г. Москва |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А41-67029/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Муриной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Бегларяном А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Теплосети" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2017, принятое судьей Солдатовым Р.С., по делу N А41-67029/17 по исковому заявлению ООО "Скопасервис" к ООО "Теплосети" о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в заседании:
от ООО "Теплосети" - Чепасова А.А., доверенность N 610 от 16.06.2016; Силаева С.В., доверенность N 169 от 13.02.2017;
от ООО "Скопасервис" - Чернозипунникова О.В., доверенность N 01-2 от 29.12.2017;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Скопасервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о взыскании с ООО "Теплосети" неосновательного обогащения по договору теплоснабжения N 303 от 01.01.2018 за период с 01.07.2014 по 31.01.20017 в размере 815 690,27 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.12.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Теплосети" обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просило решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта по делу.
Как следует из материалов дела, между ООО "Теплосети" и ООО "Скопасервис" заключен договор теплоснабжения N 303 от 01.01.2008 г., действующий до настоящего времени.
Согласно п. 1.1 договора ООО "Теплосети" обязуется подавать ООО "Скопасервис" через присоединенную сеть тепловую энергию на теплоснабжение многоквартирного дома (МКД), находящегося под управлением ООО "Скопасервис", а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, истец полагает, что выставление счетов со стороны теплосети на оплату горячего водоснабжения по прибору учета (ОДПУ), учитывающему ресурс повой энергии в Гкал, без применения показаний ОДПУ, учитывающему объем горячего водоснабжения в куб.м. и норматив подогрева воды является необоснованным.
В обоснование исковых требований истец указал, что по договору теплоснабжения N 303 от 01.01.2008 г. за период с 01.07.2014 по 31 01 2017 общий объем (количество) поставленной тепловой энергии составляет: 1 048,13 Гкал, на сумму 2 ПО 535, 12 руб., тогда как сумма, начисленная населению расчетными центрами за тепловую энергию в составе ГВС составила: 1 294 844, 87 руб. т.е. сумма 815 690, 25 руб. была необоснованно выставлена к оплате в отношении ООО "Скопасервис".
На основании вышеизложенного, ООО "Скопасервис" обратилось с иском в арбитражный суд Московской области о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 815 690, 25 руб.
В данном случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее - МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 п. 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (Правилами, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124)).
По общему правилу, если иное не установлено законом, возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, не допускается.
Приложением N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения.
В соответствии п.п. "в" п. 21 Правил N 124, п. 42 (1) Правил N 354, п. 2(1) Приложения N 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле, которая содержит S общая площадь жилого дома (жилых, нежилых помещений), N - Норматив потребления коммунальной услуги, Ткр - тариф на коммунальный ресурс.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-e жилое или нежилое помещение (СНодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Данный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2018 N 305-ЭС 17-15601 по делу N А41-34349/2016.
Указанный порядок не противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающей применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Изменениями, внесенными в Правила N 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил N 306, при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами N 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления", с 01.01.2015 применяются нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, действующие в муниципальных образованиях Московской области. Постановлением N 4566 главы городского округа Железнодорожный от 27.11.2009 в части на подогрев воды утвержден норматив - 0,056 Гкал/куб.м. воды.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.
При вышеуказанных обстоятельствах, принимая во внимание расчет истца, не опровергнутый ответчиком, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в связи с необоснованным взиманием с истца оплаты за тепловую энергию, используемую для предоставления услуг горячего водоснабжения, без учета нормативов подогрева воды, на стороне ответчика образовалась неосновательное обогащение в размере 815 690 руб. 27 коп. за период с 01.07.2014 по 31.01.2017.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании неосновательного обогащения, в связи с чем, апелляционная жалобы удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12.12.2017 по делу N А41-67029/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.