г. Хабаровск |
|
21 марта 2018 г. |
А37-2335/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное): не явились;
от Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 30": не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное)
на решение от 22.01.2018 по делу N А37-2335/2017
Арбитражного суда Магаданской области, принятое судьей Минеевой А.А.,
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное)
к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению "Гимназия N 30"
о взыскании финансовых санкций в размере 53 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (далее - заявитель, учреждение, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о взыскании с Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Гимназия N 30" (далее - гимназия, МАОУ "Гимназия N30", страхователь) финансовых санкций в размере 53 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за август 2016 года.
Решением суда от 22.01.2018 с МАОУ "Гимназия N 30" взыскан штраф в сумме 1 000 руб., в остальной части отказано по мотиву того, что судом установлены смягчающие вину обстоятельства.
Не согласившись с данным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя, со стороны гимназии имело место повторное нарушение установленных законом сроков представления сведений о застрахованных лицах, что является обстоятельством, отягчающим вину страхователя и должно учитываться при определении размера штрафа.
В отзыве МАОУ "Гимназия N 30" просило судебный акт оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Повторно исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов жалобы с учетом отзыва, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, гимназия является страхователем и обязана представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе, сведения по форме СЗВ-М о работающих у нее застрахованных лицах в соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования)" (далее-Закон N 27-ФЗ).
Сведения по форме СЗВ-М в отношении 106 застрахованных лиц за август 2016 года представлены гимназией 13.09.2017 с нарушением установленного Закона срока (не позднее 12.09.2016), в связи с чем, решением от 13.02.2017 N 059S19170000214 последняя привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 53 000 руб.
МАОУ "Гимназия N 30" направлено требование от 10.04.2017 N 059S01170252503 об уплате финансовых санкций в срок до 10.05.2017.
Поскольку в добровольном порядке требование не исполнено, учреждение обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФ РФ) документы и сведения о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных - названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Рассмотрев спор, арбитражный суд пришел к выводу, что порядок и сроки привлечения к ответственности заявителем соблюдены, в связи с чем признал правомерным требование Пенсионного фонда, адресованное страхователю. В данной части судебный акт не оспаривается.
Вместе с тем, арбитражный суд счел возможным снизить сумму финансовых санкций до 1 000 руб.
Возражения заявителя жалобы направлены на несогласие с данным выводом.
Из решения Пенсионного фонда видно, что сумма финансовых санкций исчислена согласно размеру, установленному статьей 17 Закона N 27-ФЗ, и составляет 53 000 руб.
Статья 17 данного Закона не предусматривает возможность выявлять обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения при вынесении руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации соответствующего решения.
Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришел к тому, что имеется незначительный пропуск срока представления отчетности - 1 день, а также отсутствие умысла на совершение правонарушения.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом арбитражного суда о наличии смягчающих ответственность обстоятельств. При этом отмечает, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку в данном случае установлено отсутствие каких-либо негативных последствий для личности, общественных отношений и бюджета, состав правонарушения имеет формальный характер, страхователь отнесен к категории социально значимых, вторая инстанция полагает справедливым и обоснованным признание судом первой инстанции возможность снижения размера финансовых санкций в сумме до 1 000 руб.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 22.01.2018 по делу N А37-2335/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.