г. Ессентуки |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А61-3267/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Раизовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу главы КФХ Царахова Сармата Инарбековича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.11.2017 по делу N А61-3267/2017 (судья З.К. Сидакова)
по заявлению индивидуального предпринимателя - главы КФХ Царахова Сармата Инарбековича, зарегистрированного по адресу: РСО-Алания Пригородный район, с.Нижняя Саниба, ул.Кирова,177 (ОГРНИП 317151300008563)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания и Конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания
о признании незаконным решения Конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания об отказе в предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; применении мер по восстановлению нарушенного права
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - глава КФХ Царахов Сармат Инарбекович (далее - ИП Царахов С.И.) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания, заинтересованное лицо: Конкурсная комиссия по отбору фермерских хозяйств Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания, о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания об отказе в предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства Царахову Сармату Инарбековичу, выразившееся в уведомлении об отказе; применении последствий незаконности решения, путем обязания Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания на основании соответствующего документального оформления (в том числе, соответствующее решение Конкурсной комиссии по отбору фермерских хозяйств Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания на основании соответствующего документального оформления (в том числе, соответствующее решение конкурсной комиссии по отбору глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров) предоставить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Царахову С.И. грант в размере 3 000 000 рублей.
Решением суда от 27.11.2017 в удовлетворении требований отказано.
ИП Царахов С.И. не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 27.11.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания просит оставить решение суда от 27.11.2017 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Царахова С.И. поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в газете "Северная Осетия" от 15.03.2017 N 42 (27278) опубликовано извещение о проведении конкурса по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, организатором конкурса выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания, срок приема заявок и документов для участия в отборе - с 17.04.2017 по 28.04.2017 гг.
ИП Цараховым С.И. 21.04.2017 подана заявка в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, запрашиваемая сумма гранта 3000000 рублей.
Уведомлением об отказе в предоставлении гранта N 252 от 23.06.2017 Конкурсная комиссия известила ИП Царахова С.И. о том, что ему отказано в предоставлении гранта на создание и развитие КФХ на основании абз. 3 п. 27 Правил предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства получение заявителем по результатам очного собеседования оценки "неудовлетворительно".
Полагая, что решение конкурсной комиссией, содержащееся в уведомлении об отказе в предоставлении гранта, не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, ИП Царахов С.И. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Как установлено судом первой инстанции ИП Царахов С.И. не представил к своему заявлению справку о наличии расчетного счета, поэтому он был ошибочно допущен к участию в конкурсе. Оспариваемое решение не нарушает прав ИП Царахова С.И., так как он не отвечает условиям предоставления гранта, установленными в Правилах предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Конкурсной комиссией 25.09.2017 были внесены изменения в протокол N 27 от 23.06.2017, в соответствии с которыми заявка ИП Царахова С.И. исключена из перечня заявок подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии по начинающим фермерам.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в том числе, физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Частью 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в качестве одного из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства закреплен заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки. Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
При обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 14, часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14.02.2017 N 80 утверждены "Правила предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам из средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания в целях оказания финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям на содействие достижению целевых показателей государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Северная Осетия-Алания" на 2014 - 2020 годы в соответствии с приложением N 9 к государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы".
Правилами предусмотрены цели, условия, процедура предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающим фермерам и процедура возврата грантов в случае нарушения условий, предусмотренных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.04.2017 N 159 утверждены состав конкурсной комиссии по отбору глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм и начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Конкурсная комиссия) и положение о ней.
Заявитель подает заявку в Конкурсную комиссию с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий, перечисленных в п. 5 Правил.
Решение о победителях конкурса Конкурсная комиссия принимает по результатам исследования условий создаваемого крестьянского (фермерского) хозяйства и рассмотрения документов, представленных заявителем. Победителями конкурса признаются заявители, набравшие наибольшее значение совокупного количества баллов. Количество победителей конкурса определяется Конкурсной комиссией. В случае равенства значений совокупного показателя нескольких заявителей победившим признается тот заявитель, заявка которого поступила первой (п. 23-25 Правил).
Решение Конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается членами Конкурсной комиссии. В протоколе Конкурсной комиссии отражается информация о победителях конкурса и размерах предоставляемых им грантов. По итогам отбора на основании протокола Конкурсной комиссии формируется реестр получателей грантов (п. 26 Правил).
В соответствии с протоколом N 27 от 23.06.2017 (в редакции, действовавшей до 25.09.2017) заявка ИП Царахова Сармата Инарбековича включена в перечень заявок подлежащих рассмотрению на заседании конкурсной комиссии по начинающим фермерам (Приложение N 2 к протоколу N 27 от23.06.2017) (т.1 л.д.132).
Уведомлением об отказе в предоставлении гранта N 252 от 23.06.2017 Конкурсная комиссия известила ИП Царахова С.И. о том, что ему отказано в предоставлении гранта на создание и развитие КФХ на основании абз. 3 п. 27 Правил предоставления начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства получение заявителем по результатам очного собеседования оценки "неудовлетворительно".
Согласно п. 27 Правил в предоставлении гранта отказывается в случаях: отсутствия предусмотренных на эти цели Министерству лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета на текущий финансовый год; получение заявителем по результатам очного собеседования оценки "неудовлетворительно".
Согласно конкурсному бюллетеню критериев оценки бизнес - проекта для определения победителя конкурса значение совокупного количества баллов, набранных Цараховым С.И., составляет 36 баллов, оценка, выставленная конкурсной комиссией по результатам очного собеседования, 0 баллов (т.1 л.д. 124-128).
ИП Царахов С.И. указывает, что очного собеседования с ним не проводилось. Доказательств проведения очного собеседования и обследования условий для реализации бизнес-плана конкурсной комиссией суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 3 статьи 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Письмом от 03.10.2017 N 255, направленным в адрес Царахова С.И., ответчик просил считать уведомление об отказе в предоставлении гранта N 252 от 23.06.2017 недействительным, а заявку от 21.04.2017 N675 не включенной в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии.
Таким образом, решение Конкурсной комиссии, содержащееся в уведомлении об отказе в предоставлении гранта N 252 от 23.06.2017, не может быть признано соответствующим закону.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, для признания арбитражным судом незаконным действия (бездействия) государственного органа необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие этого действия (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение этим действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ для заявителя такое нарушение прав и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде определенных и вещественных неблагоприятных конкретно для него последствий от такого нарушения закона. То есть, как указано в данной норме, последствием такого нарушения закона должно быть либо возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо создание для него иных препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 статьи 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.
То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие совершения должностным лицом государственного органа противоречащих закону действий (бездействия), вынесения того или иного акта, должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.
Пунктом 10 Правил установлен перечень документов, которые заявитель предоставляет в Конкурсную комиссию для участия в конкурсе по отбору начинающих фермеров, среди которых значится справка о наличии расчетного счета, открытого в кредитной организации и (или) лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства для получения гранта.
К заявке на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров для предоставления грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в поданной в Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания 21.04.2017 ИП Цараховым С.И. приложена справка ПАО "Сбербанк" от 17.04.2017, которой подтверждается наличие на имя Царахова Сармата Инарбековича действующих вкладов: Вклад/счет "Универсальный Сбербанка России на пять лет" (т. 1 л.д. 83). Доказательств наличия у ИП Царахова Сармата Инарбековича расчетного счета на момент рассмотрения заявки на участие в конкурсе не представлено. Представленная справка об открытии расчетного счета ИП Главой КФХ Цараховым Сарматом Инарбековичем свидетельствует о том, что расчетный счет был открыт им после обращения в суд.
Согласно п. 35 Правил Министерство финансов Республики Северная Осетия- Алания в соответствии с представленной заявкой перечисляет средства гранта на расчетный счет, открытый в кредитной организации, и (или) лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что несоблюдение указанного условия участия в конкурсе делает невозможным получение гранта.
Пунктом 19 Правил установлено, что несоответствие представленных заявителем заявки и документов требованиям пунктов 5 и 10 настоящих Правил является основанием для отказа о включении заявки в перечень заявок, подлежащих рассмотрению на заседании Конкурсной комиссии.
В случае установления факта несоблюдения начинающим фермером условий, установленных при предоставлении гранта, грант подлежит возврату начинающим фермером в республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания в полном объеме (п. 38 Правил).
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о несоответствии предпринимателя требованиям пунктов 10, 38 Правил, что исключает возможность получения ИП Цараховым С.И. гранта, в связи с непредставлением предпринимателем для участия в конкурсе справки о наличии расчетного счета, открытого в кредитной организации и (или) лицевого счета, открытого в территориальном органе Федерального казначейства для получения гранта.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемых действий и решения конкурсной комиссии незаконными.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ИП Царахова С.И., изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.11.2017 по делу N А61-3267/2017.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.11.2017 по делу N А61-3267/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.