г. Пермь |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А60-46343/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Макарова Т.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой О.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального государственного унитарного предприятия "Уральский электромеханический завод",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 06 декабря 2017 года,
принятое судьей Ю.В. Матущак
по делу N А60-46343/2017
по иску Войсковой части 3474 (ОГРН 1046603484454, ИНН 6660014748)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Уральский электромеханический завод" (ОГРН 1026604973120, ИНН 6608004641)
о взыскании расходов по выплате денежной компенсации за найм (поднаем) жилых помещений,
установил:
Войсковая часть 3474 (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Уральский электромеханический завод" (далее - ответчик) о взыскании 534 672 руб. 33 коп. расходов по выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим, выполняющим задачи по охране важных государственных объектов.
Решением суда первой инстанции от 06.12.2017 (резолютивная часть от 30.11.2017) исковые требования удовлетворены.
Решение суда от 06.12.2017 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции необоснованно приняты в качестве надлежащих доказательств наличия оснований для обеспечения военнослужащих жилыми помещениями справки жилищной комиссии. Из представленных в дело протоколов жилищной комиссии не ясно, отсутствуют ли у военнослужащих жилые помещения в населенных пунктах по месту прохождения военной службы. Банковские отчеты не содержат назначения платежа и не подтверждают целевое назначение перечисленных денежных средств. Фактическая выплата денежной компенсации не доказана. Также не представлены документы, подтверждающие отсутствие у федерального органа исполнительной власти жилых помещений специализированного жилищного фонда. Ответчик указывает, что выплата компенсации по найму приведет к удорожанию государственного оборонного заказа, росту цен на продукцию, финансовым убыткам, просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Истец против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу истец ссылается на приказ МВД РФ от 12.02.2010 N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России", указывает, что признание жилищной комиссией военнослужащего нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением прямо указывает на отсутствие у него жилья по месту прохождения военной службы. Сведения об отсутствии на балансе воинской части жилых помещений для обеспечения военнослужащих, указанных в иске, представлены в материалы дела, назначение платежей указаны в платежных ведомостях, также представленных в дело.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец входит в состав войск национальной гвардии Российской Федерации, в соответствии с пп. а п. 3 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации".
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации N 173-рс от 02.02.2017 ответчик включен в перечень важных государственных объектов, подлежащих охране Войсковой частью 3474. Кроме того, перевозимые специальные грузы ответчика подлежат охране (выписка из Акта МК по ОО ФГУП "УЭМЗ").
В соответствии с выписками из приказа командира Войсковой части 3474, а также справкой N 538 от 19.10.2017, 19 военнослужащих в период с 03.07.2016 по 30.07.2017 выполняли задачи по охране важного государственного объекта - федерального государственного унитарного предприятия "Уральский электромеханический завод".
Истец направил ответчику письмо N 25/1133 от 10.08.2016 о необходимости предоставления жилых помещений, которое оставлено последним без ответа.
Истец за период с 03.07.2016 по 30.07.2017 осуществил выплату денежной компенсации за наем жилых помещений 19 военнослужащим в размере 534 672 руб. 33 коп.
Письмом N 612/24-1289 от 18.08.2017 истец просил ответчика произвести компенсацию денежной суммы в размере 534 672 руб. 33 коп., понесенной Войсковой частью 3474 за наем жилых помещений.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 15 Закона N 76-ФЗ).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Закон N 226-ФЗ) организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которые подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязаны обеспечивать военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, а также проживающих совместно с ними членов их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях служебными жилыми помещениями или жилыми помещениями в общежитии, относящимися к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и находящимися в хозяйственном ведении или оперативном управлении данных организаций.
Согласно ч. 2 указанной статьи при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда обязаны предоставлять военнослужащим войск национальной гвардии, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и (или) сооружений на коммуникациях, не обеспеченным жилыми помещениями в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, а также проживающим совместно с ними членам их семей на период прохождения военной службы в этих воинских частях на условиях безвозмездного пользования жилые помещения, находящиеся в собственности данных организаций либо арендованные ими за счет средств от осуществления основной и (или) предпринимательской деятельности.
В силу частей 3 и 4 ст. 27 Закона N 226-ФЗ при невозможности предоставления жилых помещений в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете указанному федеральному органу исполнительной власти на эти цели. В случае отсутствия жилых помещений, указанных в части 3 настоящей статьи, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, с компенсацией понесенных воинской частью расходов организациями, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обязанность по обеспечению военнослужащих войск национальной гвардии, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, и (или) специальных грузов, и не имеющих жилого помещения в населенном пункте по месту военной службы, возлагается на организации, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, которых подлежат охране войсками национальной гвардии.
Согласно справке, подписанной начальником штаба войсковой части 3474, 19 военнослужащих признаны нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями по договорам специализированного жилищного фонда, служебным жилым помещением последние не обеспечены в связи с отсутствием таких жилых помещений на балансе войсковой части.
Доводы ответчика о том, что из представленных в дело протоколов жилищной комиссии не ясно, отсутствуют ли у военнослужащих жилые помещения в населенных пунктах по месту прохождения военной службы, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, выделения жилых помещений военнослужащим внутренних войск и членам их семей установлен Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной Приказом МВД РФ от 12.02.2010 N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России".
Согласно пункту 18 Инструкции в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждой воинской части создается жилищная комиссия, на которую возлагается контроль за ведением учета личного состава подчиненных воинских частей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределение поступающей жилой площади.
Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей (п. 22 Инструкции).
В материалы дела представлены протоколы заседания жилищной комиссии Войсковой части 3474, из которых следует, что все 19 военнослужащих состоят на учете нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, признание жилищной комиссией военнослужащего нуждающимся в обеспечении жилым помещением, прямо указывает на отсутствие у него жилья по месту прохождения военной службы.
Из материалов дела следует, что расчет выплаченной денежной компенсации в сумме 534 672 руб. 33 коп., понесенной истцом за наем жилых помещений, подтвержден договорами найма, заверенными банком выписками по счетам военнослужащих, платежными ведомостями.
Ссылка ответчика на то, что банковские отчеты не содержат назначения платежа и не подтверждают целевое назначение перечисленных денежных средств, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из совокупности представленных в дело доказательств, в том числе реестров о зачислении денежных средств и платежных ведомостей, следует, что денежные средства перечислялись за найм (поднаем) жилья.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод ответчика об отсутствии документов, подтверждающие отсутствие у федерального органа исполнительной власти жилых помещений специализированного жилищного фонда, как противоречащий материалам дела.
Согласно справке начальника штаба войсковой части 3474 военнослужащие, признанные нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями по договорам специализированного жилищного фонда, служебным жилым помещением не обеспечены в связи с отсутствием таких жилых помещений на балансе войсковой части.
Доводы ответчика о том, что выплата компенсации по найму приведет к удорожанию государственного оборонного заказа, росту цен на продукцию, финансовым убыткам, не принимаются, поскольку не являются основанием для освобождения ответчика от обязанности возмещения денежной компенсации за найм (поднаем) жилых помещений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 06.12.2017 является законным и обоснованным.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 декабря 2017 года по делу N А60-46343/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.