г.Самара |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А55-4995/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Селиверстовой Н.А., при ведении протокола судебного заседания Меликян О.В., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Старт" - представителя Кочеткова И.Н. (доверенность от 23.01.2018),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары - представителя Блиновой Н.Б. (доверенность от 11.01.2018),
от третьих лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - представителя Блиновой Н.Б. (доверенность от 19.02.2018),
департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - представитель не явился, извещено,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель не явился, извещено,
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Промсвязь" - представитель не явился, извещено,
Петерсон Инга Владиславовна - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 марта 2018 года апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2017 года по делу N А55-4995/2017 (судья Рагуля Ю.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старт", г.Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары, г.Самара, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара, департамент управления имуществом городского округа Самара, г.Самара, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г.Самара, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г.Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, Петерсон Инга Владиславовна, г.Самара, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Промсвязь", г.Самара,
о признании недействительным решения N 7755 от 03.10.2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - ООО "Старт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары (далее - налоговый орган, инспекция) N 7755 от 03.10.2016, об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС России по Самарской области), департамент управления имуществом городского округа Самара, департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области), Петерсон Инга Владиславовна, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Промсвязь" (далее - ООО "УК Промсвязь").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2017 года заявление удовлетворено, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары N 7755 от 03.10.2016 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным, как несоответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). На Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары возложена обязанность по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Старт".
В апелляционной жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары, УФНС России по Самарской области просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения инспекции. По мнению налоговых органов у налогоплательщика имелась возможность для изменения вида разрешенного использования на основной вид в данной зоне, поскольку согласно актам установления фактического использования земельных участков, спорные участки расположены в зоне Ц-2. Наличие сведений в государственном кадастре недвижимости о виде разрешенного использования не снимает обязанность с налогоплательщика исчислять земельный налог в соответствии с фактическим видом разрешенного использования.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители налоговых органов поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления общества.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении ООО "Старт" была проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год (кт проверки N 25470 от 18.05.2016).
Решением инспекции N 7755 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.10.2016 общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 44 869 руб., также ему начислены земельный налог в размере 224 347 руб. и пени в размере 15 477, 62 руб.
УФНС России по Самарской области решением от 05.12.2016 N 03-15/35077@ решение инспекции от 03.10.2016 N 7755 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отменило частично: уменьшило сумму доначисленного налога на 14 030, 39 руб.
Из материалов дела следует, что обществу на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: г.Самара, ул.Ново-Садовая/ул. Первомайская, д.3/27: 63:01:607001:355, доля в праве - 83377/101790, вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией; 63:01:607001:360, доля в праве - 1.00, вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией; 63:01:607001:364, доля в праве - 1.00, вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - постановление N 610).
В представленной декларации по земельному налогу за 2015 год общество исчислило земельный налог за 2015 год: по земельному участку с кадастровым номером 63:01:607001:355 исходя из кадастровой стоимости 2390854, 14 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 63:01:607001:360 исходя из кадастровой стоимости 1797597, 20 руб.; по земельному участку с кадастровым номером 63:01:607001:364 исходя из кадастровой стоимости 179434, 32 руб., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как видно из выписки из ИСОГД г.о. Самара, представленной департаментом градостроительства г.о. Самара, (т.1, л.д.132) часть земельного участка с кадастровым номером 63:01:607001:355 расположена в общественно-деловой зоне районного значения (Ц-3), часть земельного участка - в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (далее - Правила застройки).
Исходя из выписки из ИСОГД г.о. Самара, представленной департаментом градостроительства г.о. Самара, (т.2, л.д.52) земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:607001:360, 63:01:607001:364 расположены в общественно-деловой зоне районного значения (Ц-3) по карте правового зонирования действующих Правил застройки.
Согласно Правилам застройки основные разрешенные виды использования земельных участков в градостроительной зоне Ц-3: многоквартирные дома свыше 3-х этажей, многоквартирные дома свыше 3-х этажей со встроенными помещениями нежилого использования на нижних этажах, квартиры в многоквартирных домах, которые разрешается использовать для занятий бизнесом или торговлей на первом этаже или в пристроенном отдельно стоящем здании (общей площадью не более 120 кв.м), жилые квартиры в зданиях многоцелевого использования, где разрешены занятия бизнесом, торговлей, при условии обеспечения отдельного входа, таким образом, чтобы ни на одном этаже не смешивались разные виды использования, гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, детские сады, иные объекты дошкольного воспитания, школы начальные и средние, заведения среднего специального образования, высшие учебные заведения, клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, танцзалы, дискотеки, кинотеатры, видеосалоны, театры, концертные залы, спортплощадки, аптеки, поликлиники, пункты первой медицинской помощи, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, банно - оздоровительные комплексы, магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв.м, торговые центры, выставки товаров в зданиях общей площадью не более 1500 кв.м, на участках площадью не более 2000 кв.м, рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков), кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельно стоящем здании общей площадью не более 250 кв.м, индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 кв.м, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий при условии использования первого или нижних этажей под объекты коммерческого и некоммерческого назначения, обслуживающие население, площадью не более 4000 кв.м и площадью участка не более 1000 кв.м суды, нотариальные конторы, другие юридические учреждения издательства и редакционные офисы, компьютерные центры, телевизионные и радиостудии, рекламные агентства, объекты, связанные с отправлением культа.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости: магазины товаров первой необходимости на 1-м этаже многоквартирного дома при общей площади магазина не более 250 кв.м, магазины товаров первой необходимости в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при общей площади магазина не более 200 кв.м предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв.м, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв.м, кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) на 1-м этаже многоквартирного дома при общей площади заведения не более 250 кв.м, кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при общей площади заведения не более 250 кв.м, индивидуальное обслуживание клиентов на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 200 кв.м, индивидуальное обслуживание клиентов в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв.м, открытое или встроенное место парковки легковых автомобилей на каждые 30 кв.м общей площади зданий общественного назначения, гаражи встроенные подземные или наземные в зданиях общей площадью более 400 кв.м, на участках площадью более 500 кв.м, станции скорой помощи, киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, мастерские по изготовлению мелких поделок по индивидуальным заказам (столярные изделия, изделия художественного литья, кузнечно - кованые изделия), общественные туалеты на участках не более 60 кв.м.
Виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования: жилые дома до 3 этажей, общежития, связанные с производством и образованием, казино, цирки, спортзалы, бассейны открытые и закрытые универсальные спортивные и развлекательные комплексы, магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью более 300 кв.м, торговые центры, выставки товаров в зданиях общей площадью более 1500 кв.м, на участках площадью более 2000 кв.м, офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний, банки, научные, проектные и конструкторские организации за исключением лабораторий биологического профиля или индустриальных технологий при условии использования первого или нижних этажей под объекты коммерческого и некоммерческого назначения, обслуживающие население, площадью более 4000 кв.м и площадью участка более 1000 кв.м больницы, госпитали общего типа, рынки открытые и закрытые, отделения милиции, автозаправочные станции, коммерческие гаражи и стоянки подземные или наземные химчистки.
Согласно Правилам застройки основные разрешенные виды использования земельных участков в градостроительной зоне Ж-4: многоквартирные дома 2-9 этажей в пределах исторической части города, многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города, детские сады, иные объекты дошкольного воспитания, школы начальные и средние, клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения, библиотеки, архивы, информационные центры, музеи, выставочные залы, спортплощадки, аптеки, поликлиники, пункты первой медицинской помощи, почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции, банно-оздоровительные комплексы, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, в отдельностоящем здании общей площадью не более 250 кв.м, магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв.м, кафе, закусочные, столовые (без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в отдельностоящем здании общей площадью не более 250 кв.м, индивидуальное обслуживание клиентов в отдельно стоящем здании общей площадью не более 200 кв.м, объекты, связанные с отправлением культа.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости: поликлиника на 1-м этаже многоквартирного дома без рентгеновского кабинета при общей площади заведения не более 600 кв.м, поликлиника в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому при общей площади заведения не более 400 кв.м, магазин товаров первой необходимости на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь магазина не превышает 250 кв.м, магазин товаров первой необходимости в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь магазина не превышает 200 кв.м, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов, на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв.м, предприятия бытового обслуживания, художественные мастерские, мастерские изделий народных промыслов в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв.м, кафе, закусочные, столовые (доготовочные, на полуфабрикатах без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв.м кафе, закусочные, столовые (доготовочные, на полуфабрикатах без или с ограниченным ассортиментом алкогольных напитков) в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 300 кв.м, индивидуальное обслуживание клиентов на первом этаже многоквартирного дома, при условии, что общая площадь заведения не превышает 250 кв.м, индивидуальное обслуживание клиентов в одноэтажной пристройке к многоквартирному дому, при условии, что общая площадь заведения не превышает 200 кв.м, один отдельностоящий или встроенный гараж или одно место парковки для каждых четырех жилых единиц на земельных участках многоквартирных домов, 1 место парковки на каждые 20 кв. м помещений учреждений обслуживания, офисов, поликлиник, киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения, общественные туалеты на участках не более 60 кв.м отделения милиции, станции скорой помощи.
Виды использования недвижимости, которые требуют специального согласования: многоквартирные дома свыше 9 этажей в пределах исторической части города, гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, заведения среднего специального образования, спортзалы, бассейны открытые и закрытые, кинотеатры, видеосалоны, больницы, госпитали общего типа, мастерские по изготовлению мелких поделок по индивидуальным заказам (столярные изделия, изделия художественного литья, кузнечно-кованые изделия), торговые центры, выставки товаров в зданиях общей площадью не более 600 кв.м, на участках площадью не более 800 кв.м, рынки открытые и закрытые, рестораны, бары (с предложением алкогольных напитков), офисы, конторы различных организаций, фирм, компаний издательства и редакционные офисы, компьютерные центры, автозаправочные станции.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки фактически заняты принадлежащими обществу 17 нежилыми помещениями, площадью 10 706, 5 кв.м.
Как указывает инспекция, при проведении проверки земельных участков с кадастровыми номерами: 63:01:607001:355, 63:01:607001:360, 63:01:607001:364 установлено, что фактическое использование земельного участка - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Из пояснений налоговых органов следует, что кадастровая стоимость спорных земельных участков определена постановлением N 610, исходя из вида разрешенного использования, внесенного в государственный кадастр недвижимости - "занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией". Делая вывод о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы, инспекция исходила из того, что общество использовало вышеназванный земельный участок с нарушением разрешенного вида деятельности.
По мнению инспекции, в рассматриваемой ситуации, налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду, уменьшая налоговую базу по земельному налогу за счет применения кадастровой стоимости земельного участка без учета его фактического использования. При этом инспекция ссылается на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", согласно которому под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности в следствие, в том числе, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки. Доначисляя налогоплательщику земельный налог, налоговый орган применил в целях формирования налогооблагаемой базы значения удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденные постановлением N 610, соответствующие фактическому использованию спорного земельного участка.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 17 нежилых помещений, площадью 10 706, 5 кв.м, расположенных на спорных земельных участках, действительно используются обществом для размещения центра, что подтверждается заключенными обществом договорами аренды нежилых помещений (т.3, л.д.109-180). Так, ООО "Старт" были заключены договоры аренды с ООО "Фестум" на 213,3 кв.м, с ООО "Самарский региональный общественный благотворительный фонд "Культурное наследие" - 107 кв.м, с ИП Золоторевич Т.В. - 97,2 кв.м, с ООО "Металлопродукция" - 23,3 кв.м., итого на общую площадь - 440,8 кв.м.
Договором аренды с ООО "Рандом-93" в аренду переданы сети, а не помещения. Итого из 10 706,5 кв.м помещений было сдано в аренду 440,8 кв.м, то есть, 4,1 %. Остальные площади реконструируются, не используются, в аренду не сдаются.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2 ст.390 НК РФ).
При этом порядок исчисления земельного налога не связан с объектами недвижимости, расположенными на земельном участке.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п.2 ст.66 ЗК РФ).
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусмотрено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Самарской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:607001:355 была утверждена постановлением N 610 в размере 2390854, 14 руб., земельного участка с кадастровым номером 63:01:607001:360 в размере - 1797597, 20 руб., земельного участка с кадастровым номером 63:01:607001:364 в размере - 179434, 32 руб.
Для целей налогообложения постановление N 610 вступило в силу с 01 января 2014 года.
Из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 следует, что в полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
Постановление N 610 в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:607001:355, 63:01:607001:360, 63:01:607001:364 в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным. Кадастровая стоимость
вышеназванных земельных участков, установленная по состоянию на 01.01.2015, в проверяемом налоговом периоде в установленном законом порядке не изменялась и не пересматривалась.
Таким образом, налоговый орган при вынесении решения не вправе был по своему усмотрению определять кадастровую стоимость спорного земельного участка в ином размере, чем указано в государственном кадастре недвижимости, а также кадастровой справке, выданной налогоплательщику уполномоченным государственным органом в области кадастра недвижимости по состоянию на 01.01.2015.
У налоговых органов отсутствует право самостоятельно определять (изменять) кадастровую стоимость земельного участка для исчисления земельного налога. До тех пор пока в установленном законом порядке не будет изменена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего обществу, и сведения о новой (измененной) кадастровой стоимости не будут внесены в государственный кадастр недвижимости, рассчитанная инспекцией иная стоимость, не может считаться кадастровой стоимостью и соответственно не может применяться в целях налогообложения.
Судом первой инстанции отклонен довод инспекции о том, что недостоверная кадастровая стоимость земельного участка обусловлена недобросовестном поведением налогоплательщика, который обязан был, по мнению инспекции, привести вид разрешенного использования, содержащийся в государственном кадастре недвижимости в соответствие с фактическим видом использования.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
Вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Обязанности собственников земельных участков определены статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, в силу указанной нормы собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. При этом ни указанной нормой, ни иными нормами земельного и градостроительного законодательства не предусмотрена обязанность землепользователей приводить вид разрешенного использования, содержащийся в государственном кадастре недвижимости в соответствие с фактическим видом использования.
В силу части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации землепользователь вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбирать вид использования земельного участка исходя из основных и вспомогательных видов разрешенного использования, определенных градостроительным регламентом. При этом вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 3 части 1 названной статьи).
Как видно из материалов дела, действующие градостроительные зоны Ц-3, Ж-4, в которых в настоящее время находятся спорные земельные участки, не предполагюет в качестве основного вида использования размещение торговых центров.
Таким образом, у налогоплательщика отсутствует возможность самостоятельно выбирать вышеназванный вид использования и обратиться в органы кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что установление территориальных зон и определение их градостроительных регламентов отнесено к компетенции соответствующих публичных органов. У землепользователя нет обязанности инициировать изменение градостроительных регламентов. При этом не градостроительные регламенты должны приводиться в соответствие с фактическим видом использования земельных участков, а землепользование должно осуществляться в соответствии с видами разрешенного использования, определенными в градостроительных регламентах. Правовые последствия нецелевого использования земельного участка заключаются в возможности привлечения недобросовестного землепользователя к предусмотренной законом ответственности (статья 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также в выдаче соответствующими надзорными органами предписаний о прекращении противоправных действий землепользователей.
Однако документальные доказательства привлечения недобросовестного землепользователя к предусмотренной законом ответственности (статья 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также предписания о прекращении противоправных действий землепользователей в материалы дела в отношении общества не представлялись. При этом суд первой инстанции учёл, что в целях совершенствования порядка регулирования землепользования и застройки, к коим можно отнести и рассматриваемую ситуацию, изменение правил землепользования и застройки в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации может быть инициировано органами местного самоуправления.
Оценив обстоятельства дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что при определении налогооблагаемой базы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:607001:355, 63:01:607001:360, 63:01:607001:364 в 2015 году, следует руководствоваться его кадастровой стоимостью, установленной постановлением N 610.
С учетом изложенного оспариваемое суд первой инстанции посчитал, что решение инспекции не соответствует вышеназванным правовым нормам и нарушает права и законные интересы заявителя, и признал оспариваемое решение инспекции незаконным и возложил на инспекцию обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Ссылка в апелляционной жалобе на акты установления фактического использования земельных участков, согласно которым спорные участки расположены в зоне Ц-2, необоснованна, так как суд первой инстанции правомерно руководствовался выписками из ИСОГД г.о. Самара при определении зон, в которых находятся спорные земельные участки.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 29 декабря 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налоговых органов - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина налоговыми органами в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2017 года по делу N А55-4995/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.