город Ростов-на-Дону |
|
22 марта 2018 г. |
дело N А53-22116/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Новик В.Л.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель Ануфриев А.А., паспорт, по доверенности от 06.04.2017;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростоввагонпром"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.12.2017 по делу N А53-22116/2017 (судья Димитриев М.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ростоввагонпром" (ИНН 6154129950, ОГРН 1136154009155)
к ответчику Комитету по управлению имуществом Каменского района (ИНН 6114004987, ОГРН 1036114000229)
об изменении условий договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ростоввагонпром" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом Каменского района (далее - ответчик) о применении базовой ставки арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости для расчета арендной платы следующим дополнительным соглашениям:
- от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка N 71 от 01.10.2012 (с кадастровым номером 61:15:06020101:1440), -от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка N 71-1 от 01.10.2012 (с кадастровым номером 61:15:06020101:1449), -от 30.03.2015 к договору аренды земельного участка N 2 от 23.01.2008 (с кадастровым номером 61:15:0601601:134);
- обязать КУИ Каменского района Ростовской области произвести перерасчет начисленной и предъявленной к оплате арендной платы с учетом базовой ставки арендной платы 0,7% от кадастровой стоимости 2016 год и 2017 год по следующим дополнительным соглашениям:
- от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка N 71 от 01.10.2012 (с кадастровым номером 61:15:06020101:1440), -от 01.04.2015 к договору аренды земельного участка N 71-1 от 01.10.2012 (с кадастровым номером 61:15:06020101:1449), -от 30.03.2015 к договору аренды земельного участка N 2 от 23.01.2008 (с кадастровым номером 61:15:0601601:134) (уточненные требования в порядке ст. 49 АПК РФ, л.д. 3-4, т. 2).
Решением от 18.12.2017 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 18.12.2017, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что арендная плата за земельные участки рассчитана арендодателем с применением высокой базовой ставки арендной платы 8,5% от кадастровой стоимости земельного участка. Согласно Решению Каменского районного Собрания депутатов N 229 от 25 марта 2015 г. базовая ставка арендной платы в размере 8,5% предусмотрена для земель, на которых расположены производственные и административные здания, сооружения промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок на территории сельского поселения. Фактически на данном земельном участке находятся артезианские скважины, трубопроводные сети и иные объекты, используемые для водоснабжения и приема стоков г. Каменска-Шахтинского. Согласно Решению Каменского районного Собрания депутатов N 229 от 25 марта 2015 г. Пункт 2 Приложения N2 базовая ставка 0,7% от кадастровой стоимости устанавливается для земельного участка, предоставленного для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, не более 0,7% от кадастровой стоимости таких земельных участков. Истец неоднократно обращался в Комитет по управлению имуществом Каменского района по вопросу изменения разрешенного вида использования. Никакой производственной деятельности на участках не осуществляется, а несоответствие в Правилах застройки и землепользования Красновского сельского поселения и фактически имеющегося разрешенного использования участков - для производственной деятельности судом первой инстанции не учтено.
В судебное заседание ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, а также ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, которое судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено.
Представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, истец по договору купли-продажи приобрел объекты ЖКХ: водозабор, скважины, очистные сооружения. Данные объекты расположены на муниципальных землях Каменского района Ростовской области.
01.04.2015 между истцом и администрацией Красновского поселения Каменского района Ростовской области были заключены дополнительные соглашения к договорам аренды земельных участков N 71 от 01.10.2012 на земельный участок с кадастровым номером 61:15:06020101:1440; N 71-1 от 01.10.2012 на земельный участок с кадастровым номером 61:15:06020101:1449 и с администрацией Астаховского сельского поселения дополнительное соглашение от 30 марта 2015 к договору аренды земельного участка от 23.01.2008 N 2 на земельный участок с кадастровым номером 61:15:0601601:134.
При расчете арендной платы за земельные участки относительно арендованных нами участков арендная плата рассчитана арендодателем следующим образом:
- по договору N 71 от 01.10.2012 за 2015 год: А=КС(10 672060,58)xКинд2015 (1,055)xСб(0,085)=957 017,03 руб. в год (за участок площадью 6,6 га);
- по договору N 71-1 от 01.10.2012 за 2015 год: А=КС(5362857,77)xКинд2015 (1,055)xСб(0,085)=480 914,27 руб. в год (за участок площадью 3,1 га);
- по договору N 2 от 23.01.2008 за 2015 год: А=КС(6662482,95)xКинд2015 (1,055)xСб(0,085)=597 458,16 руб. в год (за участок площадью 3,1 га), где П- арендная плата, КС- кадастровая стоимость земельного участка, Сб - базовая ставка арендной платы.
Аналогично был произведен расчет арендной платы в 2016 и в 2017 годах.
Согласно Решению Каменского районного Собрания депутатов N 229 от 25.03.2015, базовая ставка в размере 8,5% от кадастровой стоимости земельного участка применяется в отношении земельного участка, на котором расположены производственные и административные здания, сооружения промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок на территории сельского поселения. Пунктом 2 приложения данного решения предусмотрена базовая ставка в 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка, предоставленного для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Истец, полагая, что базовая ставка, применяемая при расчете арендной платы 8,5% от кадастровой стоимости, установлена на социально-значимых земельных участках жизнеобеспечения населения незаконно, обратился в суд с требованиями о внесении изменений в расчет арендной платы и обязании применить при расчете арендной платы базовую ставку в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Истцом заявлены требования об изменении договора и об обязании ответчика совершить определенные действия, а именно произвести перерасчет арендной платы.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, посредством прекращения или изменения правоотношения.
Требование об изменении договора представляет собой разновидность такого способа защиты гражданских прав как изменение правоотношения.
В силу п. 3 ст. 3 ЗК Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Порядок внесения изменения в гражданско-правовой договор регламентируется гл. 29 ГК Российской Федерации. По общему правилу основанием внесения изменений в действующий договор с учетом принципа свободы договора (ст. 1, 421 ГК Российской Федерации) является взаимное волеизъявление сторон сделки. Нормами поименованной главы ГК Российской Федерации закреплены также основания и условия удовлетворения судом требования о внесении изменений в договор в принудительном порядке.
Пунктом 2 ст. 7 ЗК Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешенного использования, не может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования, изменить его и использовать по своему усмотрению без волеизъявления собственника (решения соответствующего уполномоченного органа).
Как установлено судом, администрацией Красновского сельского поселения Каменского района Ростовской области были заключены договоры аренды земельных участков N N 71, 71-1 от 01.10.2012, от N 2 от 23.01.2008.
Разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 61:15:0601601:134 "для обслуживания здания лаборатории очистных сооружений", разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 61:15:0602101:1440 "для производственной деятельности", разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 61:15:0602101:1449 "для производственной деятельности (скважины)".
Комитет по управлению имуществом Каменского района является органом администрации Каменского района, наделенным собственными полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом Каменского района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в пределах границ муниципального образования "Каменский район" (далее - неразграниченные земельные участки), на основании соответствующих муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Каменского района.
В соответствии с 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 01.01.2017), распорядителем данных земельных участков является Комитет по управлению имуществом Каменского района.
Решением Каменского районного Собрания депутатов от 25.03.2015 N 229 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков" для данного вида использования земель была установлена процентная ставка арендной платы - 8,5% от кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 10 Приложения 2 к указанному Решению, размер годовой арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, определяется путем последовательного перемножения кадастровой стоимости земельного участка, ставки арендной платы и индексов уровня инфляции, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и установленных по состоянию на начало очередного финансового года.
При этом индексация размера арендной платы производится, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение об утверждении определения кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с вышеуказанным решением размер арендной платы устанавливается по видам использования земель. В отношении земельных участков, на которых расположены производственные и административные здания, сооружения промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок на территории сельского поселения составляет 8,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
На основании изложенного, суд первой инстанции указал, что для применения при расчете арендной платы ставки 0,7%, необходимо привести в соответствие вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков, однако истцом вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков изменен не был.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
Произвольное, не основанное на нормах действующего законодательства и противоречащее условиям договора, изменение вида разрешенного использования земельного участка в порядке, не предусмотренном законом, не допускается.
Так, на территории Красновского сельского поселения действуют Правила землепользования и застройки Красновского сельского поселения, которые утверждены Решением Каменского районного Собрания депутатов от 23.06.2017 N 55.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования, осуществляется собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, в соответствии с градостроительными регламентами, установленными Правилами для каждой территориальной зоны, при условии соблюдения требований технических регламентов (статья 11 Правил землепользования и застройки Красновского сельского поселения).
Для обеспечения реализации Правил землепользования и застройки городского и сельских поселений Каменского района на основании Постановления Администрации Каменского района от 15.05.2013 N 425 "О создании комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки городского и сельских поселений Каменского района" создана Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая является постоянно действующим консультативным органом при Администрации Каменского района и сформирована для обеспечения реализации действующих Правил землепользования и застройки городского и сельских поселений Каменского района (статья 10 Правил землепользования и застройки Красновского сельского поселения).
Именно комиссия рассматривает заявления на получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства и подготавливает соответствующие заключения, а следовательно и заявления об изменении разрешенного вида использования.
Доказательств того, что общество обращалось в Комиссию по землепользованию и застройке с заявлением о внесении изменений в разрешенный вид использования земельного участка или в Правила землепользования и застройки в материалы дела не представлено.
Оснований для осуществления перерасчета правомерно исчисленной арендной платы также не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2017 по делу N А53-22116/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.