город Ростов-на-Дону |
|
21 марта 2018 г. |
дело N А32-49741/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильный хирургический центр "Эстетик-Мед"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2018 по делу N А32-49741/2017, принятое судьей Лукки А.А.,
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильный хирургический центр "Эстетик-Мед"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильный хирургический центр "Эстетик-Мед" (далее - общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество осуществляет деятельность с грубым нарушением лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2018 общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильный хирургический центр "Эстетик-Мед" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, отказать в удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы указывает на неверную квалификацию правонарушения в связи с тем, что угроза причинения вреда здоровью человека не отражена в протоколе об административном правонарушении и в вину обществу не вменялась. В суд предоставлялась медицинская карта пациентки М., из которой видно, что первичное обследование, включая клинико-лабораторные исследования, проведено. Мониторинг за адекватностью анестезии проводился в соответствии с протоколом анестезии, картой течения анестезии. Форма заключения об отсутствии противопоказаний к операции не предусмотрена. У общества имеется анализатор газов крови, электролитов, метаболитов м СО-оксиметрии, посредством которого осуществляется быстрый анализ крови для немедленной постановки диагноза и начала терапии. Непроведение в течение месяца заседаний врачебной комиссии по вопросам контроля качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности не может само по себе рассматриваться как грубое нарушение. При заключении трудового договора Верди А.Д. были представлены документы, подтверждающие наличие профессионального образования, полученного в Российской Федерации, с правом работы по специальности "пластический хирург". Фельдшер Кидинова А.А. представила диплом Кропоткинского медицинского колледжа о прохождении профессиональной переподготовки по специальности "фельдшер" с предоставлением права на ведение профессиональной деятельности по специальности "лечебное дело".
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что материалами дела подтверждается нарушение обществом подп "д" пункта 4, подп. "а", "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291). Стандарт оснащения медицинской организации не предусматривает исключений. Обучение Верди А.Д. в интернатуре Кубанского государственного медицинского университета университет не подтверждает.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Общество письменно заявило ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие своего представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при осуществлении внеплановой документарной проверки в период с 10.10.2017 по 02.11.2017 ООО МХЦ "Эстетик-Мед", на основании приказа руководителя Территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю от 20.09.2017 N П-309/01/1-01/17 "О проведении внеплановой документарной проверки", от 06.10.2017 N П-328/01/1-01/17 в целях государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья в связи с поступившей информацией из СУ СК России по Краснодарскому краю, Следственного отдела по Западному округу г. Краснодара (N В23-1665/17 от 28.09.2017 и N В23-1681/17 от 02.10.2017) о случае летального исхода при оказании медицинской помощи гр. М. проведены мероприятия по контролю в сфере охраны здоровья, в том числе за качеством и безопасностью медицинской помощи.
ООО МХЦ "Эстетик-Мед" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 27.07.2016 N ЛО-23-01-010358, выданной министерством здравоохранения Краснодарского края по месту осуществления медицинской деятельности, видам работ и услуг согласно приложению к лицензии по адресу: 350007, Краснодарский край, г. Краснодар, Западный внутригородской округ, проезд имени Олега Кошевого, 155. Помещение: нежилое, литер В. Этажность 3.
Нарушения выразились в несоблюдении требований, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", а именно:
- подпункта "д" пункта 4 Положения N 291: медицинскую деятельность осуществляют работники, не имеющие среднего, высшего, послевузовского и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения работ (услуг) профессионального образования и сертификата специалиста;
- подпункта "а" пункта 5 Положения N 291: несоблюдение порядков оказания медицинской помощи;
- подпункта "б" пункта 5 Положения N 291: несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Выявлено нарушение порядков оказания медицинской помощи, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации, а именно:
-в нарушение п. 11 Приложения N 1 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", утвержденного приказом Минздрава России от 30.10.2012 N 555н перед выполнением пластической операции в хирургическом отделении ООО МХЦ "Эстетик-Мед" пациентка М. не проходила первичное обследование, которое включает в себя клинический анализ крови, общий биохимический профиль, коагулограмму, исследование крови на групповую принадлежность, исследование крови на наличие возбудителя сифилиса, ВИЧ-инфекцию, антитела к гепатиту В и С, общий анализ мочи, электрокардиограмму. Оценка состояния пациентки перед оперативным вмешательством за исключением клинического осмотра выполнена на основании данных анамнеза, сведений из формы медицинской организации "Опросник пациента". Результаты лабораторных и инструментальных методов исследований, а также заключения по результатам консультаций врачей-специалистов (записи о проведенных консультациях врачей-специалистов, а также заключения об отсутствии противопоказаний к проведению операции) в представленной медицинской документации отсутствуют.
- в нарушение п. 12 Приложения N 1 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", утвержденного приказом Минздрава России от 30.10.2012 N 555н при наличии у пациентки М. отягощенного анамнеза (курение), сопутствующих заболеваний (ожирение III ст., гипертоническая болезнь ХСН, варикозное расширение вен нижних конечностей, ХВН), высокой степени риска послеоперационных венозных тромбоэмболических осложнений и высокой вероятности развития периоперационных осложнений в ООО МХЦ "Эстетик-Мед" не проводится полное обследование пациентки в соответствии с имеющимися заболеваниями и не проводится консультация соответствующих врачей-специалистов с получением письменного заключения об отсутствии противопоказаний к проведению операции.
-в нарушение п. 8 Приложения N I к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю анестезиология и реаниматология", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 919н при оказании медицинской помощи гр. М. в ООО МХЦ "Эстетик-Мед" не проводился лабораторный и функциональный мониторинг за адекватностью анестезии и (или) интенсивной терапии в периоперационном периоде. В медицинской карте стационарного пациента N 967 на имя М. отсутствуют результаты лабораторных методов исследования в периоперационном периоде, в том числе проведенных на автоматическом анализаторе газов крови, кислотно-щелочного состояния, электролитов, глюкозы, метаболитов и СО-оксиметрии "RAPIDLab 1265", который по информации медицинской организации использовался при оказании медицинской помощи М. Форма N 011/у "Лист основных показателей состояния больного находившегося в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии с диагнозом" в медицинской документации отсутствует.
- в нарушение Приложения N 9 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 922н в хирургическом отделении ООО МХЦ "Эстетик-Мед", в котором оказывалась медицинская помощь гр. М., при отсутствии клинической и биохимической лаборатории в структуре медицинской организации, отсутствует анализатор гематологический, что не позволило своевременно и в полном объеме осуществлять лабораторный мониторинг. Отсутствие данного медицинского изделия подтверждается выпиской из оборотно-сальдовой ведомости медицинской организации (вх. N 23-1834/17 от 20.10.2017).
В нарушение ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пп. "б" п. 5 Положения N 291, п. 4.9, п. 4.22 приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации", ООО МХЦ "Эстетик-Мед" не соблюдается установленный порядок внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В нарушение пп. "д" п. 4 Положения N 291 в ООО МХЦ "Эстетик-Мед" осуществляют медицинскую деятельность работники, заключившие с ООО МХЦ "Эстетик-Мед" трудовые договоры, но не имеющие среднего, высшего, послевузовского и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения работ (услуг) профессионального образования и сертификата специалиста.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 291, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ООО МХЦ "Эстетик-Мед" признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Противоправное деяние, образующее объективную сторону правонарушения было зафиксировано 03.11.2017 протоколом об административном правонарушении N 375/17. Протокол составлен лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях - начальником отдела контроля и надзора в сфере предоставления медицинских услуг О.О. Анистратовой в присутствии законного представителя общества - генерального директора В.Л. Давыдова.
Материалы дела направлены для рассмотрения в Арбитражный суд Краснодарского края.
Арбитражный суд Краснодарского края, удовлетворяя заявленные требования и привлекая общество к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей, пришел к мотивированному выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании подпункта 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность.
Административным органом установлено нарушение обществом подп. "д" п. 4, пп. "а", "б" п.5 Положения N 291, а именно:
- подпункта "д" пункта 4 Положения: медицинскую деятельность осуществляют работники, не имеющие среднего, высшего, послевузовского и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения работ (услуг) профессионального образования и сертификата специалиста.
- подпункта "а" пункта 5 Положения: несоблюдение порядков оказания медицинской помощи.
- подпункта "б" пункта 5 Положения: несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 30 октября 2012 года N 555н.
Пунктом 11 Приложения N 1 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", установлено, что перед выполнением пластической операции любой степени сложности в отделении пластической хирургии больной должен пройти первичное обследование, которое включает в себя клинический анализ крови; общий биохимический профиль; коагулограмму; исследование крови на групповую принадлежность; исследование крови на наличие возбудителя сифилиса, ВИЧ-инфекцию, антитела к гепатиту "B" и "C"; общий анализ мочи; электрокардиограмму; осмотр анестезиолога-реаниматолога независимо от вида планируемой анестезии.
В нарушение данного пункта пациентка М. не проходила первичное обследование в ООО МХЦ "Эстетик-Мед", оценка состояния пациентки перед оперативным вмешательством за исключением клинического осмотра выполнена на основании данных анамнеза, сведений из формы медицинской организации "Опросник пациента".
Согласно п. 12 Приложения N 1 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия", установлено, что в случае отягощенного анамнеза и наличия сопутствующих заболеваний больной должен пройти полное обследование в соответствии с имеющимся заболеванием и консультацию соответствующего врача-специалиста, получив его письменное заключение об отсутствии противопоказаний к проведению операции.
У пациентки М. имелся отягощённый анамнез (курение) и сопутствующие заболевания (ожирение III ст., гипертоническая болезнь ХСН, варикозное расширение вен нижних конечностей, ХВН), высокой степени риска послеоперационных венозных тромбоэмболических осложнений и высокой вероятности развития периоперационных осложнений в ООО МХЦ "Эстетик-Мед".
В нарушение данного пункта, при наличии у пациентки М. отягощённого анамнеза и сопутствующих заболеваний, имелся высокой степени риск послеоперационных венозных тромбоэмболических осложнений и высокой вероятности развития периоперационных осложнений, указанных в вкладыше в медицинскую карту стационарного больного хирургического профиля "Протокол профилактики тромбоэмболических осложнений", однако ООО МХЦ "Эстетик-Мед" не проводилось полное обследование пациентки в соответствии с имеющимися заболеваниями и не проводилась консультация соответствующих врачей-специалистов с получением письменного заключения об отсутствии противопоказаний к проведению операции.
В соответствии с п. 8 Приложения N 1 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.11.2012 N 919н, группа анестезиологии-реанимации для взрослого населения выполняет лабораторный и функциональный мониторинг за адекватностью анестезии и (или) интенсивной терапии. В материалы дела представлены осмотр анестезиолога, протокол течения анестезии, однако отсутствуют результаты лабораторных методов исследования в периоперационном периоде, в том числе проведенных на автоматическом анализаторе газов крови, кислотно-щелочного состояния, электролитов, глюкозы, метаболитов и СО-оксиметрии "RAPIDLab 1265", который по информации медицинской организации использовался при оказании медицинской помощи гр. М. Форма N 011/у "Лист основных показателей состояния больного находившегося в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии с диагнозом" в медицинской документации отсутствует.
Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения", была утверждена форма N 011/у "Лист основных показателей состояния больного, находившегося в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии".
В соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2009 N 14-6/242888 "О правомочности действия Приказа Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030" после отмены Приказа Минздрава СССР от 04.10.1980 N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" не было издано нового альбома образцов учетных форм, учреждения здравоохранения по рекомендации Минздрава России использовали в своей работе для учета деятельности бланки, утвержденные вышеуказанным Приказом.
Из данного письма Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2009 N 14-6/242888 следует, что применение ранее утвержденных форм носит рекомендательный характер и соответственно в этой части наличие формы N 011/у "Лист основных показателей состояния больного находившегося в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии с диагнозом" в медицинской документации носило рекомендательный, а не обязательный характер.
В соответствии с приложением N 9 "Стандарт оснащения хирургического отделения (за исключением операционной (операционного блока))" к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденного Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 992н, обязательным является наличие анализатора гематологического.
Однако в нарушение данного порядка, в хирургическом отделении ООО МХЦ "Эстетик-Мед", в котором оказывалась медицинская помощь гр. М., при отсутствии клинической и биохимической лаборатории в структуре медицинской организации, отсутствовал анализатор гематологический, что не позволило своевременно и в полном объеме осуществлять лабораторный мониторинг.
Доказательств, свидетельствующих о наличии анализатора гематологического ООО МХЦ "Эстетик-Мед" в материалы дела не представлено. Доводы общества о наличии анализатора газов крови суд отклонил, так как согласно приложению N 9 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", наличие анализатора гематологического является обязательным наравне с анализатором газов крови.
В соответствии со статьей 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" утвержден Порядок организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации.
В соответствии с пунктами 4.9, 4.22 указанного приказа оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации и организация и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (по решению руководителя медицинской организации) возложена на врачебную комиссию и оформляется соответствующим протоколом.
ООО МХЦ "Эстетик-Мед" представлен приказ от 27.07.2016 N 11 "Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО МХЦ "Эстетик-Мед", в соответствии с которым функция внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности возложена на врачебную комиссию медицинской организации. Согласно установленному порядку мероприятия по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности осуществляются в текущем режиме, не реже чем один раз в месяц по методике экспертной оценки конкретного случая с заполнением формы "Карта экспертной оценки качества медицинской помощи". Ежемесячно внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности должны подвергаться случаи сверх случаев, подлежащих обязательному рассмотрению, в объеме 10 % от числа обратившихся. Результаты проведенных мероприятий должны регистрироваться в журнале контроля качества медицинской помощи. Вместе с тем, документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности ООО МХЦ "Эстетик-Мед" не представлены. Согласно выписке из формы "Журнал учета принятий решений врачебной комиссией ООО МХЦ "Эстетик-Мед", в течение месяца заседания врачебной комиссии по вопросам контроля качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности не проводились.
Выявленные и указанные в Акте нарушения при оказании медицинской помощи пациентке М. также свидетельствует о несоблюдении установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО МХЦ "Эстетик-Мед".
В соответствии с п. п. "д" п. 4 Положения N 291 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 100 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, допускаются к медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что лечащим врачом и оперирующим хирургом гр. М. в ООО МХЦ "Эстетик-Мед" являлась врач пластический хирург Верди А.Д., получившая в 2005 году высшее медицинское образование на территории Украины (диплом о высшем медицинском образовании DI N 113042 на имя Верди А.Д., полученный в Национальном медицинском университете им. О.О. Богомольца, г. Киев).
В ходе проверки было установлено, что ООО МХЦ "Эстетик-Мед" не были представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у врача Верди А.Д. сертификата специалиста, выдаваемого уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающие право осуществлять медицинскую деятельность на территории России.
Доказательства, свидетельствующие о наличии у врача Верди А.Д. сертификата специалиста, выдаваемого уполномоченным органом, в ходе проверки представлены не были, на основании чего управлением правомерно зафиксировано в протоколе нарушение п. п. "д" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Также в ходе проверки не были представлены документы, подтверждающие наличие соответствия имеющегося медицинского образования и занимаемой должности Кидиновой Т.Р. Согласно представленным документам, Кидинова Т.Р. принята на должность фельдшера стационара ООО МХЦ "Эстетик-Мед" на условиях срочного трудового договора от 01.08.2017 б/н. Документ, подтверждающий наличие среднего медицинского образования - диплом не был представлен.
В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", фельдшер должен иметь среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело" и сертификат специалиста по специальности "Лечебное дело". Документом, подтверждающим наличие среднего профессионального образования, является диплом. У Кидиновой Т.В. отсутствуют сертификат специалиста по специальности "Лечебное дело".
Согласно представленному штатному расписанию ООО МХЦ "Эстетик-Мед" от 01.01.2017 N 2, в структурном подразделении "Стационар хирургического направления", в котором оказывалась медицинская помощь гр. М., должность фельдшера отсутствует.
Диплом и сертификат специалиста по специальности "Лечебное дело" Кидиновой Т.В. в ходе проверки представлены не были, на основании чего управлением правомерно зафиксировано в протоколе нарушение п. п. "д" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
В силу п. 6 Положения о лицензировании осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. "а", "б" и "в (1)" п. 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В апелляционной жалобе общество указывает, что выявленные нарушения не являются грубыми нарушениями лицензионных требований, поскольку отсутствуют последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности", следовательно, квалификация правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ является неправильной.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
По смыслу положений статей 10, 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на оказание доступной и качественной медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. В этой связи оказание медицинской помощи с нарушением указанных порядков и стандартов влечет нанесение ущерба праву граждан на квалифицированную медицинскую помощь.
Таким образом, нарушение лицензиатом, осуществляющим медицинскую деятельность, указанных в подпункте "д" пункта 4, "а" и "б" пункта 5 Положения N 291 требований, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке, следует квалифицировать в качестве грубого нарушения лицензионных требований.
Следовательно, выявленные нарушения правомерно квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции правомерно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, РФ и подверг его административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.01.2018 по делу N А32-49741/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.