г. Челябинск |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А07-34736/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пименовым А.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.12.2017 по делу N А07-34736/2017 (судья Архиереев Н.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Транстехсервис" (далее - ООО "УК "Транстехсервис", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, ответчик) о признании недействительными приложений N 2 к договору аренды земельного участка N 877-16 от 12.10.2016 "Расчет годовой арендной платы за период с 28.07.2016 по 31.12.2016", "Расчет годовой арендной платы за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, за период с 01.04.2017 по 31.12.2017" в части установленной в них ставки арендной платы в размере 1,94 % от кадастровой стоимости земельного участка, "Расчет годовой арендной платы за период с 01.06.2017 по 31.12.2017" в части установленной в них ставки арендной платы в размере 5,18 % от кадастровой стоимости земельного участка; обязании Управления установить в приложениях N 2 к договору аренды земельного участка N 877-16 от 12.10.2016 "Расчет годовой арендной платы за период с 28.07.2016 по 31.12.2016", "Расчет годовой арендной платы за период с 01.01.2017 по 31.03.2017, за период с 01.04.2017 по 31.12.2017" ставку арендной платы в размере 1,5 %, в приложении "Расчет годовой арендной платы за период с 01.06.2017 по 31.12.2017" ставку арендной платы в размере 3,44 %; обязании Управления произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка N 877-16 от 12.10.2016 за периоды аренды с 28.07.2016 по 31.12.2017 с учетом вида функционального использования земельного участка "Земли под объектами торговли, общественного питания, оказания услуг и бытового обслуживания", с учетом подвида "Объекты ремонта и технического обслуживания автотранспорта".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.12.2017 (резолютивная часть от 18.12.2017) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
С указанным решением суда не согласилось Управление (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Податель апелляционной жалобы полагает, что размер арендной платы определен арендодателем в оспариваемых расчетах правильно, в соответствии с фактическим использованием расположенного на земельном участке объекта недвижимости и разрешенным использованием участка. Полагает, что арендная плата подлежит определению, исходя из положений п. 2.1.16. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), поскольку на земельном участке расположены объекты недвижимости, фактическое назначение которых не позволяет отнести их к виду разрешенного использования участка, установленного в договоре аренды.
К дате судебного заседания от ООО "УК "Транстехсервис" в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу Управления, в котором истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 17.02.2015 ООО "УК "Транстехсервис" является собственником объекта недвижимости - здания, назначение здания: нежилое помещение, площадь 3 012,1 кв.м., количество этажей: 4, адрес (местонахождение): Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, просп. Салавата Юлаева, д.65, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.02.2015 N 04 АЕ 661286 (л.д. 35).
Указанный объект недвижимости распложен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010611:200, общей площадью 8 516 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - магазины, обслуживание автотранспорта, расположенном по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, у пересечения проспекта Салавата Юлаева и ул. Революционной (кадастровый паспорт земельного участка от 01.08.2016 N 99/2016/5784265, л.д. 15-16).
12.10.2016 между Управлением (арендодатель) и обществом "УК "Транстехсервис" (арендатор) подписан договор аренды земельного участка N 87-16, в соответствии с п. 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010611:200, расположенный по адресу: Советский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, у пересечения проспекта Салавата Юлаева и ул. Революционной, под магазины, обслуживание автотранспорта, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору, общей площадью 8 516 кв.м. (л.д. 13-14).
Согласно п. 3.1. указанного договора аренды срок аренды устанавливается с 28.07.2016 по 01.01.2019.
На основании п. 4.1. договора аренды размер годовой арендной платы за участок на момент заключения договора составляет 1 011 128,00 руб.
В силу п. 4.2. договора аренды размер арендной платы исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю (установленной соответствующим решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан) на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом (объектом недвижимости или временным объектом), принадлежащим арендатору, определяемую с учетом долей в праве собственности на объект (объект недвижимости или временный объект) или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Расчет арендной платы определен в приложении к договору, который является неотъемлемой частью договора (п. 4.3. договора аренды).
Размер арендной платы может пересматриваться не чаще одного раза в год арендодателем в одностороннем порядке без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор в случаях изменения градостроительных требований использования земельного участка (а также изменений ставок арендной платы) с уведомлением арендаторов в официальных средствах массовой информации органа местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан (п. 4.5. договора аренды).
Согласно акту приема-передачи от 12.10.2016 земельный участок с кадастровым номером 02:55:010611:200, общей площадью 8 516 кв.м. передан в аренду истцу (л.д. 18).
Договор аренды земельного участка N 877-16 от 12.10.2016 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре (л.д. 18).
Из оспариваемых расчетов годовой арендной платы на период с 28.07.2016 по 31.12.2016 (л.д. 17), на период с 01.01.2017 по 31.03.2017 (л.д. 19), на период с 01.04.2017 по 31.12.2017 (л.д. 20), на период с 01.06.2017 по 31.12.2017 (л.д. 21), составленных Управлением, следует, что арендная плата за земельный участок с кадастровым номером 02:55:010611:200 подлежит исчислению в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" в редакции решений Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.03.2016 N 59/3, от 24.05.2017 N 11/3, годовая арендная плата рассчитывается по формуле: Апл = КСУ х Сап х (S1 / S), где КСУ - кадастровая стоимость земельного участка, Сап - ставка арендной платы (в процентах от кадастровой стоимости земли), S - площадь земельного участка, S1 - площадь земельного участка к оплате.
Показатель Сап определен Управлением в расчетах за периоды с 28.07.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.03.2017, с 01.04.2017 по 31.12.2017 размере 1,94 %, в расчете за период с 01.06.2017 по 31.12.2017 в размере 5,18 %.
Письмом от 09.08.2017 N 68 общество обратилось в Управление указанием на то, что, по мнению общества, в расчетах за периоды с 28.07.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.05.2017 ставка арендной платы должна применяться в размере 1,5%, в расчете за период с 01.06.2017 - ставка в размере 3,44% (л.д. 22).
Письмом от 08.09.2017 N 25806 Управление сообщило арендатору, что согласно п. 2.1.16. Методических указаний N 222 в случае образования земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное назначение наибольшее, на площадь земельного участка. Аналогичный порядок применяется Управлением при установлении ставок арендной платы за землю. Произвести перерасчет арендной платы по договору Управление отказалось (л.д. 23).
Полагая расчеты годовой арендной платы по договору аренды земельного участка N 877-16 от 12.10.2016 на период с 28.07.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.03.2017, с 01.04.2017 по 31.12.2017, с 01.06.2017 по 31.12.2017 незаконными и не соответствующими виду разрешенного и фактического использования арендуемого истцом земельного участка с кадастровым номером 02:55:010611:200, общество "УК "Транстехсервис" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком неправильно установлена ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, не соответствующая разрешенному использованию как самого участка согласно сведения публичных реестров и договору аренды, так и расположенных на участке объектов недвижимости.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Управления, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 2 указанной статьи требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1 ст. 168 ГК РФ).
В силу ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды земельного участка N 877-16 от 12.10.2016 (л.д. 13-14) между Управлением (арендодатель) и ООО "УК "Транстехсервис" (арендатор) возникли обязательственные правоотношения по поводу предоставления последнему в аренду на срок с 28.07.2016 до 01.01.2019 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010611:200, общей площадью 8 516 кв.м, расположенного по адресу Советский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, у пересечения проспекта Салавата Юлаева и ул. Революционной, под магазины, обслуживание автотранспорта.
Договор аренды земельного участка N 877-16 от 12.10.2016 зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре (л.д. 18). Заключенность указанного договора сторонами не оспаривалась (ч. 3.1. ст. 70 АПК РФ).
В п. 4.3. договора аренды его стороны установили, что расчет арендной платы определен в приложении к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
При таких обстоятельствах, поскольку расчет арендной платы является неотъемлемой частью договора аренды земельного участка N 877-16 от 12.10.2016, в силу п. 2 ст. 166, ст. 180 ГК РФ общество "УК "Транстехсервис" как арендатор земельного участка не лишено возможности оспаривания такого условия договора по мотиву нарушения им требований закона или иного правового акта и прав или охраняемых законом интересов арендатора.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.
В силу п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом (п. 1 ст. 424 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В пункте 19 указанного постановления Пленума также указано, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:55:010611:200 общей площадью 8 516 кв.м, переданный истцу в аренду, относится к категории публичных земель, государственная собственность на которые не разграничена, что подтверждается сведениями из кадастрового паспорта земельного участка от 01.08.2016 N 99/2016/5784265 (л.д. 15-16) и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.10.2017 N 02/101/001/2017-88773 (л.д. 24-26), с учетом вышеприведенных правовых норм и разъяснений стоимость аренды земельного участка является регулируемой ценой, и истец вправе рассчитывать на начисление ему арендной платы за пользование земельным участком по нормативным ставкам.
В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" установление порядка определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора аренды такого земельного участка без проведения торгов, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, отнесено к полномочию Правительства Республики Башкортостан.
Статьей 3 указанного Закона Республики Башкортостан установлено, что органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы.
Правила определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, установлены постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена".
В силу п. 1.2. указанных Правил размер арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, в расчете на год (далее - арендная плата) определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков, рассчитываемой по формуле:
АП = П x Кс x К/100,
где:
АП - размер арендной платы;
П - площадь земельного участка (устанавливается в целом без выделения застроенной и незастроенной частей);
Кс - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка;
К - ставка арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Органы местного самоуправления устанавливают ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, с учетом скорректированных (путем добавления либо исключения) видов разрешенного использования земельных участков в пределах интервалов ставок арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляются органами местного самоуправления.
В пункте 1 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан" определено, что с 01.01.2008 по вновь заключаемым договорам аренды земельных участков (дополнительным соглашениям о присоединении к договорам аренды земельных участков), право распоряжения которыми в соответствии с действующим законодательством принадлежит органам местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ставки арендной платы за землю по видам функционального использования земель (с учетом видов (типов) размещенных на земельном участке объектов) в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, согласно приложению N 1-Ж при начислении арендной платы за землю за период с 1 апреля 2016 года по 31 мая 2017 года включительно, приложению N 1-З при начислении арендной платы за землю за период с 1 июня 2017 года.
Из материалов дела следует, что ответчиком при определении размера арендной платы применен показатель ставки арендной платы:
за периоды с 28.07.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.03.2017, с 01.04.2017 по 31.12.2017 в размере 1,94%, а за период с 01.06.2017 по 31.12.2017 - в размере 5,18 %, соответствующий разрешенному использованию "торговля на промтоварных и смешанных рынках, в торгово-сервисных комплексах" (п. 5.9. приложения N 1-Ж и приложения N 1-З к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан".
Однако указанные действия Управления не могут быть признаны соответствующими закону.
На основании ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу п. 4.2. договора аренды размер арендной платы исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю (установленной соответствующим решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан) на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом (объектом недвижимости или временным объектом), принадлежащим арендатору, определяемую с учетом долей в праве собственности на объект (объект недвижимости или временный объект) или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Согласно п. 4.5. договора аренды размер арендной платы может пересматриваться не чаще одного раза в год арендодателем в одностороннем порядке без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в договор в случаях изменения градостроительных требований использования земельного участка (а также изменений ставок арендной платы) с уведомлением арендаторов в официальных средствах массовой информации органа местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Таким образом, условиями названного договора аренды его стороны не предусмотрели право арендодателя в одностороннем порядке пересматривать вид разрешенного использования земельного участка для целей исчисления арендной платы. Законом такое право также не предусмотрено.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Арендатор реализует данное право посредством заключения договора аренды и получения права на использование земельного участка в соответствии с тем назначением, которое указано в договоре.
С учетом изложенного и на основании ст. 452 ГК РФ изменение вида разрешенного использования возможно только путем внесения изменений в договор аренды земельного участка.
В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с тем целевым назначением, которое установлено в договоре, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует вывод, что фактическое использование земельного участка должно соответствовать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенным в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 1.1. договора аренды земельного участка N 877-16 от 12.10.2016 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010611:200, общей площадью 8 516 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Советский район, у пересечения проспекта Салавата Юлаева и ул. Революционной, был передан истцу под магазины, обслуживание автотранспорта (л.д. 13-14).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 01.08.2016 N 99/2016/5784265 (л.д. 15-16) и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.10.2017 N 02/101/001/2017-88773 (л.д. 24-26), следует, что разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 02:55:010611:200, является "магазины, обслуживание автотранспорта".
Как установлено актом осмотра и установления фактического использования земельного участка от 25.08.2017 N 2382/о, представленным Управлением, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010611:200, площадью 8 516 кв.м., находящемся у пересечения проспекта Салавата Юлаева и ул. Революционной, расположен торгово-сервисный комплекс по продаже и обслуживанию автомобилей "KIA MOTORS" (л.д. 72-74).
Согласно акту осмотра и установления фактического использования земельного участка от 15.12.2017 N 4258/о, на спорном земельном участке расположен салон по продаже и обслуживанию автомобилей с автомойкой и автосервисом (л.д. 75-81).
Пункт 5 Приложения N 1-Ж к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 устанавливает подвид функционального использования (виды (типы) объектов) - объекты ремонта и технического обслуживания автотранспорта, в качестве видов деятельности и примеров объектов которого указаны автосалоны, автоцентры, станции технического обслуживания автомобилей, автосервисы, автомойки, пункты шиномонтажа, вулканизации, балансировки колес, диагностики двигателей, кодировки, установки стекол, автосигнализации и прочих автоаксессуаров. К указанным видам деятельности применима ставка арендной платы 1,50 %.
Пункт 5 Приложения N 1-З к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 устанавливает аналогичный подвид функционального использования. К указанным видам деятельности с 01.06.2017 года применима ставка арендной платы 3, 44%.
Оценив приведенные доказательства в совокупности по правилам ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что общество "УК "Транстехсервис" использует земельный участок с кадастровым номером 02:55:010611:200, в соответствии с разрешенным использованием, внесенным в единый государственный реестр недвижимости, - под магазины, обслуживание автотранспорта с целью эксплуатации автосалона, автосервиса, автомойки и станции технического обслуживания автомобилей, в силу чего определение ставки арендной платы в соответствии с п. 5.9. Приложения N 1-Ж и Приложения N 1-З к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 у Управления не имелось в силу противоречия такой ставки виду разрешенного и фактического использования земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ Управлением не представлено каких-либо доказательств того, что принадлежащий истцу объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010611:200, используется под торговлю на промтоварных и смешанных рынках, в торгово-сервисных комплексах.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на п. 2.1.16 Методических указаний N 222 несостоятельна, поскольку, во-первых, данный правовой акт регулирует вопросы определения кадастровой стоимости земельного участка и не определяет значения ставок арендной платы, устанавливаемых на основании п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, постановления Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2009 N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" и решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 03.12.2007 N 30/7 "Об арендной плате за землю в городском округе город Уфа Республики Башкортостан", а, во-вторых, судами не установлено иного использования истцом арендуемого земельного участка, отличного от разрешенного использования, указанного в договоре аренды, ввиду оснований для применения п. 2.1.16 Методических указаний N 222 не имеется.
На основании изложенного апелляционный суд находит обоснованными выводы суда первой инстанции о несоответствии оспариваемых истцом расчетов годовой арендной платы, составленных Управлением, закону, и правильным удовлетворение заявленного обществом иска.
Поскольку перечень способов защиты нарушенного права, указанные в ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим, а целью судебной защиты является восстановление нарушенных прав лица (ст. 1, 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 4 АПК РФ), апелляционный суд считает возможным удовлетворение требований об обязании ответчика установить соответствующую виду разрешенного использования земельного участка ставку арендной платы за спорный период.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по заявленным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.12.2017 по делу N А07-34736/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.