г. Челябинск |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А34-1249/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" на решение Арбитражного суда Курганской области от 27.12.2017 по делу N А34-1249/2017 (судья Желейко Т.Ю.).
Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭнергоРесурс") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент, тарифный орган, административный орган) об отмене постановления N 5 от 30.01.2017, которым общество привлечено к административной ответственности в соответствии со ст.19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50000 руб.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 27.12.2017 (резолютивная часть решения объявлена 20.12.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ЭнергоРесурс" не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на отсутствие нормативного требования о предоставлении заявителем информации, указанной в запросах Департамента. Полагает, что ч.3 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) предоставляет регулирующему органу право запрашивать информация, но этой нормой не установлена обязанность заявителя предоставлять такую информацию. Указывает на то, что все документы, подтверждающие фактические расходы в предыдущих периодах регулирования, представлены обществом в полном объеме (Департамент запрашивал документы для корректировки тарифа на 2017 год, соответственно предыдущий период - 2016 год, тогда как в запросе Департамента содержится требование о предоставлении данных за 2013-2015 г.г., которые не относятся к предыдущему периоду; при этом за 2016 год Департамент запрашивал информацию о цене за 1т топлива и его количестве, но эти величины входят в состав операционных расходов, на величину которых валовая выручка (показатель для корректировки тарифа) до окончания долгосрочного периода не корректируется). Обращает также внимание на то, что экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы за прошедший год составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования. В течение долгосрочного периода регулирования при достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка на величину указанной экономии не пересматривается до окончания долгосрочного периода регулирования, если регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации в полном объеме. В настоящем случае доказательств невыполнения заявителем таких обязательств не представлено. В этой связи общество считает, что у него нет обязанности представлять запрошенную информацию для корректировки тарифа на 2017 год.
Представители сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От Департамента в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон.
В представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу административный орган против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что ООО "ЭнергоРесурс" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.07.2013 за основным регистрационным номером 1136678011480 и осуществляет деятельность в сфере тепловой энергии (код и наименование основного вида деятельности: 35.30.14 производство, пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными).
17.12.2015 Департаментом принято постановление N 45-12 "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" (Шумихинский район: п.с.т. Пристанционный), с календарной разбивкой (т.2 л.д. 71-74).
15.03.2016 ООО "ЭнергоРесурс" в Департамент представлены предложения по корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2017 год (вх. N 895 от 15.03.2016) (т.1 л.д.70).
Департамент 28.03.2016 (исх. N 05-05/598) (т.1 л.д.71) и 25.10.2016 (исх.N 05-05/2981) (т.1 л.д.82) со ссылкой на пункт 20 главы IV Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N1075 (далее - Правила N1075), запросил у заявителя дополнительные документы, в том числе данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива за предшествующие расчетные периоды регулирования (2013-2015 годы) и за текущий период регулирования (2016 год), с приложением формы с перечислением показателей (в том числе о количестве и цене за единицу).
В ответ на запрос Департамента от 25.10.2016 заявителем (исх. N 70 от 10.11.2016) направлен реестр счетов-фактур, в котором отсутствовали сведения о количестве и цене топлива с указанием на невозможность указания этих данных по причине короткого срока предоставления ответа по запросу (т.1 л.д.83).
21.11.2016 Департаментом повторно запрошены данные счетов-фактур за потребляемое топливо за 2013-2016 годы в табличной форме с установлением срока на исполнение в 7 рабочих дней (исх. N 05-05/3328) (т.1 л.д.85).
Отвечая на указанный запрос (исх. N 90 от 15.12.2016), заявитель указал, что ответ уже был направлен в адрес Департамента (исх. N70 от 10.11.2016) (т.1 л.д.86).
Также, в Департамент 18.11.2016 от заявителя поступил счет N 5 от 12.10.2016 на оплату угля за октябрь 2016 года. Данные по топливу в полном объеме за расчетный период регулирования (2016 год) и за предшествующие периоды (2013-2015 годы) не поступили.
По факту непредставления сведений должностным лицом Департамента, 18.01.2017 в отношении общества с участием его представителя составлен протокол об административном правонарушении N 5 по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ (т.1 л.д.96).
Определением Департамента от 18.01.2017 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 30.01.2017 (т.1 л.д.98). Копия определения вручена представителю общества, действующего на основании доверенности, 18.01.2017, о чем свидетельствует соответствующая отметка на определении.
Постановлением от 30.01.2017 N 5, вынесенным в отсутствие представителя общества, ООО "ЭнергоРесурс" привлечено к административной ответственности в соответствии со ст.19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с этим постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Оценив в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки данности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ, непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений, либо представлений их с нарушением установленного срока, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 (далее - Положение N 149), Департамент является органом исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, осуществляющим предусмотренные Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442, функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
В силу подпункта 7 пункта 9 Положения N 149 для осуществления своих полномочий, Департамент имеет право запрашивать в пределах компетенции у органов исполнительной власти Курганской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, организаций и индивидуальных предпринимателей документы и информацию по вопросам регулирования цен (тарифов) и контроля их применения.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со ст.10 Закона N 190-ФЗ, государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных этим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона
Согласно ч.3 ст.7 Закона N 190-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе запрашивать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с этим Федеральным законом, в формате и в сроки, которые определяются указанными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в теплоснабжении урегулированы Правилами N 1075.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, в действовавшей в спорный период редакции, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации от 13.06.2013 N 760-э, с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели: а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации; б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов; в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов; г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов; д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию); е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки; ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения; з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.
В силу п.39 Правил N 1075 решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов, принимается в соответствии с пунктами 13-35 этих Правил.
Пунктом 20 указанных Правил предусмотрено, что если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть менее 7 рабочих дней.
Исходя из указанных положений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующими нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию предусмотрены право органа регулирования запрашивать сведения для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также корреспондирующая этому праву органа регулирования обязанность регулируемой организации представлять такие сведения по запросам регулирующего органа.
Таким образом, представление содержащейся в запросах Департамента информации являлось для ООО "ЭнергоРесурс" обязательным в силу положений вышеуказанных нормативных актов. Довод заявителя об отсутствии нормативного регулирования обязанности общества по представлению сведений в Департамент правомерно отклонен судом первой инстанции, как не соответствующий положениям пункта 2 части 3 статьи 7 Закона N 190-ФЗ.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается документально, ООО "ЭнергоРесурс" в срок, указанный в запросах административного органа соответствующая информация за текущий период регулирования (2016 год) о количестве и ценах за потребляемое топливо представлена не была (в том числе с учетом отсутствия ответа на повторно направленный 24.11.2016 запрос).
При этом, данные о потребляемом топливе за расчетные периоды 2013-2015 г.г. (периоды, предыдущие, по отношению к текущему периоду регулирования - 2016 год) не представлялись совсем. Истребование таких сведений Департаментом осуществлено в соответствии с п.20 Правил N 1075, а содержащиеся в апелляционной жалобе возражения общества в этой части подлежат отклонению.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, согласно пункту 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э "Об утверждении Методических указаний", в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, по формуле, включающей в себя величину, учитывающую результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и определенную на i-й год в соответствии с пунктом 42 этих Методических указаний.
В соответствии с пунктом 42 указанных Методических указаний величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, рассчитывается по формуле и может принимать как положительные, так и отрицательные значения, при этом учитываются: экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации, определяемые при i = 1,2 (за исключением расходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ); доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и подлежащие исключению, определяемые при i = 1,2 (за исключением доходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ); экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, определенная в соответствии с пунктом 31 Методических указаний, достигнутая регулируемой организацией до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, по которой еще не истек 5-летний срок, в течение которого такая экономия должна быть сохранена за регулируемой организацией.
Поскольку переход общества к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования осуществлен в 2016 год, соответственно предшествующими периодами регулирования являются 2013 - 2015 года. Следовательно, тарифный орган вправе был запросить сведения за этот период.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, следует признать правомерным.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель имел возможность выполнить требования законодательства, но не принял всех возможных мер для недопущения правонарушения.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Размер примененной меры ответственности соответствует минимальному размеру санкции ч.1 ст.19.7.1 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного заявителем правонарушения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемому правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным оспоренного постановления у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, которой дана надлежащая оценка в решении суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 27.12.2017 по делу N А34-1249/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоРесурс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.