г. Москва |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А41-85911/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя, ИП Лантиновой Татьяны Алексеевны: Кирсанова Н.А. по доверенности от 24.07.15 N 50 АА 6973254;
от заинтересованного лица, Администрации Чеховского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица, Главного управления по информационной политике Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Лантиновой Татьяны Алексеевны на решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2017 года по делу N А41-85911/17, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению ИП Лантиновой Татьяны Алексеевны к Администрации Чеховского муниципального района Московской области,
третье лицо: Главное управление по информационной политике Московской области,
о признании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Лантинова Т.А. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований: Главного управления по информационной политике Московской области, с требованиями:
- признать незаконным решение Администрации Чеховского муниципального района от 13.09.2017 г. об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: Московская область, Чеховский район, Стремиловский с.о., п. Чепелево, д. 90;
- обязать Администрацию Чеховского муниципального района Московской области выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, тип рекламной конструкции: щит. Адрес установки объекта наружной рекламы и информации: 142301, Московская область, Чеховский район, д. Чепелево, д. 90;
- взыскать с Администрации Чеховского муниципального района Московской области в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в сумме 300 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2017 года по делу N А41-85911/17 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП Лантинова Т.А. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заинтересованного лица и 3-го лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ИП Лантинова Т.А. обратилась в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявлением от 11.03.2017 г. о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, по адресу: Московская область, Чеховский район, д. Чепелево, д. 90.
10.05.2017 г. Администрацией Чеховского муниципального района Московской области в письме N 3399-17 ИП Лантиновой Т.А. было сообщено, что в целях согласования в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства МО от 28.06.2013 г. N 462/25 "О внесении изменения в Положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций", размещения рекламной конструкции необходимо представить в Главное управление по информационной политике Московской области и утверждении Порядка согласования схем размещения рекламных конструкций адрес предполагаемого места установки, тип, вид, размер и количество сторон рекламной конструкции, а также площадь информационного поля.
13.09.2017 г. Администрацией Чеховского муниципального района Московской области письмом N 3399-17 в адрес предпринимателя было направлено решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на основании пп. 2 ч. 15 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе" ввиду несоответствия установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме рекламных конструкций.
Не согласившись с решением Администрации Чеховского муниципального района Московской области, оформленным письмом N 3399-17 от 13.09.2017 г. об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, полагая, что решение является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Лантинова Т.А. обратилась в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворения заявленного требования, суд первой инстанции. с учетом положений ст. ст. 198, 200 АПК РФ, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на ее установку, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с п. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.
Как верно установлено судом первой инстанции, Постановлением Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 13.05.2013 г. N 605/11-1 утверждена Схема размещения рекламных конструкций, большого и сверхбольшого формата на территории Чеховского муниципального района Московской области.
Указанная схема в установленном порядке опубликована и размещена на официальном сайте органа местного самоуправления.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, установка рекламной конструкции по адресу: Московская область, Чеховский район, д. Чепелево, д. 90, данной схемой размещения рекламных конструкций не предусмотрена.
В соответствии с частью 15 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.
11.03.2017 г. предприниматель обратилась в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в котором просило выдать разрешение на установку рекламной конструкции по адресу: Московская область, Чеховский район, д. Чепелево, д. 90, территории земельного участка, который находится в частной собственности.
Администрацией Чеховского муниципального района Московской области в письме от 13.09.2017 г. N 3399-17 предпринимателю отказано в выдаче разрешения на основании пп. 2 ч. 15 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе" ввиду несоответствия установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме рекламных конструкций, а также нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, решение Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 13.09.2017 г. мотивировано и содержит указание на основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, а именно: пп. 2 ч. 15 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-Ф "О рекламе".
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя, аналогично указанные в апелляционной жалобе о том, что поскольку схема размещения рекламных конструкций на земельных участка, находящихся в частной собственности, на территории Чеховского муниципального района не утверждена, то в соответствии с п. п. 3, 4 Федерального закона от 07.05.20113 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяется ранее установленный порядок размещения рекламных конструкций, действовавший до внесения изменений в Федеральный закон "О рекламе" по основаниям указанным в судебном акте.
При этом, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не учтено, что Согласно ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
А часть 9 ст. 19 Закона о рекламе допускает установку и эксплуатацию рекламной конструкции только при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, самоуправления, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. За разрешением обратиться может как владелец рекламной конструкции, так и собственник объекта, на котором она будет размещена.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах. Перед их проведением муниципалитет утверждает схему размещения рекламных конструкций. Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на зданиях или иных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, а также на земельных участках независимо от форм собственности. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов уполномочены также определять типы и виды рекламных конструкций, которые можно размещать на территории соответствующего муниципального образования. После утверждения схемы размещения рекламных конструкций муниципалитет вправе провести торги.
Таким образом, для размещения рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в частной собственности необходимо, во-первых, согласие с собственника объекта недвижимости, на котором планируется разместить такую конструкцию, а во- вторых, получить разрешение муниципалитета.
В связи с этим, заявитель апелляционной жалобы считает, что в схему вносить рекламную конструкцию на земельном участке, находящемся в частной собственности не надо.
Данные доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности или земельном участке государственная собственность на который не разграничена относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с ч.5 ст. 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет.
Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона "О рекламе" и гражданского законодательства РФ.
Согласно части 5.1. статьи 19 Федерального закона "О рекламе", заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Частью 5.8. статьи 19 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны утвердить схему размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видом рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
В соответствии с порядком согласования схем размещения рекламных конструкций на территории Московской области, схема размещения должна содержать следующее: альбом схемы; адресную программу; фотоматериалы.
Таким образом, схема размещения рекламных конструкций определяет места для предполагаемой установки, но не сами рекламные конструкции.
В связи с тем, что схема размещения рекламных конструкций должна обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика, то при утверждении схемы, а также при внесении в нее каких-либо изменений, места, которые по мнению органа местного самоуправления не соответствуют, могут быть исключены из схемы, вне зависимости от формы собственности.
В соответствии с частью 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Согласно частям 21 - 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек.
Схема размещения и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
11 марта 2017 года ИП Лантинова Т.А. обратилась в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Чеховского муниципального района Московской области.
13 сентября 2017 года Администрация Чеховского муниципального округа Московской области в ответ на обращение N 3399-17 ответила отказом в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории Чеховского муниципального района, в связи с тем, что спорная рекламная конструкция не соответствует Схеме размещения рекламной конструкции, утвержденной постановлением Администрации Чеховского муниципального района Московской области.
Так же, Администрация Чеховского муниципального района направила информационное письмо в адрес заявителя о том, что согласно Постановлению Московской области от 28.06.2013 г.N 462/25 утвержден порядок согласования Схем размещения рекламных конструкций.
Соответственно, поскольку Постановлением Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 13.05.2013 г. N 605/11-1 утверждена Схема размещения рекламных конструкций, большого и сверхбольшого формата на территории Чеховского муниципального района Московской области и место размещения спорной рекламной конструкции по адресу: Московская область, Чеховский район, д. Чепелево, д. 90, в схеме не предусмотрено, то основания для выдачи разрешения на установку рекламной конструкции отсутствует.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя о признании незаконным решения Администрации Чеховского муниципального района Московской области, отраженное в письме N 3399-17 от 13.09.201176 года об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2017 года по делу N А41-85911/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.