г. Воронеж |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А14-19503/2017 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ольшанской Н.А.,
без вызова сторон, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2018 по делу N А14-19503/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Аришонкова Е.А.), принятое по заявлению Управления лесного хозяйства Воронежской области (ОГРН 1073667000021, ИНН 3664078987) к Государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Управление лесного хозяйства Воронежской области (далее - Управление, Управление лесного хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Учреждение) о признании незаконным решения от 11.10.2017 N 409 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2018 заявленные требования удовлетворены.
Учреждение, не согласившись с вынесенным судебным актом обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как не соответствующее нормам материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Учреждение ссылается на правомерность произведенных оспариваемым решением доначислений по страховым взносам, а также применение ответственности за неполную уплату страховых взносов, обусловленных выводом Учреждения о занижении Управлением базы для начисления страховых взносов на суммы компенсации стоимости санаторно-курортного лечения в стоимости проезда к месту лечения отдыха и обратно сотрудников организации.
В обоснование своей позиции Учреждение ссылается, что исходя из анализа норм трудового законодательства и законодательства о страховых взносах на обязательное пенсионное и медицинское страхование, объектом обложения страховыми взносами являются любые выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений; положения статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), устанавливающие исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, спорные суммы выплат не содержат; оплата стоимости проезда к месту отдыха работников за счет средств работодателя произведена в рамках трудовых отношений и подлежит обложению страховыми взносами.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Учреждением проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации Управления, результаты которой оформлены актом от 19.09.2017 N 409 н/с, и принято решение N 409 н/с от 11.10.2017 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 19 Федерального закона Федеральный закон N 125-ФЗ в виде штрафа в сумме 1162,67 руб. Кроме того, указанным решением Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 5813,37 руб., начисленные пени в сумме 554,673 руб. и указанную сумму штрафа.
Основанием начисления страховых взносов, привлечения к ответственности в виде штрафа в оспариваемой сумме послужил вывод Фонда о занижении Управлением базы для начисления страховых взносов на сумм компенсации стоимости санаторно-курортного лечения в размере 2 408 924,97 руб. и стоимости проезда к месту лечения отдыха и обратно сотрудников организации в размере 497 758,44 руб.
Не согласившись с вынесенным решением в указанной части, Управление обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьей 3, 20 Федерального закона N 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которыми признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На основании статьи 20 Федерального закона N 125-ФЗ (пункт 1) средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, а также иных источников, перечисленных в названной норме.
Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (статья 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 20.2. Федерального закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (в действующей редакции) предусмотрено, что страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы, и включаемые в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Из приведенных положений Федерального закона N 125-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса, согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Взаимосвязанное толкование приведенной нормы и нормы пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными нормативными правовыми и локальными актами.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статья 164 ТК РФ под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 ТК РФ.
Статья 164 Трудового кодекса РФ под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
Различие между гарантиями и компенсациями заключается в том, что гарантии, в отличие от компенсации, представляющей собой возмещение потраченных работником денежных средств, являются механизмом, обеспечивающим соблюдение прав работника, в том числе путем произведения работодателем определенных выплат вместо работника.
От мер стимулирующего характера гарантии отличаются тем, что они не обусловлены непосредственно характером и качеством выполняемой работником работы и не направлены на поощрение работника за результаты работы.
Из приведенных правовых норм и их толкования следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
Согласно статье 53 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на иные государственные гарантии.
Порядок формирования фонда оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа, определенный статьей 51 Федерального закона N 79-ФЗ, статьей 19 Закона Воронежской области от 30.05.2005 N 29-ОЗ "О государственной гражданской службе Воронежской области" (Закон N 29-ОЗ), не предусматривает включение в него средств на обеспечение государственных гарантий, в том числе, на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно.
Управление лесного хозяйства Воронежской области является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, формирование фонда оплаты труда которого определяется статьей 51 Федерального закона N 79-ФЗ и статьей 19 Закона Воронежской области N 29-ОЗ.
Согласно статье 23 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, трудовые отношения между гражданским служащим и представителем нанимателя регламентируются служебным контрактом, по которому представитель нанимателя обязуется выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставлять государственные социальные гарантии в обмен на обязательство гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Положениями статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Пунктом 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Положениями статей 52, 53 Федерального закона N 79-ФЗ установлены основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, как связанные с исполнением служебных обязанностей, так и имеющие социальный характер, перечень которых не является исчерпывающим.
Положениями статьи 20 Закона N 29-ОЗ установлены основные и дополнительные гарантии гражданским служащим. При этом пунктом. 4, части 2 ст. 20 Закона N 29-ОЗ установлено, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Воронежской области, может предоставляться право, в том числе, на ежегодную денежную компенсационную выплату на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также на ежегодную денежную компенсацию на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха и обратно. Порядок и размер выплаты устанавливается в соответствии с приложением 16 к указанному Закону Воронежской области.
Пунктом 2 Приложения 16 к Закону Воронежской области "О государственной гражданской службе Воронежской области" от 30.05.2005 N 29-ОЗ "Положение о ежегодной денежной компенсационной выплате на санаторно-курортное лечение и (или) отдых при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части, а также о ежегодной денежной компенсации на оплату проезда к месту лечения и (или) отдыха" (далее - Положение) предусмотрено, что гражданским служащим, использующим отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная выплата на оплату стоимости санаторно-курортной путевки.
Согласно п. 4 Положения гражданскому служащему, не использующему отпуск для лечения в санаторно-курортном учреждении, выплачивается денежная выплата.
Денежная выплата производится один раз в календарном году по месту службы по заявлению гражданского служащего при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части. Лицу, впервые поступившему на гражданскую службу Воронежской области, в году поступления на службу (работу), по его заявлению денежная выплата производится пропорционально отработанному времени из расчета 1/12 годового размера, установленного в пункте 4 Положения, за каждый полный календарный месяц гражданской службы в календарном году (п. 5 Положения).
В силу п. 8 Положения денежная компенсация выплачивается по месту службы по заявлению гражданского служащего после предъявления им проездных документов в день выплаты денежного содержания в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 8.1 - 8.8 указанного Положения.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм закона, под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, применительно к государственной гражданской службе субъекта Российской Федерации следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные гражданским служащим от нанимателя за исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом в виде денежного содержания.
Вместе с тем выплаты, в пользу гражданского служащего в рамках социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ о государственной гражданской службе, не являющиеся денежным содержанием, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия "оплата труда", сформулированному в вышеприведенных нормах.
Как усматривается из оспариваемого решения, в ходе проведенной отделением Фонда социального страхования документальной выездной проверки страхователя было установлено, что Управление лесного хозяйства в 2014 - 2016 годах произвело частичную компенсацию стоимости санаторно-курортного лечения сотрудникам учреждения в общей сумме 2 408 924,97 руб., компенсацию на оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно сотрудникам организации на сумму 497 758,44 руб. При этом страховые взносы на указанные выплаты заявителем не начислялись.
Как установил суд первой инстанции, указанные компенсация затрат работников на путевки на санаторно-курортное лечение сотрудников, а также на оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно произведены на основании положений Закона Воронежской области N 29-ОЗ.
Оценивая характер произведенных выплат, судом первой инстанции принято во внимание, что согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
С учетом изложенного, учитывая, что рассматриваемые спорные выплаты, не обладают признаками оплаты труда (вознаграждения за труд), поскольку их выплата не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, от добросовестности исполнения трудовых обязанностей, наличия (отсутствия) взысканий, а также не являются гарантированными трудовым законодательством выплатами компенсационного и стимулирующего характера, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что спорные выплаты не относятся к форме оплаты труда, а являются дополнительной государственной гарантией гражданским служащим, как отдельной категории работников, предоставляемой законодательством Российской Федерации и не подлежит обложению страховыми взносами.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Фонда оснований для включения указанных сумм в базу для начисления страховых взносов.
Поскольку арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Управления факта неполной уплаты сумм страховых взносов, начисленных в соответствии с решением от 19.09.2017 N 409 н/с в размере 5813,37 руб., то и начисление пени в сумме 554,67 руб., и штрафа, начисленного на основании п. 1 ст.19 Федерального закона N 125-ФЗ в размере 1162,67 руб. является неправомерными.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о том, что решения Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.09.2017 N 409 н/с является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы Фонда отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2017 по делу N А14-19503/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, не имеется.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.01.2017 по делу N А14-19503/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.