г. Пермь |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А60-58132/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Габовой Е.А.,
при участии:
от истца и от ответчика, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Департамента лесного хозяйства Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 декабря 2017 года
по делу N А60-58132/2017,
принятое судьей К.Н. Смагиным,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полдневской карьер" (ОГРН 1126686001606, ИНН 6686001510)
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
о признании незаконными действий по изменению целевого назначения арендованного заявителем земельного участка,
установил:
ООО "Полдневской карьер" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (далее - ответчик) о признании незаконными действий по изменению целевого назначения арендованного заявителем лесного участка в пределах квартала 41 части выделов 34, 48, 49, 64, 66, 69, 70, 72 и выделов 45-47, 50, 51, 54, 65, 67, 68, 71 с "Эксплуатационный лес" на "Лесопарковая зона" и просит обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения путем изменения целевого назначения арендованного им лесного участка в пределах квартала 41 части выделов 34, 48, 49, 64, 66, 69, 70, 72 и выделов 45-47, 50, 51, 54, 65, 67, 68, 71 с "Лесопарковая зона" на "Эксплуатационный лес".
Решением Арбитражный суд Свердловской области от 25 декабря 2017 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что суд не до конца изучил представленные материалы, что повлекло неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что изменение целевого назначения квартала 41 (выделы 34, 45-51, 54, 64-72) общей площадью 60,3 га осуществлено в соответствии и на основании постановления Правительства Свердловской области от 16.12.2013 N 1530-ПП "Об изменении и установлении границ лесопарковой зоны и зеленой зоны в границах Березовского лесничества Свердловской области", согласно которому вышеуказанный участок использован в качестве компенсации и отнесен к лесопарковым зонам.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
В судебное заседание истец и ответчик, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.05.2013 между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (арендодатель) и ООО "ПОЛДНЕВСКОЙ КАРЬЕР" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 45/13-з, в соответствии с которым заявителю представлен лесной участок для разработки месторождения полезных ископаемых (для добычи гранитов) на срок 21 год общей площадью 152,09 га, расположенный" в границах: Свердловская область, Березовское лесничество, Среднеуральское участковое лесничество, Среднеуральский участок в квартале 41 части выделов 7, 24, 26, 28, 29, 33, 34, 36, 37, 48, 49, 63, 64, 66, 69, 70, 72, 73, 74, 75, выделы 30, 31, 32, 35, 38, 39, 40, 45, 46, 47, 50, 51, 52, 53, 54, 65, 67, 68, 71.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 24.05.2013 (приложение N 5 к договору).
29.10.2013 было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору.
Договор аренды и дополнительное соглашение зарегистрированы в установленном законом порядке.
06.05.2014 приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области N 607 утверждено положительное заключение экспертной комиссии по проекту освоения лесов.
18.09.2017 заявителем получено письмо Департамента лесного хозяйства Свердловской области N 24-07-06/7825, в котором указано об изменении характеристик насаждений лесного участка, переданного в аренду, а также о необходимости приведения договора в соответствие с лесохозяйственным регламентом.
10.10.2017 заявителем получена выписка из Государственного лесного реестра, согласно которой часть лесов из эксплуатационных переведена заинтересованным лицом в одностороннем порядке в защитные леса - лесопарковые зоны. Такой перевод совершен в отношении квартала 41 части выделов 34, 48, 49, 64, 66, 69, 70, 72 и выделов 45- 47, 50, 51, 54, 65, 67, 68, 71.
Считая действия Департамента лесного хозяйства Свердловской области по изменению целевого назначения лесного участка в пределах квартала 41 части выделов 34, 48, 49, 64, 66, 69, 70, 72 и выделов 45-47, 50, 51, 54, 65, 67, 68, 71 с "Эксплуатационный лес" на "Лесопарковая зона" незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных Лесным кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение Лесного кодекса, других Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (пункт 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации). Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
В силу ст. 10 Лесного кодекса, леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются ст. 102 - 109 данного Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 21 Лесного кодекса защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса).
Статьей 102 Лесного кодекса установлено, что к защитным лесам относятся лесопарковые зоны (пункт в.1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 6 ст. 102 Лесного кодекса отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 настоящего Кодекса.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений статья 82 ЛК РФ относит в том числе полномочия по определению функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 39 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ является исключительным полномочием органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
В силу пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736, Рослесхоз осуществляет отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации) и выделение особо защитных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ.
Согласно пункту 10.14 названного положения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Рослесхоз издает приказы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Учитывая изложенные нормы, только Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) вправе принять решение о признании городским лесом (защитным лесом) растительности на территории населенного пункта.
Границы эксплуатационных, защитных и резервных лесов устанавливаются по результатам лесоустройства.
Согласно статье 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 этого Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации под лесоустройством понимается, в том числе, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются Лесоустроительной инструкцией (утверждена приказом Рослесхоза N 516 от 12.12.2011). В силу пункта 23 которой, границы зеленых зон и лесопарковых зон устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" (далее - Положение N1007).
Положением N 1007 установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Однако Департаментом лесного хозяйства Свердловской области не был представлен приказ об отнесении указанных эксплуатационных лесов к защитным лесам (пункты 5.4.4 и 10.14 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736), а также документации по изменению границ лесопарковой зоны и зеленой зоны, порядок и необходимость наличия которой установлено статьями 67 и 68 Лесного кодекса Российской Федерации, Положением N1007 и Лесоустроительной инструкцией.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что заинтересованным лицом не соблюдена процедура по изменению границ лесопарковой зоны и зеленой зоны, изменению категории защитности лесного, поскольку заявитель о такой процедуре не уведомлялся.
Судом установлено, что в соответствии с приложениями N 2, 3, 5, 6 к договору аренды целевое назначение лесов - эксплуатационные леса. Проектом освоения лесов на арендуемом лесном участке предусматривается размещение карьера для добычи гранитов, согласно ранее полученной арендатором лицензии.
Изменение целевого назначения арендуемых лесных участков влечет для заявителя запрет на добычу гранитов в границах измененных участков согласно части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, которая запрещает в лесопарковых зонах разработку месторождений полезных ископаемых, и увеличение арендной платы в связи с изменением коэффициента защитности, что не предусмотрено договором аренды лесного участка
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанции, которые были рассмотрены судом и правомерно отклонены. Заявленные доводы выражают несогласие заявителя с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и содержат его собственное мнение относительно данных обстоятельств, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК.
При этом, не совершение заявителем процессуальных действий относительно доказательств по делу в арбитражном суде первой инстанции (ст. ст. 9, 65 АПК РФ) не должно влиять на результаты рассмотрения его апелляционной жалобы с учетом компетенции арбитражного суда апелляционной инстанции по пересмотру судебного акта суда нижестоящей инстанции (ст. 268 АПК РФ) и надлежащим образом установленных по делу обстоятельств, подтвержденных достаточной в своей совокупности доказательственной базой.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст.270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взыскивается с заявителя согласно ст.110 АПК РФ.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 декабря 2017 года по делу N А60-58132/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.М. Жукова |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.