г. Томск |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А45-34473/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Марченко Н.В., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О.Ю.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 января 2018 года
по делу N А45-34473/2017 (судья Е.И. Бутенко)
по заявлению Администрации Мичуринского сельсовета Искитимского района Новосибирской области, п. Агролес (ОГРН 1025404671852, ИНН 5443113161)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г.Новосибирск
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета
спора, - Чебак Владимир Николаевич, Новосибирская область, п. Агролес,
о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Мичуринского сельсовета Искитимского района Новосибирской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества, апеллянт) с требованием о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии предусмотренного пунктом 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решения в месячный срок со дня поступления заявления главы Администрации Мичуринского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 17.07.2017 N 400, обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о передаче земельного участка категория земель: земли населенных пунктов; кадастровый номер: 54:07:050201:323; местоположение: Новосибирская область, Искитимский район, п. Агролес, ул. Парковая, дом 3А; общая площадь 495 кв. м; разрешенное использование: для размещения здания магазина из федеральной собственности в муниципальную собственность Мичуринского сельсовета Искитимского района в 14-дневный срок со дня принятия решения суда.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен собственник здания, расположенного на спорном земельном участке, - Чебак Владимир Николаевич (далее - третье лицо, Чебак В.Н.).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 12 января 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным бездействие, не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 54:07:050201:323 из федеральной собственности в муниципальную собственность Мичуринского сельсовета Искитимского района Новосибирской области в месячный срок со дня поступления заявления главы Администрации Мичуринского сельсовета Искитимского района Новосибирской области от 17.07.2017 N 400. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области принять решение о безвозмездной передаче земельного участка категория земель: земли населенных пунктов; кадастровый номер: 54:07:050201:323; местоположение: Новосибирская область, Искитимский район, п. Агролес, ул. Парковая, дом 3А; общая площадь 495 кв. м; разрешенное использование: для размещения здания магазина из федеральной собственности в муниципальную собственность Мичуринского сельсовета Искитимского района Новосибирской области в 14-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТУ Росимущества обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. Заинтересованным лицом не допущено незаконного бездействия, поскольку в его адрес поступило обращение Чебака В.Н. о предоставлении земельного участка, требование Администрации пресекает исполнение услуги данному гражданину.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, заявитель 24.07.2017 обратился к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области с заявлением N 400 от 17.07.2017 о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 54:07:050201:323 (далее - испрашиваемый земельный участок), находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность. В установленный законом месячный срок заинтересованное лицо не направило заявителю ни решения о передаче испрашиваемого участка в муниципальную собственность, ни решения об отказе в такой передаче, что и послужило основанием обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В границах муниципального образования Мичуринский сельсовет Искитимского района Новосибирской области расположен земельный участок с кадастровым номером 54:07:050201:323, находящийся в собственности Российской Федерации. Указанный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения здания магазина, площадь - 495 кв. м, местоположение: Новосибирская область, Искитимский район, п. Агролес, ул. Парковая, дом 3А. На земельном участке расположено здание физкультурно-оздоровительного центра "Земляничка" площадью 124,5 кв. м, инвентарный номер 07:02934, литер А, этажность 1, кадастровый номер 54:07:050201:1372, которое принадлежит на праве собственности третьему лицу Чебаку В.Н.
Администрация, установив нарушение заинтересованным лицом сроков рассмотрения заявления, установленных пунктом 5 статьи 39.31 Земельного Кодекса Российской Федерации, расценило данное бездействие ТУ Росимущества в качестве незаконного, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия и обязании заинтересованное лицо принять решение о передаче в собственность муниципального образования спорного земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц:
1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;
2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;
3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;
4) в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.31 ЗК РФ передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее в настоящей главе - заявление о передаче земельного участка). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение о передаче земельного участка) или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (далее в настоящей главе - решение об отказе в передаче земельного участка). В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (пункт 5 статьи 39.31 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, находящиеся в собственности Российской Федерации. Документы территориального планирования, в соответствии с которыми испрашиваемый земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, отсутствуют
Также обстоятельства, исключающие возможность передачи испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, не установлены.
Основания для передачи испрашиваемого земельного участка в собственность иных публично-правовых образований, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, также отсутствуют.
На земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства, находящиеся в собственности Новосибирской области, а также в соответствии с документами территориального планирования Новосибирской области испрашиваемый земельный участок не предназначен для размещения объектов регионального значения.
Проект планировки и проект межевания территории, включающей испрашиваемый земельный участок, не разрабатывался и не утверждался.
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка, если сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости; не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. п. 1 и 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается заинтересованным лицом, что заявителем были представлены все необходимые для рассмотрения заявления документы, оснований для отказа в безвозмездной передаче заявителю земельного участка не выявлено.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о незаконности бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, выразившегося в непринятии решения о передаче в муниципальную собственность Мичуринского сельсовета Искитимского района Новосибирской области испрашиваемого земельного участка, и обязывает заинтересованное лицо принять решение о безвозмездной передаче данного участка в собственность заявителю.
Судом установлено, что на испрашиваемом земельном участке находится объект недвижимости физического лица, что, однако, не препятствует передаче этого земельного участка в муниципальную собственность в соответствии с положениями пункта 7 статьи 39.31 ЗК РФ, поскольку передача земельного участка от одного публичного собственника к другому не нарушает прав граждан, объекты недвижимости которых расположены на таком участке, в том числе права на приватизацию или аренду в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ.
Указанная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 01.09.2016 N 309-КГ16-10322 по делу N А50-18141/2015, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11.05.2016 N Ф09-3674/16 по делу N А50-18141/2015.
Ссылка на нарушение прав и законных интересов третьего лица при передаче земельного участка, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку заявление третьего лица о предоставлении земельного участка в собственность имело место в ноябре 2016 года, был подготовлен проект договора купли-продажи, однако дальнейшие действия со стороны третьего лица осуществлены не были, договор не заключен, намерения выкупить земельный участок третье лицо не выразило.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обращение заявителя имело место в июле 2017 года, судебная коллегия поддерживает вывод суда о том, что заинтересованным лицом обращение третьего лица о передаче земельного участка в собственность рассмотрено в установленном законом порядке, обстоятельства, препятствующие передаче земельного участка в муниципальную собственность, отсутствуют.
Доводы заявителя жалобы об обратном подлежат отклонению, поскольку с учетом изложенного основаны на ошибочном толковании норм права и неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому за рассмотрение апелляционной жалобы государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 января 2018 года по делу N А45-34473/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-34473/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июня 2018 г. N Ф04-2094/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: администрация Мичуринского сельсовета Искитимского района Новосибирской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
Третье лицо: Чебак Владимир Николаевич