г. Челябинск |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А07-30000/2017 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 20 марта 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 января 2018 года по делу N А07-30000/2017 (судья Бахтиярова Х.Р.).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан (далее - заявитель, Межрайонная ИФНС России N 29 по Республике Башкортостан, уполномоченный орган, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении руководителя общества с ограниченной ответственностью "Башкирский бекон" (далее - ООО "Башкирский бекон", общество) Уваровой Татьяны Юрьевны (далее - заинтересованное лицо, Уварова Т.Ю.) к административной ответственности, предусмотренной частью 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.01.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявления административному органу отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 29 по Республике Башкортостан просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым привлечь Уварову Т.Ю. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5.1 ст. 14.13 КоАП РФ. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности заявитель ссылается на то, что в данном случае арбитражным судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что в спорный период Уварова Т.Ю. являлась руководителем общества с ограниченной ответственностью "Башкирский бекон", а потому, у заинтересованного лица наличествовала обязанность по выполнению требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ, Закон о банкротстве).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Уварова Т.Ю. просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и следует из имеющихся в деле доказательств, общество с ограниченной ответственностью "Башкирский бекон" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан 17.08.2006.
Межрайонной ИФНС России N 29 по Республике Башкортостан, по результатам проведенной проверки исполнения руководителем ООО "Башкирский бекон" Уваровой Т.Ю. законодательства о несостоятельности (банкротстве) установлено, что по состоянию на 14.09.2017 общество с ограниченной ответственностью "Башкирский бекон" обладало признаками несостоятельности (банкротства) (наличие задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды по состоянию на 14.09.2017 в размере 9 803 тыс. руб., в том числе основной долг - 8 570 тыс. руб., пени - 963 тыс. руб., штрафы - 270 тыс. руб.), однако, руководитель ООО "Башкирский бекон" не обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного общества несостоятельным (банкротом).
Уполномоченным органом Уваровой Т.Ю. было направлено уведомление от 15.08.2017 N 09-29/06808, которым заинтересованное лицо извещалось о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5.1 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявителем, в отсутствии заинтересованного лица, о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия извещенного надлежащим образом, 17.09.2017 был составлен протокол об административном правонарушении N 00660217, предусмотренном частью 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая уполномоченному органу в удовлетворении заявления о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 5.1 статьи 14.13 КоАП РФ, пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Частью 5 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлена обязанность руководителя юридического лица по подаче заявления о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд, в том числе, в случае, если должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества.
В силу условий пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Под неплатежеспособностью следует понимать прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное; под несостоятельностью (банкротством) - признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (статья 2 Закона о банкротстве).
В силу статьи 3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника - физического лица - не менее размера, установленного пунктом 2 статьи 213.3 настоящего Федерального закона.
Таким образом, основанием для признания юридического лица банкротом является неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей более трех месяцев с момента наступления срока их исполнения в размере, превышающем триста тысяч рублей.
Ранее, вынесенным 30.03.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан постановлением по делу об административном правонарушении N 39, Уварова Т.Ю., как руководитель общества с ограниченной ответственностью "Башкирский бекон" была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
В то же время, в рассматриваемой ситуации имеют место быть следующие обстоятельства.
На момент возникновения обязанности по подаче заявления о признании ООО "Башкирский бекон" несостоятельным (банкротом) Уварова Т.Ю. не являлась руководителем данного юридического лица, и соответственно субъектом ответственности, предусмотренной частью 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно приказу от 25.10.2016 и.о. директора ООО "Башкирский бекон" Абдулкаримова С.М., прекращено действие трудового договора с Уваровой Т.Ю. по инициативе работника на основании заявления от 02.09.2016 (т. 1, л.д. 102, 103). Данный факт также подтвержден представленными в материалы настоящего дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции: копией трудовой книжки, из содержания которой следует, что с 07.11.2016 Уварова Т.Ю. была трудоустроена в иную организацию (т. 1, л.д. 103 - 108); справкой формы 2-НДФЛ, выданной заинтересованному лицу ООО "НМЗ", - согласно которой ответчиком в ноябре 2016 года был получен доход по коду 2000 (т. 1, л.д. 157); сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Уваровой Т.Ю., выданными государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда в г. Нефтекамск Республике Башкортостан, и подтверждающими тот факт, что в период с 07.11.2016 работодателем ответчика является ООО "НМЗ" (т. 1, л.д.159).
Довод заявителя о том, что согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Уварова Т.Ю. в спорный период продолжала значится руководителем ООО "Башкирский бекон", был рассмотрен арбитражным судом первой инстанции, и правомерно отклонен.
Статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) при этом установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подпунктом "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся в числе прочих, следующие сведения о юридическом лице, а именно, фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (п. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Таким образом, принятое участниками (учредителями) юридического лица решение о назначении (избрании) руководителя, - должно быть легализовано в установленном законом порядке, - то есть посредством совершения регистрирующим органом (на основании поступивших от юридического лица соответствующего заявления и документов) вышеперечисленных правовых действий и отражения результатов совершения соответствующих правовых действий, в Едином государственном реестре юридических лиц.
Отсутствие юридической легализации принятого решения о назначении (избрании) руководителя юридического лица, при этом может повлечь за собой со стороны данного юридического лица, недобросовестные действия, - однако, данные действия, сами по себе, не свидетельствуют о том, что лицо, трудовой договор с которым расторгнут, будет являться руководителем соответствующего юридического лица, - тем более, что у Уваровой Т.Ю. в данном случае отсутствовали какие-либо полномочия по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о руководителе организации.
В соответствии со статьей 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
В силу статьи 280 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее чем за один месяц.
Согласно протоколу заседания общего собрания участников ООО "Башкирский бекон" от 29.09.2016 с кворумом 100 %, в котором участвовали Абдулкаримова А.С., ООО "АПК "Янаульский комбикормовый завод" в лице директора Абдулкаримова С.М., Уварова Т.Ю., под пунктом 3 в повестке которого рассмотрен вопрос о переизбрании директора ООО "Башкирский бекон" и принято решение освободить от занимаемой должности Уварову Т.Ю., и избрать новым директором общества Абдулкаримова С.М..
ООО "Башкирский бекон" предпринимало попытки внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, однако решением от 06.10.2016 Межрайонной ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице было отказано.
Тем не менее, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что у Уваровой Т.Ю. по прежнему оставался статус руководителя общества с ограниченной ответственностью "Башкирский бекон".
Уваровой Т.Ю., в свою очередь обращалась в прокуратуру г. Нефтекамска (обращения от 22.03.2017, от 28.04.2017) по вопросу бездействия ООО "Башкирский бекон" по внесению изменений в ЕГРЮЛ в связи с расторжением Уваровой Т.Ю. трудового договора с 25.10.2016.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал административному органу в удовлетворении заявления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15 января 2018 года по делу N А07-30000/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.