г. Москва |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А41-827/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Плетнева О.Н. (по доверенности от 08.09.2017),
от заинтересованного лица по делу - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Начкебия А.О. (по доверенности от 29.12.2017),
от третьего лица по делу - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2017 по делу N А41-827/17, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании решения незаконным, третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, управление) от 12.10.2016 г. N 50-50/001-50/001/002/2016-45 об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151527, а также об обязании Управления внести в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151527.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.12.2017 заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проводится в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что из представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151527, площадью 285 036 кв. м.
Управлением Росреестра по Московской области государственная регистрация права на указанный земельный участок была приостановлена, что подтверждается уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 09.09.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-45, в связи с тем, что на государственную регистрацию не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:216, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151527, а также не представлены документы, подтверждающие размещение на указанном участке объектов федерального железнодорожного транспорта, ограниченными в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ, а также железнодорожных станций и вокзалов.
Решением Управления Росреестра по Московской области от 12.10.2016 N 50-50/001-50/001/002/2016-45 отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151527 в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации.
Посчитав отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок не обоснованным, не соответствующим закону и нарушающим права Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа Управления в государственной регистрации незаконным и об обязании внести в ЕГРП запись о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151527.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года N 66, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4.1.24 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009 года N 66, предусмотрено, что Территориальный орган самостоятельно выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации:
а) права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, в том числе составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним;
б) права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в в ред., действовавшей на даты вынесения оспариваемого отказа) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. При этом регистрационным округом согласно ст. 1 указанного Закона является территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с положениями статей 16 - 18 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав проводится при наличии оснований для государственной регистрации, на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения и которые в свою очередь должны соответствовать требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам.
Пунктом 1 статьи 17 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы в соответствии со вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции или арбитражных судов (исполнительные листы предоставляются государственному регистратору совместно с решениями третейских судов);
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации прав установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Отказ Управления Росреестра по Московской области в государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок мотивирован тем, что не представлено доказательств, подтверждающих факт принадлежности спорных земельных участков к федеральной собственности, а также доказательств того, что на участках распложены объекты федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 4 указанного Закона земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Между тем, как верно установлено судом первой инстанции, в дело представлен кадастровый паспорт от 22.06.2015 земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:151527, в котором указан предыдущий его номер - 50:23:0000000:216, разрешенное использование: для полосы отвода ж. д. линии Москва-Рязань (л.д. 17).
Согласно п. п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25.08.1995 N 153-ФЗ (в действовавшей редакции) землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
ОАО "РЖД" при рассмотрении настоящего дела указало, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151527 является ранее возникшим правом, в силу действовавшего Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", ссылаясь при этом на кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:23:0000000:151527, в котором указан предыдущий его номер - 50:23:0000000:216 и разрешенное использование: для полосы отвода ж/д линии Москва-Рязань.
Также в регистрирующий орган представлено свидетельство о государственной регистрации права ОАО "РЖД" на производственно-технологический комплекс Голутвинской дистанции пути от 20.05.2008 НВ N 409963, с приложением (л.д. 18-29).
Как верно установлено судом первой инстанции, данное обстоятельство не было учтено Управлением Росреестра по Московской области при вынесении оспариваемого решения.
Кроме того, согласно п. 4 раздела IV приложения I Постановления Верховного Суда РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к объектам, исключительно относящимся к Федеральной собственности, относятся "предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации".
Таким образом, в силу прямого указания закона земли, занятые объектами производственно-технологического комплекса Голутвинской дистанции пути, являются собственностью Российской Федерации.
Следовательно, доводы заявителя апелляционной жалобы на то, что заявителем не были представлены доказательства нахождения объектов недвижимости на спорном участке, подлежат отклонению.
При этом, судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемый отказ в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок нарушает права и законные интересы ОАО "РЖД", поскольку последний является правообладателем объектов, расположенных на указанном земельном участке.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 50:23:0000000:151527, в связи с чем, пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2017 по делу N А41-827/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.