г. Москва |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А41-28202/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Сима" - Тарабрин А.В. по доверенности от 28.02.2017;
от ООО "Шипка" - Тарабрин А.В. по доверенности от 28.02.2017;
от администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился;
от комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области - извещено, представитель не явился;
от ТУ Росимущества в МО - извещено, представитель не явился;
от комитета лесного хозяйства Московской области - Чепуркова Е.С. по доверенности от 14.12.2017;
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 декабря 2017 года по делу N А41-28202/17,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сима" и общества с ограниченной ответственностью "Шипка"
к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
при участии в деле третьих лиц: ТУ Росимущества в Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области и Министерства имущественных отношений Московской области
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сима" (далее - ООО "Сима") и общество с ограниченной ответственностью "Шипка" (далее - ООО "Шипка") обратились в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - администрация) и Комитету по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - комитет), в котором просили суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение администрации и комитета, выраженное в письме от 26.12.2016 N 15исх-8082/КУИ;
- обязать заинтересованных лиц в течение 10 дней с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу направить ООО "Сима" и ООО "Шипка" договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 площадью 2046+/-79 кв.м и 50:09:0070310:527 площадью 9230+/-168 кв.м, расположенных по адресу: Московская обл., Солнечногорский район, сельское поселение Кутузовское, д. Брехово.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: ТУ Росимущества в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2017 года по делу N А41-28202/17 заявление удовлетворено (т. 6 л. д. 37-41).
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, комитета по управлению имуществом администрации Солнечногорского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в МО и Министерства имущественных отношений Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ООО "Сима" и ООО "Шипка" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ООО "Сима", ООО "Шипка" и Комитета лесного хозяйства Московской области, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в общей долевой собственности ООО "Сима" и ООО "Шипка" находятся нежилые здания с кадастровыми номерами 50:09:0070401:1766 и 50:09:0070310:535.
Согласно кадастровому паспорту от 02.09.2016 и выписке из ЕГРП от 12.08.2016 указанные нежилые здания расположены в границах земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527 (т. 1 л. д. 75-77).
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527 отнесены к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, имеют вид разрешенного использования - под размещение производственных помещений, находятся в аренде у ООО "Сима" по договору аренды от 04.12.2002 N 470 и договоров об уступке прав и обязанностей к нему (т. 1 л. д. 43-44).
05.10.2016 ООО "Сима" и ООО "Шипка" обратились к администрации с заявлением о приобретении в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527 в порядке статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л. д. 58).
Письмом от 26.12.2016 N 15исх-8082/КУИ заявители были извещены об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков (т. 1 л. д. 14).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Сима" и ООО "Шипка" в сфере предпринимательской деятельности, общества обратились в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
Перечень необходимых документов, прилагаемых к заявлению о приватизации земельного участка в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, определен в Приказе Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" - пункт 32 Перечня.
Частью 5 статьи 39.17 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (часть 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу части 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Из материалов дела усматривается, что к совместному заявлению ООО "Сима" и ООО "Шипка" были приложены все необходимые документы, предусмотренные действующим земельным законодательством, в том числе правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки и нежилые здания, сведения о всех объектах недвижимости, расположенных в границах испрашиваемых участков (т. 1 л. д. 58-90 - т. 2, т. 3, т. 4).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Подпунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае заявителям было отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков в собственность со ссылкой на наложение границ данных участков на земли лесного фонда (письмо от 26.12.2016 N 15исх-8082/КУИ).
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527 поставлены на кадастровый учет 22.06.2011, сформированы из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070310:5, ранее отведенного заводу "Ксенон" при НИИ "Зенит" (т. 1 л. д. 42, 50).
Согласно выпискам из ЕГРН от 22.02.2017 и кадастровым выпискам от 29.08.2016 земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527 отнесены к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, имеют вид разрешенного использования - под размещение производственных помещений (т. 1 л. д. 42, 50, 66).
Комитет лесного хозяйства Московской области, возражая против удовлетворения заявления, ссылался на свидетельство о государственной регистрации права от 30.04.2009, схемы расположения земельных участков относительно земель лесного фонда по сведениям РГИС МО и материалы лесоустройства, которыми подтверждается факт установления границ лесных участков и регистрация права собственности Российской Федерации на такие лесные участки. Кроме того, ссылаясь на указанные документы Комитет лесного хозяйства Московской области указывает, что границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527 наложением на границы земель лесного фонда.
Участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом, входящий в состав земель лесного фонда.
Отношения по предоставлению или передаче иным образом лесных участков, как ограниченных в обороте объектов, производится только на основании ЛК РФ. Согласно части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Сведения о лесных участках, внесенные в государственный лесной реестр основаны на материалах лесоустройства.
Статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу статьи 4.4. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" а в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства, также свидетельствует об установлении границ лесного участка.
Согласно материалам дела, отказ от 26.12.2016 в предоставлении в собственность испрашиваемых участков мотивирован наложением границ таких участков на фактические границы земель лесного фонда.
Наличие пересечения установлено Комитетом лесного хозяйства Московской области по сведениям РГИС МО и материалам лесоустройства "План лесных участков Солнечногорского района Московской области. Устройство 2006-2008 годов".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу не принимая указанные документы в качестве доказательств пересечения границ спорных участков в связи со следующим.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 года N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
Частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149- ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должна вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Следовательно, сами по себе данные, содержащиеся в РГИС МО и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201 -ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Согласно выпискам из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527 образованы из земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070310:5, поставленного на кадастровый учет 24.09.2009.
Следовательно, земельный участок сформирован после проведения лесоустроительных мероприятий 2006-2008 годов. При этом в представленных в материалы дела межевых делах имеются юридически значимые документы, подтверждающие формирование земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070310:5 из земель совхоза "Крюковский", сведений о формировании земельного участка из земель лесного фонда либо о наложении границ данного участка на земли лесного фонда не имеется.
В целях разрешения вопроса о наложении границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527 на земли лесного фонда суд первой инстанции определением 01.08.2017 по делу N А41-28202/17 назначил судебную землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил ИП Чернову Олегу Валентиновичу (т. 5 л. д. 157).
По результатам судебной экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение от 16.10.2017 N 04-Э/2017, в котором эксперт пришел к выводам о том, что в 1988 году, на момент проведения инвентаризации земель совхоза "Крюковский", и в 1992 году, на момент проведения землеустроительных работ по составлению проекта перераспределения земель совхоза "Крюковский" спорные земельные участки и смежные с ними участки не входили в границы земель лесного фонда, в границы земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527 входили в границы земельного участка, ранее отведенного совхозу "Крюковский". Местоположение границ таких участков со времени проведения в отношении них кадастрового учета и до даты получения сведений ЕГРН (12.10.2017) не изменялось (т. 6 л. д. 5-22).
Из материалов дела следует, что ООО "Сима" и ООО "Шипка" являются собственниками нежилых зданий расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527, выписками из ЕГРН и кадастровым паспортом подтверждается соответствие функционального назначения зданий виду разрешенного использования земельных участков. В материалы дела также представлено заключение Главархитектуры Московской области от 02.09.2016 об отсутствии ограничений оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070310:526.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что достаточных правовых оснований для отказа в предоставлении в собственность заявителям земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070310:526 и 50:09:0070310:527 не имелось.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2017 года по делу N А41-28202/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.