г.Самара |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А72-14084/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Апаркина В.Н., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Меликян О.В., с участием:
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Салютэ-сервис" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2018 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года по делу N А72-14084/2017 (судья Коннова О.В.), принятое по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное), г.Ульяновск, к обществу с ограниченной ответственностью "Салютэ-сервис", г.Ульяновск,
о взыскании финансовых санкций в сумме 500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - Управление ПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Салютэ-сервис" (далее - ООО "Салютэ-сервис", общество) финансовых санкций в сумме 500 руб. за представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2016 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что представление неполных сведений является самостоятельным составом правонарушения. Ни действовавшая до 18.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), ни действующая в настоящее время Инструкция, не предусматривают возможности неприменения к страхователю финансовых санкций в случае выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица после обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Исходная форма СЗВ-М за отчетный период - июль 2016 года, представленная страхователем - ООО "Салютэ-сервис", содержала неполные сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Представление сведений не на всех застрахованных лиц нельзя квалифицировать как ошибку.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета (СЗВ-М (дополняющая)) за июль 2016 года Управлением ПФР установлено нарушение обществом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Страхователем 08.11.2016 в Управление ПФР представлены сведения за июль 2016 года в отношении застрахованного лица (Иванов Кирилл Евгеньевич), в исходной форме за июль 2016 года, представленной страхователем 04.08.2016, указанные сведения отсутствовали.
По результатам проверки Управлением ПФР составлен акт от 26.05.2017 N 083S18170003625, на основании которого принято решение от 30.06.2017 N 083S19170004134 о привлечении страхователя ООО "Салютэ-сервис" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб.
Обществу направлено требование от 27.07.2017 N 083S01170242808, которым предложено добровольно уплатить сумму штрафа в установленный срок.
В связи с отсутствием доказательств уплаты штрафа Управление ПФР обратилось в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции действия спорных правоотношений) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Указанная обязанность о представлении ежемесячной отчетности введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ и вступила в силу с 01.04.2016. Данная отчетность имеет максимально упрощенную форму, ее цель - определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность. При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету, в том числе по форме СЗВ-М, в соответствии с нормами действующего законодательства в отношении застрахованных лиц, работающих в организации по трудовому договору или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы, поскольку на указанных лиц распространяется режим обязательного пенсионного страхования и при уплате страховых взносов у них образуются пенсионные права.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах". В поле "Тип формы (код)" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн": код "исхд" (исходная форма) - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; код "доп" (дополняющая форма), подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; код "отмн" (отменяющая форма), подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах установлена также статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, одновременно предоставляющей страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу статьи 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом.
На основании ч.3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года страхователем были представлены в Управление ПФР 04.08.2016.
Страхователем в представленных сведениях самостоятельно обнаружено, что не представлены сведения в отношении одного застрахованного лица - директора Иванова Кирилла Евгеньевича в связи с неопределенностью практики о необходимости подавать указанные сведения в таком случае. Страхователем 08.11.2016 был представлен дополняющий отчет СЗВ-М за июль 2016 года с указанием этого застрахованного лица.
Общество указывает, что самостоятельно устранило ошибку в отчете в СЗВ-М, свидетельствующую о нарушении законодательства, следовательно, применению подлежат положения пункта 34 Инструкции N 987н (действовала в период спорных правоотношений в 2016 году), и пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действует с 19.02.2017) о неприменении финансовых санкций в такой ситуации.
Согласно пункту 34 вышеуказанной Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций установлено пунктом 39 ныне действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
В рассматриваемом случае ошибка выявлена обществом самостоятельно, в связи с чем 08.11.2016 им были представлены в Управление ПФР дополняющие сведения по форме СЗВ-М за июль 2016 года с указанием всех работников.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалы дела Управлением ПФР не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что к страхователю финансовые санкции в рассматриваемом случае применяться не должны.
Аналогичный правовой подход изложен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2017 N 301-КГ16-18468 по делу N А29-12777/2015.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление неполных сведений является самостоятельным составом правонарушения, отклоняются, поскольку в данном случае общество воспользовалось своим правом на представление дополняющей отчетности, что исключает его ответственность.
Несостоятельна ссылка Управления ПФР на то, что ни действовавшая до 18.02.2017 Инструкция N 987н, ни действующая в настоящее время Инструкция не предусматривают возможности неприменения к страхователю финансовых санкций в случае выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица после обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В данном случае суд применил нормы Инструкции N 987н, предоставляющие страхователям право на самостоятельное устранение ошибок в ранее представленной отчетности. Соответственно противоправность в действиях общества отсутствует, в связи с чем основания для его привлечения к ответственности в рассматриваемом случае отсутствует.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 25 декабря 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением ПФР в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 декабря 2017 года по делу N А72-14084/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.