г. Самара |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А72-11127/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вашкевичем В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12.03.2018 в помещении суда апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2017 по делу N А72-11127/2017 (судья Коннова О.В.), принятое по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району г.Ульяновска, г.Ульяновск, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), г.Ульяновск, об оспаривании решений,
в судебном заседании приняла участие представитель Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району г.Ульяновска Языкова М.С. (доверенность от 09.01.2018),
в отсутствие представителей Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ульяновску (далее - Управление МВД) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями об оспаривании решений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - Управление ПФР) от 17.07.2017 N N 083S19170004755, 083S19170004750, 083S19170004754, 083S19170004751, 083S19170004752 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Дела N N А72-11127/2017, А72- 11129/2017, А72-11130/2017, А72-11132/2017, А72-11134/2017), возбужденные на основании указанных заявлений, Арбитражный суд Ульяновской области объединил в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А72-11127/2017; по ходатайству Управления МВД оно было заменено его правопреемником - Отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району г.Ульяновска (далее - Отдел МВД).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.12.2017 по делу N А72-11127/2017 оспариваемые решения Управления ПФР признаны недействительными и на него возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ленинскому району г.Ульяновска.
В апелляционной жалобе Управление ПФР просило отменить указанное судебное решение, считая его незаконным и необоснованным.
Отдел МВД в отзыве апелляционную жалобу отклонил.
В судебном заседании представитель Отдела МВД просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Управления ПФР, которое было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав объяснения представителя Отдела МВД в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки представленных Управлением МВД сведений индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-М (дополняющая)) за май, июль, август, октябрь, ноябрь 2016 года Управление ПФР установило нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), что выразилось в следующем: 28.07.2016 страхователем представлены сведения за май 2016 года в отношении 4 застрахованных лиц, в исходной форме за май 2016 года, представленной страхователем 01.06.2016, указанные сведения отсутствовали; 30.11.2016 страхователем представлены сведения за июль 2016 года в отношении 26 застрахованных лиц, в исходной форме за июль 2016 года, представленной страхователем 04.08.2016, указанные сведения отсутствовали; 30.11.2016 страхователем представлены сведения за август 2016 года в отношении 13 застрахованных лиц, в исходной форме за август 2016 года, представленной страхователем 26.08.2016, указанные сведения отсутствовали; 17.02.2017 страхователем представлены сведения за октябрь 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц, в исходной форме за октябрь 2016 года, представленной страхователем 08.11.2016, указанные сведения отсутствовали; 17.02.2017 страхователем представлены сведения за ноябрь 2016 года в отношении 4 застрахованных лиц, в исходной форме за ноябрь 2016 года, представленной страхователем 02.12.2016, указанные сведения отсутствовали.
По результатам проверки Управлением ПФР составлены акты от 14.06.2017 N N 083S18170004433, 083S18170004434, 083S18170004435, 083S18170004437, 083S18170004438, на основании которых приняты решения от 17.07.2017 N N 083S19170004750, 083S19170004751, 083S19170004752, 083S19170004754, 083S19170004755 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 2000 руб., 13000 руб., 6500 руб., 1000 руб., 2000 руб. соответственно.
Страхователю направлены требования от 11.08.2017 N N 083S01170249253, 083S01170249254, 083S01170249255, 083S01170249257, 083S01170249258, в которых предложено добровольно уплатить сумму штрафа в установленный срок.
С учетом положений части 2 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанная обязанность о представлении ежемесячной отчетности предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" и введена с 01.04.2016.
Данная отчетность имеет максимально упрощенную форму, ее цель - определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность.
При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, поскольку на указанных лиц распространяется режим обязательного пенсионного страхования и при уплате страховых взносов у них образуются пенсионные права.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах". В поле "Тип формы (код)" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн": код "исхд" (исходная форма) - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; код "доп" (дополняющая форма) - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; код "отмн" (отменяющая форма) - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах установлена также статьей 15 Закона N 27-ФЗ, одновременно предоставляющей страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом.
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В пункте 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовала в период спорных правоотношений в 2016 году), в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" разъяснил своим территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации порядок применения названных финансовых санкций. В этом письме указано, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Закона N 27- ФЗ.
Кроме того, в данном письме Пенсионный фонд Российской Федерации указал, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций содержится в пункте 39 ныне действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н: в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как установлено судом первой инстанции, представление дополнительных сведений в отношении застрахованных лиц было связано с реорганизацией, умысла в действиях страхователя не усматривается, при этом после получения от Управления ПФР уведомлений об устранении расхождений, имеющихся в расчетах РСВ-1 за отчетные периоды, страхователь незамедлительно представил дополняющие сведения, что позволяет учесть положения пункта 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовала в период спорных правоотношений в 2016 году), и пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действует с 19.02.2017) о неприменении финансовых санкций в такой ситуации.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае к страхователю не должны применяться финансовые санкции.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, согласуются с правоприменительной практикой (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2017 N 301-КГ16-18468 по делу N А29-12777/2015 и 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 по делу N А72-11128/2017, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 по делу N А72-2461/2017, от 12.09.2017 по делу N А72-2447/2017, от 17.11.2017 по делу N А72-11128/2017 и др.).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Управлением ПФР в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года по делу N А72-11127/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.