город Омск |
|
22 марта 2018 г. |
А46-17158/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Семёновой Т.П., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1001/2018) общества с ограниченной ответственностью "СибЛидерТранс" на решение Арбитражного суда Омской области от 27 декабря 2017 года по делу N А46-17158/2017 (судья Голобородько Н.А.), по иску общества с ограниченной ответственностью "Ньювэй" (ОГРН 1125543054780, ИНН 5503238464) к обществу с ограниченной ответственностью "СибЛидерТранс" (ОГРН 1125543044791, ИНН 5507232713), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, индивидуального предпринимателя Дорофеева Вадима Николаевича, о взыскании 153 100 руб. 19 коп.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "СибЛидерТранс" - представитель Эккерт С.Г. по доверенности N 1 от 01.01.2018 сроком действия один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Ньювэй" - представитель Гусева И.В. по доверенности N 143-НВ от 23.08.2017 сроком действия один год,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ньювэй" (далее - ООО "Ньювэй", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СибЛидерТранс" (далее - ООО "СибЛидерТранс", ответчик) о взыскании 153 100 руб. 19 коп. убытков в размере стоимости поврежденного при перевозке груза.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Дорофеев Вадим Николаевич (далее - предприниматель Дорофеев В.Н., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27 декабря 2017 года по делу N А46-17158/2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "СибЛидерТранс" в апелляционной жалобе просить его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что несоблюдение температурного режима перевозки не находится в прямой причинно-следственной связи с возникшими убытками, а также наличием обстоятельств непреодолимой силы. Полагает, что наличие форс-мажорных обстоятельств подтверждается материалами дела, однако судом первой инстанции не дана их оценка. Считает, что ответственность за порчу груза следует возложить на истца, как на лицо, нарушившее требования к перевозке грузов в части выбора ненадлежащего типа транспортного средства. Подробно доводы изложены в жалобе.
От ООО "Ньювэй" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель Дорофеев В.Н., извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку в судебное заседание не обеспечил.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции размещена на сайте суда в сети Интернет (пункт 1 статьи 121 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель истца высказывался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыв на неё, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены принятого судом первой инстанции решения.
Между ООО "СибЛидерТранс" (Исполнитель) и ООО "Ньювэй" (Заказчик) заключен договор транспортной экспедиции от 08.05.2015, по условиям которого исполнитель обязался выполнить комплекс услуг по организации перевозок грузов автомобильным транспортом в порядке и объёмах, определённых заявками заказчика и условиями настоящего договора (л.д.13-17).
На основании договора об организации автомобильных перевозок, заключённого с открытым акционерным обществом "Сладонеж" (далее - ОАО "Сладонеж"), ООО "Ньювэй" по заявке N 956 от 14.06.2017 обязалось организовать перевозку кондитерских изделий по маршруту город Омск - город Уфа.
14.06.2017 ООО "Ньювэй" и ООО "СибЛидерТранс" была согласована заявка на перевозку груза (кондитерские изделия) N 956 по маршруту город Омск - Республика Башкортостан. Способ погрузки, разгрузки стороны согласовали следующий: задний, тент. В графе "Дополнение" указано: "Не подвергать воздействию влаги" (л.д. 18).
В свою очередь, 16.06.2017 ООО "СибЛидерТранс" заключило договор с предпринимателем Дорофеевым В.Н., в рамках которого ответчик и третье лицо, на основании договора-заявки N 1077 от 14.06.2017 согласовали междугороднюю перевозку по маршруту Омск - Уфа кондитерских изделий; грузополучателем указано общество с ограниченной ответственностью "ТК "Регион" (далее - ООО "ТК "Регион") (л.д. 66-70).
Истец указывает, что доставка груза была организована ответчиком ненадлежащим образом, поскольку в пункте разгрузки товара грузополучателем (ООО "ТК "Регион") обнаружена некачественная продукция, а именно, мокрые коробки в количестве 390 штук, о чём составлен акт N 1/20 приёмки товара от 20.06.2017 и сделана отметка в товарно-транспортной накладной N 20327 от 17.06.2017 о составлении акта (л.д. 23-26).
Согласно представленным документам стоимость ущерба, причинённого ОАО "Сладонеж" в результате повреждения груза, составила 153 100 руб. 19 коп. (л.д. 27-31).
ОАО "Сладонеж" направило в адрес ООО "Ньювэй" претензию N 440 от 23.06.2017 с требованием о возмещении причинённого ущерба на сумму 153 100 руб. 19 коп. (л.д. 32-33), которая была удовлетворена истцом путем перечисления денежных средств по платёжному поручению N 1622 от 31.07.2017 (л.д. 35)
ООО "Ньювэй", в свою очередь, направило в адрес ООО "СибЛидерТранс претензию N 391 от 28.06.2017 (л.д. 37) о возмещении причинённого ущерба в указанном размере.
В ответе N 92 от 23.08.2017 (л.д. 38) ООО "СибЛидерТранс" отказало в удовлетворении требований по претензии, ссылаясь на то, что транспортное средство, предоставленное исполнителем для перевозки соответствовало условиям договора. Также указал на неблагоприятные погодные условия в период перевозки спорного груза и указал, что обязанность по обеспечению надлежащей упаковки груза лежит на грузоотправителе.
При таких обстоятельствах истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Согласно пункту 1 статьи 803 ГК РФ и статье 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
По условиям статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства; убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
По правилам статьи 805 ГК РФ, если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
Пунктом 2 статьи 12 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрено, что право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
Экспедитор несет ответственность в виде возмещения реального ущерба за порчу груза в силу статьи 803 ГК РФ и статьи 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности без вины (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается, что ответчик приступил к выполнению своих обязанностей по договору 08.05.2015.
Представленными в дело доказательствами (акт N 1/20 от 20.06.2017, товарно-транспортная накладная N 20327 от 17.06.2017, претензионная переписка) подтверждается, и лицами, участвующими в деле не оспаривается факт повреждения переданного к перевозке груза (кондитерских изделий).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ООО "СибЛидерТранс" указывает, что в данном случае экспедитор освобождается от ответственности в виде возмещения убытков, поскольку порча груза произошла вследствие обстоятельств, на которые последний повлиять не мог (обстоятельства непреодолимой силы), а именно: неблагоприятных погодных условий.
Согласно статье 401 ГК РФ экспедитор освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Бремя доказывания этих обстоятельств возлагается на экспедитора. Указанное правило означает применение презумпции виновности нарушителя.
В подтверждение приведённых доводов, ответчик ссылается в том числе, на представленное третьим лицом заключение от 12.12.2017, подготовленное Уральской торгово-промышленной палатой (л.д. 143-147).
Из заключения от 12.12.2017 следует, в период осуществления перевозки груза сложились неблагоприятные погодные явления: грозы, усиление ветра (шторм), сильный дождь, которые квалифицированы специалистом как обстоятельства непреодолимой силы, оказавшие непосредственное влияние на исполнение обязательств по договору транспортной экспедиции от 16.06.2017, заключённому между ООО "СибЛидерТранс" и предпринимателем Дорофеевым В.Н. (л.д. 147).
Наличие неблагоприятных погодных условий в период перевозки груза следует также из иных документов, имеющихся в материалах дела (л.д. 39-40, 23-26, 41, 130-135), лицами, участвующими в деле не оспаривается.
Действительно, представленные документы подтверждают факт неблагоприятных погодных условий, однако не являются доказательством существования причинной связи между погодными условиями и намоканием груза.
Как следует из объяснений водителя Туникова И.В., "18.06.2017, проезжая по Курганской области, попал в циклон, сопровождающийся сильным боковым ветром, дождем, градом и грозой. В этот момент произошло боковое задувание под клапан крыши тента воды, которая попала на коробки с кондитерскими изделиями, в результате чего и произошло намокание груза".
Объяснения водителя об обстоятельствах порчи груза зафиксированы также в акте N 1/20 приемки товара от 20.06.2017 и в представленном ответчиком заключении (л.д. 23-26, 145).
Таким образом, причиной намокания товара (кондитерских изделий) послужило затекание воды через крышу тента транспортного средства.
Между тем, указанное обстоятельство (затекание воды) по смыслу пункта 1 статьи 7 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, не является обстоятельством, которое экспедитор не мог предотвратить и устранение которого от него не зависело.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, ответчик заранее был проинформирован о специфике и виде перевозимого груза, что подтверждается заявкой к ответчику на организацию отправки груза N 956 от 14.06.2017. Более того, в заявке указано: "Не подвергать воздействию влаги". Как профессиональный участник правоотношений в сфере экспедиторского обеспечения перевозок груза, ответчик должен был учесть специфику перевозимого товара и проследить за внешними факторами, которые могут повлиять на ухудшение перевозимого груза в пути (в т.ч. погодные условия, режим перевозки и т.п.). Однако ответчиком это сделано не было.
Доказательств того, что вследствие неблагоприятных погодных условий возникла невозможность обеспечения сохранности перевозимого груза, заявитель не представил.
Доводы ответчика о том, что истцом были нарушены требования к условиям перевозки груза, в частности, в заявке указан тип транспортного средства, не предусмотренного для перевозки кондитерских изделий, в связи с чем ответственность за его порчу лежит на грузоотправителе, суд апелляционной инстанции не принимает в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 заказ (заявка) подается грузоотправителем перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).
Как пояснил в апелляционной жалобе ответчик, водитель выразил несогласие с условиями погрузки груза, поскольку "продукция была вложена в картонные коробки прямо на пол кузова, поддоны отсутствовали совсем".
В тоже время, ответчик, являясь профессиональным участником правоотношений в сфере экспедиторского обеспечения перевозок груза, и полагая, что нарушены обязательные требования к перевозке груза, относящегося к "кондитерским изделиям", не заявил отказ от исполнения обязательств на условиях по перевозке груза, предложенных грузоотправителем.
Доказательств того, что при перевозке груза в условиях, на которые ссылается ответчик, и при установленных выше причинах намокания груза (затекание воды через клапан крыши тента) повреждение товара бы не произошло, материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что ответчик может быть освобожден от ответственности за повреждение груза.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьи 71 АПК РФ на основании представленных доказательств арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Статьей 65 АПК РФ установлена обязанность сторон доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ)
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, о том, что в настоящем случае ответственность за повреждение перевозимого груза перед истцом должен нести ответчик.
Как указывалось выше, стоимость ущерба определена в размере 153 100 руб. 19 коп., заявителем не оспаривается.
Поскольку доказательств возмещения указанной стоимости поврежденного груза ответчиком в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование ООО "Ньювэй" о взыскании с ООО "СибЛидерТранс" 153 100 руб. 19 коп. убытков.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта, принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ответчика.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 27 декабря 2017 года по делу N А46-17158/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Т.П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.