г. Москва |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А41-65345/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Ивановой Л.Н., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Гавриловым С.И.,
при участии в заседании:
от истца - Марченко И.А. представитель по доверенности от 17.07.2017,
от ответчика - Елисов А.М. представитель по доверенности от 25.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арт Фэктори Групп Продакшен" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2017, принятое судьей Мироновой М.А., по делу N А41-65345/17 по иску Администрации городского округа Люберцы Московской области (ИНН 5027036758, ОГРН 1025003213179) к обществу с ограниченной ответственностью "Арт Фэктори Групп Продакшен" ИНН 5034041639, ОГРН 1115034000157) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Люберцы Московской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Арт Фэктори Групп Продакшен" (далее - ответчик, ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен") о взыскании задолженности в размере 824 071 руб. 48 коп. и неустойки в размере 296 158 руб. 98 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2017 по делу N А41-65345/17 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, обжалуемый судебный акт просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам открытого аукциона в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций между Администрацией Люберецкого муниципального района Московской области (правопреемник - Администрация городского округа Люберцы Московской области) и ответчиком заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, от 19.01.2015 N 313/14 (с учетом договора переуступки прав от 02.02.2015 N 1), от 22.08.2016 N 80/Д-РК, согласно которым владельцу рекламной конструкции предоставляется право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, места размещения, характеристики и размер оплаты которых указаны в приложениях и дополнительных соглашениях к договорам.
В соответствии с пунктом 3.1. договоров размер платы за право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (единовременный платеж) указан в приложении N 1 к договорам.
В силу пункта 3.2. договоров ежегодный размер платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций устанавливается путем подписания дополнительных соглашений к договорам.
Согласно пункту 3.3. договоров плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций уплачивается владельцем рекламной конструкции в безналичном порядке по реквизитам Администрации, указанным в пункте 3.7. договоров, равными платежами ежеквартально до 15 числа последнего месяца текущего квартала.
Пунктом 3.5. договоров установлено, что плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций вносится владельцем рекламной конструкции с момента подписания договора в течение всего срока его действия независимо от фактической установки и эксплуатации рекламных конструкций.
В связи с ненадлежащим исполнением ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен" обязательств по договорам, у него образовалась задолженность:
- за период с 18.02.2015 по 24.11.2016 (дата расторжения договора в одностороннем порядке) по договору от 19.01.2015 N 313/14 в размере 756.548 руб. 91 коп.,
- за период с 02.09.2016 по 07.04.2017 (дата расторжения договора в одностороннем порядке) по договору от 22.08.2016 N 80/Д-РК в размере 67.522 руб. 57 коп.
В связи с неисполнением ответчиком обязательств по договорам в установленный срок, истцом в порядке пунктов 5.3 договоров, начислена неустойка из расчета 0,05% от просроченной суммы за каждый день просрочки:
- за период с 15.12.2016 по 20.07.2017 по договору от 22.08.2016 N 80/Д-РК в размере 6.589 руб. 03 коп.,
- за период с 18.02.2015 по 20.07.2017 по договору от 19.01.2015 N 313/14 в размере 289.569 руб. 95 коп.
В связи с тем, что досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, Администрация обратилась в Арбитражный суд Московской области с настоящим исковым заявлением.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности заявленных требований в полном объеме.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Спорные правоотношения подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах (статьи 309 - 328 ГК РФ) и специальными нормами, содержащимися в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальная собственность или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Таким образом, договор на эксплуатацию рекламного места (договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции) представляет собой самостоятельный, прямо предусмотренный законом гражданско-правовой договор, наделяющий рекламораспространителя правом установки и эксплуатации рекламной конструкции по договоренности с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (в рассматриваемом случае - органом местного самоуправления) и не предусматривающий перехода прав владения и (или) пользования в отношении имущества собственника.
Положениями пункта 5 статьи 448 ГК РФ определено, что лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Пунктом 4 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Пунктом 1 статьи 382 ГК РФ предусмотрено, что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
В силу пункта 2 статьи 382 ГК РФ для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
Согласно статье 392.3 ГК РФ в случае одновременной передачи стороной всех прав и обязанностей по договору другому лицу (передача договора) к сделке по передаче соответственно применяются правила об уступке требования и о переводе долга.
Из материалов дела следует, что спорные отношения между сторонами по договору от 19.01.2015 N 313/14 возникли на основании заключенного договора переуступки, в пункте 1.1 которого определено, что общество с ограниченной ответственностью "МАПП" уступило все свои права и перевело на ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен" все свои обязанности по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в собственности или распоряжении Администрации от 19.01.2015 N 313/14, а ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен" принимает все права и обязанности ООО "МАПП" по договору на право установки и эксплуатации рекламных конструкций (том 1 л.д.15-16).
Ответчик, реализуя свое право, установленное статье 19 Закона о рекламе, обратился в Администрацию лишь 09.07.2015 за выдачей разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (за предоставлением муниципальной услуги), а государственную пошлину, являющуюся обязательным условием при выдаче разрешения, оплатил 03.08.2015.
После представления всех необходимых документов Администрацией выдано соответствующее разрешение 12.08.2015 (том 1 л.д.87-88).
За получением разрешения по договору от 22.08.2016 N 80/Д-РК ответчик обратился только 01.09.2016, разрешение выдано 06.09.2016 (том 1 л.д. 89-90).
В пунктах 3.5. договоров стороны определили, что плата за установку и эксплуатацию рекламных конструкций вносится владельцем рекламной конструкции с момента подписания договора в течение всего срока их действия независимо от фактической установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Таким образом, ответчик был согласен с данными условиями договоров, в связи с чем и заключил с истцом 22.08.2016 договор N 80/Д-РК, а также договор от 19.01.2015 N 313/14 путем заключения договора уступки прав от 02.02.2015 N1 по договору от 19.01.2015 N 313/14.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Стороны согласно статьям 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления в порядке статьи 65 АПК РФ доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Внесение платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций владельцем рекламной конструкции с момента подписания договоров в течение всего срока их действия независимо от фактической установки и эксплуатации рекламных конструкций является обязанностью ответчика, именно на последнем лежит бремя доказывания факта отсутствия задолженности по договору.
Однако такие доказательства ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ суду не представлены.
Право истца на взыскание спорной задолженности подтверждено представленным в материалы дела, в том числе договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 19.01.2015 N 313/14, договором уступки прав от 02.02.2015 N 1, договором на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 22.08.2016 N 80/Д-РК.
В связи с тем, что доказательств оплаты задолженности по договору от 19.01.2015 N 313/14 за период с 18.02.2015 по 24.11.2016 (дата расторжения договора в одностороннем порядке) в размере 756.548 руб. 91 коп., а также по договору от 22.08.2016 N80/Д-РК от 22.08.2016 за период с 02.09.2016 по 07.04.2017 (дата расторжения договора в одностороннем порядке) в размере 67.522 руб. 57 коп. ответчиком в материалы дела не представлено, требования истца в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ определено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств, а также мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, направленной также и на восстановление нарушенного права.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В соответствии с пунктом 5.3 договоров за несвоевременную оплату владелец рекламных конструкций оплачивает пени в размере 0,05% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
Учитывая, что ответчиком обязательства по договорам не были выполнены надлежащим образом в полном объеме и в установленный срок, требование истца о взыскании с ответчика неустойки за период с 15.12.2016 по 20.07.2017 по договору от 22.08.2016 N 80/Д-РК в размере 6.589 руб. 03 коп., а также за период с 18.02.2015 по 20.07.2017 по договору от 19.01.2015 N 313/14 в размере 289.569 руб. 95 коп. является обоснованным.
Представленный истцом расчет неустойки судом проверен и признан обоснованным и математически верным.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства или о получении истцом необоснованной выгоды, ответчиком в материалы дела не представлено.
Оснований для применения ст.333 ГК РФ не имеется.
Доводы ответчика о том, что оплата за эксплуатацию рекламных конструкций должна производится лишь после получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку стороны, действуя своей волей и в своем интересе, являясь свободными в установлении прав и обязанностей на основе договора, действуя в рамках принципа свободы договора не установили, что обязанность рекламораспространителя по оплате за использование рекламного места ставится в зависимость от наличия либо отсутствия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Из условий договоров, в частности пункта 3.5 договоров, следует, что именно с момента его заключения, стороны приняли на себя обязанность по исполнению его условий, в том числе, ответчиком принята обязанность по оплате, вне зависимости о наличия либо отсутствия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, и указанные условия договора не противоречат нормам действующего законодательства.
Кроме того, правоотношения сторон возникают из договоров, заключенных по результатам проведенных в установленном законом порядке аукционов.
ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен" добровольно приняло участие в аукционе наравне с другими участниками аукциона с условием заключения договора по результатам аукциона на предложенных организатором аукциона условиях.
Доводы ответчика о том, что договоры были заключены на условиях аукциона, где истец занимал доминирующее положение, а ответчик находился в позиции слабой стороны и не мог повлиять на его условия, отклоняются по следующим основаниям.
Приняв участие в аукционе, ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен" выразило свое согласие с предложенными условиями договора, в том числе в части установления момента возникновения у рекламораспространителя обязанности по внесению оплаты.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169 ГК РФ.
По смыслу пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" слабой стороной договора является лицо, которое было поставлено контрагентом в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора.
Доказательств того, что ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен" при заключении договора было поставлено в такое положение, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет 3 000 рублей.
Поскольку заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина не уплачена, то в силу статьи 110 АПК РФ и статьи 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен" в доход федерального бюджета надлежит взыскать госпошлину в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.12.2017 года по делу N А41-65345/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Арт Фэктори Групп Продакшен" в доход Федерального бюджета 3000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.