г. Владивосток |
|
15 августа 2018 г. |
Дело N А51-5704/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АРФЕРИОН",
апелляционное производство N 05АП-4926/2018
на решение от 31.05.2018
судьи Фокиной А.А.
по делу N А51-5704/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АРФЕРИОН" (ИНН 2511069253, ОГРН 1102511001230)
к Уссурийской таможне (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533)
о признании незаконными решений по классификации по ТНВЭД ЕАЭС от 22.12.2017 N РКТ-10716000-17/000417 товара N 1, N РКТ-10716000- 17/000418 товара N 2, N РКТ-10716000-17/000419 товара N 3, задекларированных в ДТ N 10716050/211217/0039424, о взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины в сумме 9000 руб.,
при участии:
от ООО "АРФЕРИОН": представитель Сидельникова П.А., доверенность от 04.07.2018, сроком на 1 год, служебное удостоверение; Кузнецов А.П., решение N 002 от 16.03.2015, паспорт;
от Уссурийской таможни: представитель Зуев А.А., доверенность от 15.02.2018, сроком до 31.12.2018 года, служебное удостоверение; представитель Пустовой М.О., доверенность от 14.02.2018, сроком до 31.12.2018 года, служебное удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АРФЕРИОН" (далее по тексту - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Уссурийской таможни (далее по тексту - таможня, таможенный орган) по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТН ВЭД) от 22.12.2017 N РКТ-10716000-17/000417 товара N 1, N РКТ-10716000-17/000418 товара N 2, N РКТ-10716000-17/000419 товара N 3, задекларированных в декларации на товары (далее по тексту - ДТ) N 10716050/211217/0039424 (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 31.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправильно применил положения Основных правил интерпретации (ОПИ) ТН ВЭД, поскольку в данном случае подлежит применению ОПИ 3(б) ТН ВЭД, согласно которому многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство. Поскольку в составе абсорбирующего слоя товаров "пеленки детские", "вкладыши женские" и "подгузники для взрослых" основную функцию по впитыванию жидкости выполняет целлюлоза, второй компонент данного слоя - гранулы полиакриламида, является лишь добавкой в целлюлозу и самостоятельно не выполняет основную функцию по впитыванию жидкости, в связи с чем наличие данного компонента в целлюлозном полотне не является основанием для отнесения товаров к субпозиции "из прочих материалов" по причине выполнения вспомогательной функции. Обращает внимание на то, что правильность классификации товаров, аналогичных спорным, в соответствии с Правилами 3(б) и 6 ОПИ ТН ВЭД с учетом Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.2014 N 156 "О классификации подгузников детских одноразовых по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" (далее по тексту - Решение от 16.09.2014 N 156), установлена вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов. Кроме того общество считает, что Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.11.2017 N 156 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.09.2014 N 156" не может применяться к спорным правоотношениям, поскольку определяет конкретный классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 9619008109 конкретного товара - подгузников детских, тогда как по спорной ДТ ввезены другие товары.
В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дал аналогичные пояснения.
Таможенный орган в представленном письменном отзыве, поддержанном представителями в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Во исполнение внешнеторгового контракта от 01.12.2015 N AF/YSG-20151201, заключенного между обществом и иностранной компанией "YANSHENG INTERNATIONAL GROUP LTD", обществом на таможенную территорию Таможенного союза в Российскую Федерацию были ввезены товары:
- N 1 - пеленки детские впитывающие одноразовые, многослойные, образованные из внешнего слоя из нетканого полотна - 5,3 мас.%, внутреннего слоя из целлюлозных волокон для впитывания жидкости - 78,3% мас., с добавлением полиакриламида, обладающего свойством гелеобразования - 8,8 мас.%, размером 40*60 см, 60*60 см, 60*90 см;
- N 2 - вкладыши женские гигиенические для груди, одноразовые, многослойные, образованные из внешнего слоя из нетканого полотна, внутреннего слоя из целлюлозных волокон для впитывания жидкости с добавлением полиакриламида, обладающего свойством гелеобразования;
- N 3 - подгузники для взрослых, одноразовые, многослойные, образованные из внешнего слоя из нетканого полотна, внутреннего слоя из целлюлозных волокон для впитывания жидкости, с добавлением полиакриламида, обладающего свойством гелеобразования, и полиэтиленовой плёнки для предотврашщения вытекания жидкости.
В целях таможенного оформления ввезенных товаров обществом была подана ДТ N 10716050/211217/000039424. В графе 33 указанной ДТ в отношении товаров N 1, N 2 и N 3 обществом заявлены классификационные коды ТН ВЭД ЕАЭС 9619008101, 9619007901 и 9619008901 соответственно (ставка ввозной таможенной пошлины - 5% от таможенной стоимости товара).
В ходе дополнительной проверки до выпуска товаров таможенным органом у декларанта были запрошены дополнительные документы и сведения.
Так, согласно представленному паспорту безопасности подгузников для взрослых верхний нетканый слой составляет 3,450 гр/штука, распределительный нетканый слой - 0,960, нетканый материал - 6,660, нижний нетканый слой - 13,120, распущенная целлюлоза - 49,200, полимер - 9,800, полиэтиленовая плёнка - 11,200 гр/штука. Согласно представленному Акту экспертизы Союза "Приморская торгово-промышленная палата" N 020-01-00251 от 27.06.2017 образец N 2 - подгузники для взрослых - содержит абсорбирующий слой (в составе нетканого материала из волокон целлюлозы - 53,2% масс.доли, абсорбирующий порошок на основе полиакрилата натрия - 11% масс.доли) и защитный слой (в составе волокон целлюлозы - 2,0% масс.доли, плёнки на основе полиэтилена - 7,2% масс.доли, нетканого полотна на основе полипропилена - 11,0% масс.доли).
22.12.2017 по результатам проверки таможенным органом приняты следующие решения:
- N РКТ-10716000-17/000417 по классификации товара N 1 "пеленки детские одноразовые, многослойные" в подсубпозиции 9619008109 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 6,5%);
- N РКТ-10716000-17/000418 по классификации товара N 2 "вкладыши женские гигиенические для груди одноразовые, многослойные" в подсубпозиции 9619007909 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 6,5%);
- N РКТ-10716000-17/000419 по классификации товара N 3 "подгузники для взрослых, одноразовые, многослойные" в подсубпозиции 9619 00 890 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка таможенной пошлины 6,5%).
С учетом вновь определенных классификационных кодов общество произвело корректировку соответствующих граф ДТ и доплатило таможенные платежи в размере 40252 рубля 61 копейка.
Не согласившись с указанными решениями о классификации товаров, полагая, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, который в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых решений незаконными.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС, Кодекс) в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно статье 50 Кодекса единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2 статьи 52 Кодекса).
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (ОПИ).
В частности ОПИ 1 установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).
В случае, если в силу Правила 2(б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется последовательно по Правилам 3(а), 3(б), 3(в).
Согласно Правилу 3(б) ОПИ смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3(а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3(а) или 3(б), должны классифицироваться в товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров (правило 3(в) ОПИ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее по тексту - Положение N 522), пунктом 5 которого установлено, что ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
Пунктом 6 названного Положения определено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Пунктом 7 Положения N 522 установлена следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации при классификации товара.
Так, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Из материалов дела следует, что при проверке правильности классификации спорных товаров (пеленки детские, вкладыши для груди, подгузники для взрослых) таможенный орган посчитал заявленные в спорной ДТ классификационные коды 9619008101, 9619007901, 9619008901 ТН ВЭД неверными.
Согласно тексту товарной позиции 961900 в нее включаются женские гигиенические прокладки и тампоны, детские пеленки и подгузники и аналогичные изделия, из любого материала.
Как уже отмечалось ранее, в соответствии с Правилом 3 (б) смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3(а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим.
При этом, при применении Правила 3(б) ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, определяя, какой компонент придает основное свойство товару, необходимо выделить компонент, который однозначно несет основную функцию в товаре, либо рассматривать количественные характеристики компонентов в товаре.
Таким образом, классификация пеленок, подгузников, прокладок и прочих аналогичных изделий осуществляется исходя из вида и состава абсорбирующего (впитывающего) слоя как той составной части, которая придаёт данным товарам основное свойство.
Из материалов дела усматривается и лицам, участвующими в деле не оспаривается, что абсорбирующий (впитывающий) слой спорных товаров N 1, N 2, N 3 изготовлен из двух компонентов: из целлюлозных волокон и частиц полиакриламида, то есть из двух разных материалов, которые совместно придают гигиеническим изделиям основное свойство - впитывание жидкости и ее удержание.
В свою очередь, поскольку абсорбирующий (впитывающий) слой спорных товаров также является смесью, многокомпонентным изделием, состоящим из различных материалов, то для применения Правила 3(б) ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС необходимо выделить компонент, который однозначно несет основную функцию в товаре.
Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4) Правило 3(б) относится к многокомпонентным товарам, состоящим из разных материалов или из разных компонентов. Во всех этих случаях товары должны классифицироваться так, как будто они состоят только из материала или компонента, который придает им основное свойство в той степени, в которой применим этот критерий.
Фактор, который определяет основное свойство, будет различным для разных видов товаров. Он может, например, определяться природой материала или компонента, его объемом, количеством, массой, стоимостью или же ролью, которую играет этот материал или компонент при использовании товара.
Соответственно, условием применения правила 3(б) является применимость критерия "придание товару основного свойства" и, как следствие, правило 3(б) применимо в тех случаях, когда в отношении одного из компонентов многокомпонентного товара можно сделать однозначный вывод о том, что именно он придает товару основное свойство, несет основную функцию.
В обоснование своей позиции, в том числе со ссылками на акты экспертизы Союза "Приморская торгово-промышленная палата" от 12.04.2016 N 020-01-00074 и от 27.06.2017 N 020-01-00251, общество указывает, что основное свойство пеленок, вкладышей для груди и подгузников (впитывание жидкости) обеспечивается только одним компонентом их абсорбирующего слоя - волокнами целлюлозы, в связи с чем в доводах жалобы настаивает на необходимости применять Правило 3(б).
В свою очередь, таможенный орган, применяя при классификации спорных товаров Правило 3(в) ОПИ ТН ВЭД и пункт 1 Решения N 156 (в редакции, действующей на дату подачи спорной ДТ), исходит из того, что абсорбирующий слой спорных товаров изготовлен из различных материалов, каждый из которых играет свою роль в достижении общего эффекта впитывания и удержания жидкости.
Оценив приведенные позиции лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 3.4 ГОСТ Р 52557-2011 "Подгузники детские бумажные. Общие технические условия" абсорбирующий слой - это внутренний основной впитывающий слой подгузника, который поглощает и удерживает впитываемую жидкость внутри подгузника (целлюлозные волокна, целлюлозная вата, целлюлозное полотно с добавлением химических волокон или без них, с содержанием суперабсорбента).
В силу пункта 3.10 ГОСТ Р 52557-2011 суперабсорбент представляет собой химический влагопоглощающий материал (вещество) со способностью к гелеобразованию под влиянием впитывающей жидкости.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, при характеристике качественного состава абсорбирующего слоя пеленок, вкладышей для груди и подгузников следует исходить из функций его компонентов, а не из возможности самостоятельного функционирования его составляющих, поскольку в таком случае товар уже не являлся бы многокомпонентным, что исключает необходимость рассмотрения вопроса о применении к его классификации Правила 3 ОПИ ТН ВЭД.
Целлюлоза в составе впитывающего слоя обеспечивает быстрое впитывание жидкости и ее равномерное распределение в толще абсорбирующего слоя.
При этом, современные санитарно-гигиенические изделия разового использования должны обеспечивать быстрое впитывание жидкости, равномерное ее распределение внутри изделия, удержание жидкости (не только для целей уберечь от протечки жидкости наружу (для подгузника) или протечки вниз (для пеленки), но и для исключения контакта тела ребёнка или взрослого с впитываемой жидкостью внутри (для подгузника) или сверху (для пеленки) изделия).
За выполнение части этих функций (быстро впитывает жидкость, равномерно распределяет жидкость в толще абсорбирующего слоя) отвечают волокна целлюлозы, за выполнение другой части функций (увеличение влагопоглощения, удержание жидкости) - гранулы суперабсорбента, что согласуется и с выводами экспертами, сделанными в актах экспертизы от 12.04.2016 N 020-01-00074 и от 27.06.2017 N 020-01-00251.
В тоже время судебная коллегия не может согласиться с доводом общества о том, что за удержание жидкости внутри изделия отвечают волокна целлюлозы, поскольку степень влагопоглощения суперабсорбента даже при его существенно меньшем изначальном объеме в готовом изделии по сравнению с целлюлозой значительно (многократно) превышает объем впитываемой им жидкости по сравнению с целлюлозой за счет способности суперабсорбента к гелеобразованию под влиянием впитывающей жидкости.
Химический суперабсорбент способен впитывать (поглощать) жидкость в количестве до 50 раз превышающем их собственный вес, при этом суперабсорбент, применяемый в санитарно-гигиенических изделиях, способен под давлением (от сидячего или лежащего тела ребёнка или взрослого) впитать жидкости до 30 раз больше собственного веса (1 гр способен впитать 30 гр) в то время, как целлюлоза способна впитать жидкости только до 20% собственной массы, то есть по впитывающей способности 1 гр суперабсорбента эффективнее 1 гр целлюлозы в 150 раз.
Таким образом, гелеобразующая составляющая (абсорбент) играет первоочередную роль для выполнения впитывающих свойств абсорбирующего слоя и удержания большего количества жидкости. Частицы полиакрилатов обладают очень высокой абсорбирующей способностью, поглощают и удерживают под давлением объем жидкости, в сотни раз превосходящей объем самих частиц полимера. Гранулированные акриловые полимеры, которые используются в качестве суперабсорбента, имеют цепную структуру. В сухом состоянии длинные полимерные цепи свернуты. Когда полимер впитывает жидкость, цепи разворачиваются, связываются между собой с образованием трехмерной структуры. Жидкость удерживается в образовавшемся пространстве в молекулярной сети, а полимерный материал образует гель. Сорбция (поглощение) жидкости полиакриламидом обусловлена химическим взаимодействием (хемосорбция), в то время как сорбция жидкости целлюлозными волокнами носит преимущественно физический характер. Физическая абсорбция обратима, тогда как хемосорбция обычно необратима.
Поскольку способностью к гелеобразованию волокна целлюлозы не обладают, то при отсутствии суперабсорбента жидкость будет выделяться из абсорбирующего слоя, состоящего только из волокон целлюлозы, что ухудшит гигиенические свойства изделия.
При этом увеличение количества суперабсорбента приводит к тому, что готовое санитарно-гигиеническое изделие становится тоньше, но при этом больше впитывает жидкости и лучше ее удерживает.
Несмотря на то, что использование суперабсорбента в качестве единственного материала влаговпитывающего слоя принципиально возможно, однако, в случае отсутствия волокон целлюлозы гранулы будут распределяться в абсорбирующем слое неравномерно, что приведет к неполному и неравномерному поглощению жидкости, а, следовательно, также ухудшит гигиенические свойства изделия, а также существенно увеличит его стоимость.
Таким образом, полиакриламид и целлюлоза взаимно дополняют друг друга и образуют комбинированный материал; компоненты абсорбирующего слоя (волокна целлюлозы и суперабсорбент) смешаны между собой и образуют практически неразрывное единое целое - композиционный материал.
Суд первой инстанции обоснованно заключил, что многокомпонентный абсорбирующий слой спорных товаров состоит из двух компонентов, совместно усиливающих действие друг друга и совместно обеспечивающих выполнение готовым изделием его основных функций - впитывания и удержания жидкости, следовательно, критерий "придание товару основного свойства" не применим.
В связи с этим, при выборе товарной субпозиции в рамках товарной позиции 961900 ТН ВЭД ЕАЭС, удовлетворяющей всем вышеперечисленным условиям, применять Правило 3(б) ОПИ ТН ВЭД, вопреки позиции заявителя жалобы, некорректно ввиду невозможности определения приоритетного материала в составе впитывающего слоя.
Соответственно таможенный орган обоснованно при классификации спорных товаров применил Правило 3(в) ОПИ ТН ВЭД.
Делая данный вывод, судебная коллегия принимает во внимание, что в отношении товара "подгузники детские" действует Решение от 16.09.2014 N 156 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.11.2017 N 156).
Согласно данному Решению подгузники детские одноразовые, состоящие из нескольких слоев, изготовленных из различных материалов, в которых абсорбирующий слой, придающий изделию основное свойство - сбор и удержание жидкости, состоит из распушенной целлюлозы с добавлением химических волокон или без них и химического влагопоглощающего материала (суперабсорбента), в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1, 3(в) и 6 классифицируются в подсубпозиции 9619008109 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Довод общества о том, что Решение от 16.09.2014 N 156 (в редакции Решения от 14.11.2017 N 156) не может применяться к спорным правоотношениям, поскольку определяет конкретный классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 9619008109 конкретного товара - подгузников детских, тогда как по спорной ДТ ввезены другие товары - детские пеленки, вкладыши для груди и подгузники для взрослых, коллегия признает несостоятельным, поскольку спорные товары являются товарами, однородными подгузникам детским, так как выполняют идентичные функции по сбору и удержанию жидкости и классифицируются в одной товарной позиции.
В связи с этим к товарам, заявленным в ДТ N 10716050/211217/0039424, Решение от 16.09.2014 N 156 в редакции Решения от 14.11.2017 N 156 также применимо.
Одновременно с этим следует отметить, что на момент таможенного оформления товара по спорной декларации Решение от 14.11.2017 N 156 уже было принято и вступило в законную силу, в связи с чем применение его положений являлось для декларанта обязательным.
Кроме того детские пеленки и подгузники являются товарами одной товарной субпозиции 961900810 ТН ВЭД, то есть, описаны как один товар на уровне этой субпозиции, что говорит о безусловной их идентичности в части функционального предназначения и способа производства.
Следовательно, к товарам, поименованным в одной товарной субпозиции 961900810 ТН ВЭД ("детские пеленки и подгузники") не могут быть применены различные ОПИ: к подгузникам - Правило 3(в), а к пеленкам - Правило 3(б).
Различие на уровне подсубпозиции (десятого знака в коде ТН ВЭД - 9) обусловлено только видом материала изготовления изделия, в том числе основного его компонента - абсорбирующего слоя. Наличие в абсорбирующем слое пеленок полиакриламида подтверждается декларантом и не оспаривается таможней. Применение именно ОПИ 1, 3(в), 6 к классификации идентичного товара - подгузников детских - установлено Решением N 156.
Таким образом, к товарам, идентичным по способу производства, изготовленным из идентичных материалов и выполняющим идентичную функцию, должны быть применены одинаковые ОПИ, что следует из положений пункта 6 Положения N 522.
Указанный подход к применению Правил 1, 3(в), 6 при классификации сходных товаров (одноразовых женских гигиенических прокладок, одноразовых гигиенических вкладышей для бюстгальтера, одноразовых подгузников для взрослых) подтверждается также Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.01.2018 N 19 "О классификации одноразовых женских гигиенических прокладок, одноразовых гигиенических вкладышей для бюстгальтера и одноразовых подгузников для взрослых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза", которое вступило в законную силу 03.03.2018.
В частности, в соответствии с пунктом 2 данного Решения одноразовые гигиенические вкладыши для бюстгальтера, состоящие из нескольких слоев, изготовленных из различных материалов, в которых абсорбирующий слой состоит из распушенной целлюлозы с добавлением химических волокон или без них и химического влагопоглощающего материала (суперабсорбента), в соответствии с ОПИ 1, 3(в) и 6 классифицируются в подсубпозиции 9619007909 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 3 Решения от 31.01.2018 N 19 одноразовые подгузники для взрослых, состоящие из нескольких слоев, изготовленных из различных материалов, в которых абсорбирующий слой состоит из распушенной целлюлозй с добавлением химических волокон или без них и химического влагопоглощающего материала (суперабсорбента), в соответствии с ОПИ 1, 3(в) и 6 классифицируются в подсубпозиции 9619008909 ТН ВЭД ЕАЭС.
Необходимость принятия данного решения обусловлена тем, что перечисленные в нем товары описаны в иных товарных субпозициях ТН ВЭД ЕАЭС, нежели детские пеленки и подгузники (а именно, в товарных субпозициях 961900790 (женские гигиенические вкладыши для бюстгальтера как прочие аналогичные изделия) и 961900890 (одноразовые подгузники для взрослых как прочие аналогичные санитарно-гигиенические изделия, используемые при недержании)).
Таким образом, учитывая положения Решения от 16.09.2014 N 156 (в редакции Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.11.2017 N 156), при классификации спорных товаров необходимо руководствоваться исключительно Правилами 1, 3(в) и 6 ОПИ ТН ВЭД.
В связи с этим, по обоснованному утверждению таможенного органа, заявленные в спорной ДТ товары N 1, N 2 и N 3 подлежат классификации в товарных подсубпозициях 9619008109, 9619007909 и 9619008909 ТН ВЭД ЕАЭС как "из прочих материалов".
Следовательно, решения таможни от 22.12.2017 N РКТ-10716000-17/000417, N РКТ-10716000-17/000418, N РКТ-10716000-17/000419 соответствуют требованиям закона и не нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на судебную практику (N А51-15637/2017, N А51-14292/2017, N А51-12045/2017, N А51-10885/2017, N А51-9857/2017, N А51-9856/2017, N А51-9405/2017, N А51-8427/2017, N А51-8207/2017, N А51-31808/2016, N А51-27955/2016) отклоняется коллегией судей, поскольку судебные акты по приведенным делам хоть и принимались по обстоятельствам, схожим с обстоятельствами по настоящему спору, вместе с тем преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, поскольку выводы судов в указанных делах о необходимости классификации детских пеленок, вкладышей для груди и подгузников для взрослых в соответствии с Правилами 3(б) и 6 ОПИ ТН ВЭД сделаны с учетом положений Решения от 16.09.2014 N 156 в старой редакции, то есть до вступления в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.11.2017 N 156.
В целом доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии общества с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают их, в связи с чем не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины при ее подаче на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.05.2018 по делу N А51-5704/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.