город Ростов-на-Дону |
|
21 марта 2018 г. |
дело N А32-37073/2017 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ильина М.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор"
на решение (резолютивная часть объявлена 30.10.2017) Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-37073/2017
по иску государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Сельта"
о взыскании платы в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования,
принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи Карпенко Т.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Марийскавтодор" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сельта" о взыскании платы в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования в сумме 168070 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2017 в иске отказано.
Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Марийскавтодор" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что то, что ответчик не обладал на момент перевозки информацией о тоннажном ограничении на ось ТС на указанном участке а/д протяженностью 103 км. или просто не качественно подготовился к перевозке для последующего передвижения по автомобильным дорогам Российской Федерации, не может свидетельствовать о том, что отсутствует вина владельца транспортного средства. Водитель Потачкин Юрий Генрихович каких-либо причин не согласия с составленным актом N 3/26-04.16 от 25 апреля 2016 года не указал, с записями в акте ознакомлен, первый экземпляр акта получил, о чем свидетельствует подпись водителя, т.е. каких-либо сомнений в подлинности, указанного в акте перегруза на участке а/д Шелангер - Морки - Ронга протяженностью 103 км. у него не возникло, оспорено не было. Расчет размера платы соответствует постановлению Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11,2009 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" и постановлению Правительства Республики Марий Эл N 279 от 31.12.2009 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского значения на территории Республики Марий Эл".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25 апреля 2016 года транспортным средством марки МАН TGS 28.360 гос.рег.знак А 518 АТ/37 с прицепом марки ШМИТЦ КАРГОБУЛ ZKO 1 гос.рег.знак РВ 0617/37, принадлежащим ООО "Сельта", и под управлением водителя Потачкина Юрия Генриховича допущено превышение весовых параметров при перевозке тяжеловесного груза по маршруту Шелангер - Морки - Ронга -Советский, протяженность маршрута 113 км, о чем составлен акт N 3/26-04.16 от 25 апреля 2016 года контроля весовых параметров транспортного средства на 44 км автомобильной дороги Йошкар-Ола - Уржум. В результате перевозки допущено превышение по осевым нагрузкам. Акт составлен сотрудником СВК Егоровым А.Г.
Взвешивание автомобиля осуществлялось сотрудниками передвижного поста весового контроля, расположенного на 44 км автомобильной дороги Йошкар-Ола -Уржум. Взвешивание осуществлялось в присутствии водителя Потачкина Юрия Генриховича, который с актом ознакомлен. При составлении акта весового контроля сотрудниками ППВК сняты копии водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства и прицепа. Акт контроля весовых параметров не оспаривался ответчиком.
В результате вышеуказанной перевозки ущерб, нанесенный автомобильным дорогам, составил 168070 рублей, рассчитанный согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (расчет прилагается).
ГКУ "Марийскавтодор" направляло в адрес ответчика претензию N 398 от 03.03.2017 года без обратного почтового уведомления, оспорено не было.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения (ч. 1 ст. 31 ФЗ N 257-ФЗ). Условием получения специального разрешения является согласование маршрута транспортного средства и возмещение вреда, причиняемого транспортным средством (ч. 3 ст. 31 ФЗ N 257-ФЗ). Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения (п. 7 ст. 12 Ф3N 257-ФЗ).
То есть, для перевозки тяжеловесного груза ответчик обязан был пройти специальную процедуру по получению разрешения на перевозку тяжеловесного груза. Отсутствие специального разрешения свидетельствует о вине ответчика, выразившейся в неполучении разрешения на перевозку тяжеловесного груза.
Нормы для осевых нагрузок и полной массы будут рассчитываться исходя из данных, указанных в Приложении N 1 и Приложении N 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 года N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
Весовой контроль транспортных средств осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, осуществляется передвижным постом весового контроля.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее Порядок).
В соответствии с п. 1,3 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 15 мая 2009 года N 117 (ред. от 15.09.2015) "Об уполномоченной организации по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства" весовой контроль транспортных средств на автомобильных дорогах осуществляется государственным казенным учреждением Республики Марий Эл "Марийскавтодор" совместно с УГИБДД МВД по Республике Марий Эл.
Взвешивание транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, осуществляется с помощью весов автомобильных переносных ВА-15С-2. В Руководстве по эксплуатации весов ВА-15С-2 (М 014.060.00 РЭ) указано весы автомобильные переносные предназначены для применения на автомобильных дорогах по ГОСТ Р 50597-93 "АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ И УЛИЦЫ" с монолитными цементо-бетонными покрытиями и основаниями, а также с асфальтобетонными покрытиями и основаниями, соответствующими СНиП 3.06.03-85 (п. 1.1.1.1). Весы могут применяться для определения поколесных нагрузок АТС по варианту установки в дорожное полотно или на полотне дороги в соответствии с рис.1, 1а. Таким образом, весы могут устанавливаться как на дорожное полотно, так и встраиваться в него (варианты установки). В связи с чем, ГКУ "Марийскавтодор" осуществляя взвешивание на весах ВА-15С-2 на полотне дороги с применением аппарелей транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, не вышло за пределы, установленные Руководством по эксплуатации. Сертификат об утверждении типа средств измерений RU.C.28.000.A N 7713 от 18.01.2006 года выдан на весы автомобильные переносные ВА-15С. При этом ВА-15С-2 является в соответствии с паспортом на весы модификацией весов ВА-15С.
Сотрудники ГКУ "Марийскавтодор" при осуществлении контроля за соблюдением весовых параметров транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, действуют в полном соответствии с Руководством по эксплуатации М 014.060.00 РЭ "Весы автомобильные переносные ВА-15С-2". Операторы весового контроля прошли обучение по осуществлению взвешивания АТС в соответствии с вышеуказанной инструкцией. Соблюдение требований, установленных в данной инструкции, необходимы для соблюдения физической целостности весового оборудования, их исправного состояния.
Согласно приказу Департамента дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 22 декабря 2008 года N 143 "О возложении полномочий администратора доходов" ГКУ "Марийскавтодор" осуществляет полномочия администратора доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл по взысканию (пп. 2 п. 2) платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования являющимся собственностью Республики Марий Эл, наносимого автотранспортными средствами.
То есть, на основании вышеизложенного обязанность по организации весового контроля возложена на ГКУ "Марийскавтодор" совместно с Управлением ГИБДД МВД по Республике Марий Эл. Следовательно, ГКУ "Марийскавтодор" правомерно осуществило взвешивание в целях контроля за весовыми параметрами автотранспортных средств, принадлежащие ответчику.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 апреля 2008 года N 85 (ред. от 06.03.2015) "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл" автомобильная дорога Йошкар-Ола - Уржум является автомобильной дорогой республиканского значения Республики Марий Эл.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2016 г N 112 "О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл в 2016 году" в целях сохранения автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл ограничено с 15 апреля по 13 мая 2016 года движение всех видов автомобильного транспорта с превышением предельно допустимой осевой нагрузки на одиночную ось - 6 тонн, на каждую ось двухосной тележки - 5 тонн, на каждую ось трехосной тележки - 4 тонны.
Расчет по взысканию платы за провоз тяжеловесного груза производится на основании Постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2009 года N 279 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского и межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2017 по делу N А32-37073/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке и по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 229, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.