г. Томск |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А03-20206/2017 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Терехиной И.И.
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации Чарышского района Алтайского края (рег. N 07АП-1289/18) на резолютивную часть решения Арбитражного суда Алтайского края от 24.01.2018 по делу N А03-20206/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Прохоров В.Н.), по иску акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (ОГРН 1092224002331, ИНН 2224132840, 656002, г. Барнаул, ул. Воровского, 163) к муниципальному образованию "Чарышский район Алтайского края" в лице Администрации Чарышского района Алтайского края (ОГРН 1022202953739, ИНН 2288001144, 658170, Алтайский край, Чарышский район, с. Чарышское, ул. Центральная, 20) к обществу с ограниченной ответственности "Корпорация" "Чарышский межмуниципальный коммунальный комплекс" (ОГРН 1162225086011, ИНН 2288002934, 658170, Алтайский край, Чарышский район, с. Чарышское, ул. Партизанская, 36А), о взыскании 50 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (далее - АО "Алтайкрайэнерго") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края к муниципальному образованию "Чарышский район Алтайского края" в лице Администрации Чарышского района Алтайского края (далее - Администрация) и обществу с ограниченной ответственности "Корпорация" "Чарышский межмуниципальный коммунальный комплекс" (далее - ООО "Чарышский межмуниципальный коммунальный комплекс") с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 413 811,79 руб. задолженности по муниципальным контрактам на энергоснабжение для нужд муниципального образования "Чарышский район" N АЭ00690 от 10.10.2016, в том числе 407 205,79 руб. основного долга за период с июля по сентябрь 2017 г. и 6 606 руб. пени за период с 19.08.2017 по 08.11.2017, а также 2 000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решением арбитражного суда от 19.02.2018 (резолютивная часть от 24.01.2018) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что согласно контракта от 10.10.2016 Администрация является "Заказчиком", не "Покупателем" электроэнергии и несет ответственность по муниципальному контракту в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
АО "Алтайкрайэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывая на то, что нормами Закона о контрактной системе специфика отношений в сфере энергоснабжения и конкретные особенности исполнения договора в данной сфере не учитываются. Следовательно, при расчете неустойки, подлежащей взысканию по государственному контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона об электроэнергетике в редакции закона N 307-ФЗ.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 272.1. АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Материалами дела установлено, между АО "Алтайкрайэнерго" (поставщик) и муниципальным образованием "Чарышский район" в лице главы администрации Чарышского района Алтайского края (заказчик) заключен муниципальный контракт от 10.10.2016 на энергоснабжение для нужд муниципального образования "Чарышский район", согласно условиям которого:
- предметом муниципального контракта является осуществление энергоснабжения в целях обеспечения нужд муниципального образования "Чарышский район" на условиях, в порядке и сроки, определенные сторонами (п. 1.1.);
- в соответствии с условиями настоящего контракта Поставщик обязуется осуществлять Покупателю поставку электрической энергии (мощности), а также обеспечивать передачу электрической энергии (мощности) и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией (мощностью), путем заключения договоров с третьими лицами, а Заказчик обязуется обеспечить оплату поставленной электрической энергии (мощности) и оказанных услуг (п. 1.2.);
- точки поставки электрической энергии (мощности) и сведения о категории надежности снабжения Покупателя электрической энергией (мощностью) определены в Приложении N 1 к настоящему контракту (п. 1.3.);
- плановая стоимость настоящего контракта за 2016-2017 год, рассчитанная по регулируемым ценам (тарифам) и (или) нерегулируемым ценам в соответствии с порядком определения цены, установленным положениями действующих на момент возникновения обязательств по оплате федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов, составляет 5 306 733,30 руб. (п. 3.1).
В Приложении N 5 к муниципальному контракту (л.д. 31) указаны лимиты бюджетных обязательств соответствующие стоимости контракта.
Потребитель (Покупатель) по муниципальному контракту определен в Приложении N 6 к нему - ООО "Корпорация" "Чарышский межмуниципальный коммунальный комплекс".
На основании муниципального контракта между АО "Алтайкрайэнерго" (Продавец) и ООО "Корпорация" "Чарышский коммунальный межмуниципальный комплекс" (Потребитель) 10.10.2016 заключен договор энергоснабжения N АЭ00690.
Перечень точек поставки электрической энергии, указанный в Приложении N 1 к договору, идентичен перечню точек поставки электрической энергии, указанному в Приложении N 1 к муниципальному контракту.
Во исполнение условий договора АО "Алтайкрайэнерго" в период июль - сентябрь 2017 г. поставило ООО "Корпорация" "Чарышский коммунальный межмуниципальный комплекс" электроэнергию на сумму 407 205,79 руб.
Факт оказания услуг по поставке электрической энергии подтверждается актами приема-передачи, подписанными со стороны покупателя без возражений.
Неисполнение обязательств по оплате полученной электроэнергии за спорный период послужило основанием для обращения АО "Алтайкрайэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая судебный акт об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела.
В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (ч. 1 ст. 539 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки электроэнергии и наличие задолженности в сумме 407 205,79 руб. подтверждается материалами дела и Администрацией не оспаривается.
Возражений относительно взыскания данной суммы апелляционная жалоба не содержит.
В связи с неисполнением ответчиками обязательств по оплате задолженности за поставленную электроэнергию, истец начислил неустойку за период с 19.08.2017 по 08.11.2017 в размере 6 606 руб.
Исходя из п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может быть обеспечено неустойкой, предусмотренной законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Согласно ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Положениями абз.8 п. 2 ст. 37 Закона N 35-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов") предусмотрено, что потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
При этом положения Закона об электроэнергетике, носят специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Правовая позиция о соотношении норм Закона N 44-ФЗ и Закона N 35-ФЗ изложена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016.
Утверждения подателя жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Учитывая изложенное выше, нормы Закона N 35-ФЗ носят специальный характер по отношению к Закону N 44-ФЗ, а потому при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона N 35-ФЗ.
Следовательно, при расчете неустойки, подлежащей взысканию по государственному контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона об электроэнергетике в редакции Закона N 307-ФЗ.
Порядок расчета неустойки судом первой инстанции проверен, признан обоснованным.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 19.02.2018 по делу N А03-20206/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20206/2017
Истец: АО "Алтайкрайэнерго"
Ответчик: МО "Чарышский район" Алтайского края в лице Администрации Чарышского района, ООО "Корпорация "Чарышский межмуниципальный комплекс"