г. Владимир |
|
19 марта 2018 г. |
Дело N А11-6776/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Богуновой Е.А., Вечканова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокеевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Владимирская управляющая компания" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.12.2017 по делу N А11-6776/2017,
принятому судьей Бондаревой-Битяй Ю.В.,
по иску акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166) к обществу с ограниченной ответственностью "Владимирская управляющая компания" (ОГРН 1143328003246, ИНН 3328497188) о взыскании 288 540 рублей 05 копеек,
при участии в судебном заседании:
от истца - Бадьева Е.А. по доверенности от 05.12.2017 (сроком до 31.12.2020);
от ответчика - Евсеева А.О. по доверенности от 17.07.2017 (сроком на 2 года).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "Владимирские коммунальные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью "Владимирская управляющая компания" (далее - ООО "ВУК", ответчик) о взыскании задолженности по возмещению расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, за ноябрь 2015 года по декабрь 2017 года в сумме 125 034 рублей 02 копеек.
Определением Арбитражного суда Владимирской области от 12.07.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Владимирской области от 05.09.2017 дело назначено к рассмотрению по правилам общего искового производства.
Решением от 14.12.2017 Арбитражный суд Владимирской области исковые требования удовлетворил в полном объеме.
ООО "ВУК", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт, в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на отсутствие правовых оснований для единовременного возмещения расходов по установке общедомового прибора учета, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка на пять лет.
При этом отмечает, что пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета не истек; доказательства, подтверждающие, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалы дела не представлены.
Кроме того, в состав тарифа на содержание жилого помещения не заложены затраты по установке общедомового прибора учета тепловой энергии, следовательно, сумма подлежащая взысканию должна определяться из периода исчисляемого с момента установки прибора учета по дату обращения в суд с исковым заявлением.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с ее доводами, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, установил в многоквартирном доме по адресу: г. Владимир, пр-т Ленина, д. 22 коллективные (общедомовые) приборы учета.
АО "Владимирские коммунальные системы" (заказчик) 11.06.2015 заключило договор подряда на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ N 553/12-15 с ООО "Энерго-Мастер" (генеральный подрядчик), по условиям которого подрядчик обязался своими силами и за свой счет выполнить по заданию заказчика работы: по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах (далее по тексту договора именуемые "Работы") в соответствии с техническим заданием (Приложение N1), являющимся неотъемлемой частью договора, а заказчик обязуется принять и оплатить указанные "Работы".
Стоимость проектных и монтажных работ по установке учета тепловой энергии составила 288 540 рублей 05 копейки, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ (формы КС-2), и актами сдачи и приемки проектной документации.
Согласно договору на оказание услуг по управлению содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 52 по ул. Куйбышева, г. Владимир от 01.05.2016 управляющей организацией являлось ООО ЖПП "Заклязменский".
Собственниками указанного жилого многоквартирного дома принято решение о расторжении договора на оказание услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома с управляющей организацией ООО ЖЭУ N 4 с 01.05.2015 года, а также о выборе ООО "Владимирская управляющая компания" в качестве управляющей компании и заключении договора управления с 01.07.2015 (протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного указанного дома от 18 июня 2015 года).
В связи с понесенными расходами на установку приборов учета истец направил в ООО "ВУК" счет на возмещение расходов от 19.04.2017 N 26 на сумму 288 540 рубль 05 копеек.
Ответчик счет от 19.04.2017 N 26 не оплатил, в связи с чем, истец направил претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Не получив от ответчика возмещения расходов по установке прибора учета, истец предъявил исковое заявление в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 39, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 2, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 6, 10, 11, 16, 24, 26, 28 и 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу, что расходы ОАО "ВКС" по оснащению многоквартирного жилого дома прибором учета подлежат взысканию с ООО "ВУК".
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В подпункте "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с часть 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В части 5 статьи 13 закона N 261-ФЗ установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 закона N 261-ФЗ).
Из части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ следует, что до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, разъяснено, что если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемый период управление многоквартирными домами осуществляла Управляющая организация, следовательно, именно на ответчике лежит обязанность по возмещению истцу расходов на установку общедомового прибора учета.
Факт установки, ввода в эксплуатацию прибора учета подтверждается договором от 11.06.2015 N 553/12-15, актом о приемке выполненных работ.
Расходы истца на установку приборов учета в многоквартирных домах составили 288 540 рублей 05 копейки, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ (формы КС-2), и актами сдачи и приемки проектной документации.
С учетом того, что пятилетний срок с момента ввода общедомовых приборов учета в эксплуатацию не истек, сведения о том, что собственниками помещений в многоквартирных домах принято решение об оплате понесенных Обществом расходов единовременно или с меньшим периодом рассрочки отсутствуют, истец правильно произвел расчет задолженности по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета с учетом предоставленной рассрочки на пять лет с даты установки общедомовых приборов учета и периода, прошедшего с указанной даты. Сумма задолженности по состоянию на декабрь 2017 года составила 125 034 руб. 02 коп.
Расчет задолженности судом первой и апелляционной инстанции проверен, и является правильным.
Довод апелляционной жалобы о том, что объем обязательств управляющей компании должен быть определен за период с момента установки прибора учета до даты обращения истца в суд с настоящим иском, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
Действительно, из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки).
Управляющая компания, действующая в вопросе возмещения расходов на установку общедомового прибора учета исключительно как лицо, опосредующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме и лишенное возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных собственников, не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета на день вынесения судебного решения.
Указанная правовая позиция подтверждена определениями Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2015 N 303-ЭС15-2333 и от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что ответчик не представил доказательства оплаты расходов по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, наличие долга в предъявленной к взысканию сумме документально не опроверг, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности в сумме 125 034 руб. 02 коп. за период с ноября 2015 года по декабрь 2017 года.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.12.2017 по делу N А11-6776/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владимирская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.