 по ул. Академика Королева в г. Челябинске в апреле 2015 года, в июле 2015 года, в августе 2015 года, в ноябре 2015 года работали за пределами точности.
В соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 плата за отопление определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления тепловой энергии, определенного по показаниям ОПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя ОПУ либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет тепловой энергии путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям ОПУ, но не более 3 расчетных периодов подряд. По истечении предельного количества расчетных периодов, за которые плата за отопление определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления, плата за отопление, предоставленное в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления тепловой энергии согласно пункту 60(1) Правил N 354.
В этой связи жилищная инспекция обоснованно в оспариваемом предписании возложила на общество обязанность произвести корректировку платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии потребителям многоквартирного дома за период с января 2015 года по июнь 2016 года.
Довод подателя апелляционной жалобы о неисполнимости предписания в связи с осуществлением ОПУ тепловой энергии общего учета тепловой энергии на отопление и на подогрев воды подлежит отклонению, поскольку возможность разделения показаний общедомового прибора учета тепловой энергии между отоплением и подогревом воды определена в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Так, в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 установлено, что при выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Доводы о неисполнимости предписания ввиду отсутствия у ресурсоснабжающей организации методики разделения показаний общедомового прибора учета тепловой энергии на услуги отопления и горячего водоснабжения отклоняется, поскольку не могут служить основанием для освобождения заявителя, как исполнителя коммунальной услуги, от установленной законодательством обязанности производить корректировку платы за отопление.
Следовательно, как верно указал суд, оспариваемое предписание является реально исполнимым, не противоречащим положениям действующего законодательства.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В нарушение указанных норм заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемое по делу предписание ГУ "ГЖИ Челябинской области" нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом жилищной инспекцией доказано соответствие оспариваемого акта действующему законодательству.
Таким образом, отсутствует совокупность условий, установленных частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие ООО "Теплоэнергосбыт" с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает нарушений норм материального права, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1500 руб. относятся на её подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16 ноября 2017 г. по делу N А76-5412/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергосбыт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.