г. Вологда |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А13-17194/2017 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Потеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Сектор" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2017 года, принятое в порядке упрощённого производства по делу N А13-17194/2017 (судья Селиванова Ю.В.),
установил:
товарищество собственников жилья "Сектор" (ОГРН 1113528005909; ИНН 3528179249; место нахождения: Вологодская обл., г. Череповец, пр-т Строителей, д. 16А, оф. 201; далее - Товарищество, ТСЖ "Сектор") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии в городе Череповце (ОГРН 1023501268053; ИНН 3528009720; место нахождения: Вологодская обл., г. Череповец, пр-т Советский, д. 57; далее - Комиссия) от 26.09.2017 N 4105 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 3.1 Закона Вологодской области от 08.12.2010 N 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (далее - Закон N 2429-ОЗ).
Дело рассмотрено в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 28 декабря 2017 года (резолютивная часть вынесена 18 декабря 2017 года) суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Товарищество с указанным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Доводы жалобы сводятся к тому, что Комиссией был нарушен порядок привлечения к ответственности. Кроме того, по мнению заявителя, разрушения отмостки, зафиксированные административным органом, являются незначительными и не требующими проведения текущего ремонта, принятие решения о котором относится к исключительной компетенции собрания собственников.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны извещены надлежащим образом о принятии апелляционной жалобы к производству. В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ судебное разбирательство проведено без вызова сторон.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, апелляционная инстанция находит решение суда законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
Как следует из материалов дела, 03.08.2017 должностными лицами Центра по профилактике правонарушений в ходе осмотра городских территорий в 14 час 47 мин по адресу: г. Череповец, ул. Окинина, д. 7, выявлено нарушение Правил благоустройства территории г. Череповца, утверждённых решением Череповецкой городской Думы от 27.04.2016 N 81 (далее - Правила благоустройства), а именно: разрушение отмостки. Результаты осмотра отражены в акте от 03.08.2017, произведена фотофиксация (л.д. 34).
Ведущим специалистом отдела административной практики управления административных отношений мэрии г. Череповца 08.08.2017 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 32).
Повесткой от 14.08.2017 N 3144/01-22-55 (л.д. 32) Товарищество уведомлено о необходимости явиться 12.09.2017 в 13 час 00 мин в управление административных отношений мэрии г. Череповца по адресу: г. Череповец, пр. Советский, д. 57, каб. 16, для составления протокола об административном правонарушении по факту нарушения требований статьи 3.1 Закона N 2429-ОЗ.
Повестка получена председателем ТСЖ "Сектор" Лубяниченко Г.Е. 21.08.2017, что подтверждается почтовым уведомлением N 170817/13/2 (л.д. 31).
В назначенное время в Управление административных отношений мэрии г. Череповца для составления протокола об административном правонарушении явился представитель Товарищества по доверенности от 12.09.2017 N 01-17, подписанной председателем правления ТСЖ "Сектор" Лубяниченко Г.Е. (л.д. 41).
Данной доверенностью Петров А.А. уполномочен представлять интересы Товарищества в Управлении административных отношений мэрии г. Череповца 12.09.2017 в 13 час 00 мин, подписывать от имени ТСЖ "Сектор" акты, предписания, представления, определения и протоколы об административных правонарушениях.
С участием вышеуказанного представителя составлен протокол об административном правонарушении от 12.09.2017 УАО N 2634 (л.д. 30), в котором зафиксировано, что 03.08.2017 в 14 час 47 мин ТСЖ "Сектор" допустило нарушение требований пункта 6.1.2 Правил благоустройства, в частности, на придомовой территории многоквартирного дома N 7 по ул. П. Окинина в г. Череповце не произведён ремонт отмостки (имеются разрушения, на отмостке растёт трава).
Кроме того, в протоколе указаны место, дата и время рассмотрение дела об административном правонарушении, а именно, 26.09.2017 в 13 час 45 мин по адресу: г. Череповец, пр. Советский, д. 57, зал заседаний. Представитель ТСЖ "Сектор" получил копию протокола 12.09.2017, что подтверждается подписью Петрова А.А.
Комиссией в назначенное время в отсутствие представителя Товарищества, не явившегося на заседание, рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление от 26.09.2017 N 4105, которым ТСЖ "Сектор" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 3.1 Закона N 2429-ОЗ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 18-19).
При таких обстоятельствах нарушений порядка привлечения к административной ответственности вопреки доводам жалобы апелляционной инстанцией не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом и дело рассмотрено Комиссией в пределах полномочий, предоставленных статьями 8.3, 9.1 Закона N 2429-ОЗ, Законом Вологодской области от 30.06.2002 N 804-ОЗ "Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области", решением Череповецкой городской Думы от 28.03.2006 N 51, постановлением мэрии г. Череповца от 19.07.2016 N 3192, распоряжением мэрии г. Череповца от 14.11.2016 N 1055-р, что заявителем не оспаривается.
Статьёй 3.1 Закона N 2429-ОЗ предусмотрено, что нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территории поселения (городского округа), если это действие (бездействие) не образует состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Субъектом данного правонарушения является лицо, нарушившее установленные муниципальными правовыми актами правила благоустройства и озеленения территории поселения, городского округа.
Пунктом 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В пункте 1.3 Правил благоустройства определено, что благоустройство территории городского округа - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В силу пункта 6.1.2 Правил благоустройства собственники зданий, строений, сооружений либо иные лица по соглашению с собственниками обязаны производить текущий и (или) капитальный ремонт фасадов указанных объектов в зависимости от их технического состояния и с целью поддержания их внешнего вида в надлежащем состоянии.
При обнаружении аварийного состояния балконов, эркеров, лоджий, козырьков, других конструктивных элементов фасадов зданий и сооружений пользование указанными элементами запрещается. С целью устранения угрозы возможного обрушения выступающих конструкций фасадов зданий, строений, сооружений собственниками и владельцами должны немедленно выполняться сохранно-предупредительные мероприятия (установка ограждений, сеток, демонтаж разрушающей части элемента и т.д.). Ремонт фасадов зданий, строений, сооружений должен выполняться незамедлительно по выявлению аварийного состояния.
В этой связи доводы жалобы о незначительности выявленных разрушений отмостки не могут быть приняты судом.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), определено, что в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счёт средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Исходя из частей 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ, пунктов 2, 10 Правил N 491, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьёй 162 ЖК РФ; путём заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьёй 164 ЖК РФ.
В силу части 2.1 статьи 161 ЖК РФ, пункта 42 Правил N 491 при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из изложенных норм в их совокупности следует, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома при непосредственном управлении обеспечивается собственниками помещений путём заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
ТСЖ "Сектор" создано решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Партизана Окинина, д. 7, для совместного управления комплексом недвижимого имущества в указанном многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2.2 Устава ТСЖ "Сектор" одной из целей деятельности Товарищества является обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния дома и придомовой территории.
Довод заявителя о том, что решение о проведении текущего (капитального) ремонта должно быть принято общим собранием собственников имущества многоквартирного дома, основан на неправильном толковании норм материального и права отклоняется судом апелляционной инстанции.
Действительно подпункт 4.1 пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ наделяет общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правом принятия решения о текущем ремонте имущества.
Однако из системного толкования положений статей 158, 162 ЖК РФ, пунктов 10, 16, 17, 28, 31 Правил N 491 следует, что в этом случае имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации жилого дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании фактических обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 декабря 2017 года по делу N А13-17194/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Сектор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Потеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.