город Ростов-на-Дону |
|
23 марта 2018 г. |
дело N А32-49742/2017 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.С., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильный хирургический центр "Эстетик-Мед" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2018 по делу N А32-49742/2017 (судья Чеснокова А.А.) по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильный хирургический центр "Эстетик-Мед" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - заявитель, орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильный хирургический центр "Эстетик-Мед" (далее - заинтересованное лицо, общество) о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2018 заявленные требования удовлетворены в полном объеме с назначением штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием нарушений пункта 30 Правил N 1006 при оформлении карты стационарного больного и предоставлении медицинских услуг ввиду отсутствия унифицированной формы медицинской карты, что влечет наличие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель с доводами жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для вызова сторон в судебное заседание не установлено.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом первой инстанции, общество осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 27.07.2016 N ЛО-23-01-010358, выданной Министерством здравоохранения Краснодарского края по месту осуществления медицинской деятельности, видам работ и услуг согласно приложению к лицензии по адресу:
г. Краснодар, Западный внутригородской округ, пр. им. О. Кошевого, дом 155, литер В.
На основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по Краснодарскому краю от 20.09.2017 N П-309/01/1-01/17, от 06.10.2017 N П-328/01/1-01/17 в целях государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности в части соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья в связи с поступившей информацией из СУ СК России по Краснодарскому краю, Следственного отдела по Западному округу г. Краснодара (от 28.09.2017 N В23-1665/17 и от 02.10.2017 N В23-1681/17) о случае летального исхода при оказании медицинской помощи гр. Макарадзе М.М. осуществлена внеплановая документарная проверка с 10.10.2017 по 02.11.2017.
В ходе проверки установлено, что гр. Макарадзе М.М. на основании договора на медицинское обслуживание от 14.09.2017 предоставлены платные медицинские услуги.
В обществе ведется медицинская документация неустановленного образца. Представлена форма "Медицинская карта стационарного пациента" N 967 на имя Макарадзе М.М., в которой не осуществляется заполнение всех разделов, предусмотренных стационарной картой.
В представленной форме неустановленного образца "Медицинская карта стационарного пациента" N 967 на имя Макарадзе М.М. отсутствует надлежащим образом оформленное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. При оформлении результатов первичного осмотра пациентки в хирургическом отделении медицинской организации данные анамнеза вносятся не полностью, указана ссылка "см. карту". При формировании плана ведения (лечения) не указан объем хирургического вмешательства при заболевании, требующем хирургического метода лечения.
Установление клинического диагноза осуществляется на основании данных анамнеза, сведений из "Опросника пациента" и осмотра, без результатов консультаций врачей-специалистов (записи о проведенных консультациях врачей-специалистов, а также заключения об отсутствии противопоказаний к проведению операции в представленной медицинской документации отсутствуют). Обоснование клинического диагноза, подписанного лечащим врачом и заведующим отделением, в стационарной карте отсутствует. Протокол операции не содержит данных: даты оперативного вмешательства, названия операции, информации об объеме кровопотери, рапорта операционной сестры.
Форма N 008/у "Журнал записи оперативных вмешательств в стационаре" обществом не представлена. В медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в стационарных условиях N 967 на имя гр. Макарадзе М.М., не отражаются характер течения заболевания, а также все диагностические и лечебные мероприятия, проводимые лечащим врачом, записанные в их последовательности. Данные лабораторных, инструментальных и иных методов исследования, результаты консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи и клиническим рекомендациями, а также соответствующие записи об отрицательной динамике в состоянии пациентки в послеоперационном периоде с указанием времени в карте отсутствуют. Согласно записи в медицинской карте N 967 план лечения при первичном осмотре формируется с учетом данных "клинико-лабораторных исследований", при этом результаты обследования отсутствуют.
03.11.2017 в присутствии директора общества составлен протокол N 373/17 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилось в суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ и включают в себя требования к созданию юридических лиц и их деятельности, в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, включена медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Порядок проведения платных медицинских услуг определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг". В соответствии с пунктом 28 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство оформляется в письменной форме, подписывается гражданином (законным представителем), медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
Перечень видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи, установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.04.2012 N 390н и включает в себя медицинские вмешательства, проводимые, в том числе, при диспансеризации государственных гражданских служащих, такие как опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза, осмотр, в том числе пальпация, перкуссия и другие виды медицинских вмешательств.
В представленной форме неустановленного образца "Медицинская карта стационарного пациента" N 967 на имя гр. Макарадзе М.М. отсутствует надлежащим образом оформленное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в нарушение требований названных приказов, а также ст. 20 Федерального закона от 23.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Пунктом 30 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг установлено, что исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.
Согласно материалам дела, при оформлении результатов первичного осмотра пациентки в хирургическом отделении медицинской организации данные анамнеза вносятся не полностью, имеется ссылка "см. карту". При формировании плана ведения (лечения) не указывается объем хирургического вмешательства при заболевании, требующем хирургического метода лечения. Установление клинического диагноза осуществляется на основании данных анамнеза, сведений из "Опросника пациента" и осмотра, без результатов консультаций врачей-специалистов (записи о проведенных консультациях врачей-специалистов, а также заключения об отсутствии противопоказаний к проведению операции в представленной медицинской документации отсутствуют). Обоснование клинического диагноза, подписанного лечащим врачом и заведующим отделением, в стационарной карте отсутствует. Протокол операции не содержит данных: даты оперативного вмешательства, названия операции, информации об объеме кровопотери, рапорта операционной сестры. Форма N 008/у "Журнал записи оперативных вмешательств в стационаре" обществом не представлена. В медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в стационарных условиях N 967 на имя гр.Макарадзе М.М., не отражаются характер течения заболевания, а также все диагностические и лечебные мероприятия, проводимые лечащим врачом, записанные в их последовательности.
Данные лабораторных, инструментальных и иных методов исследования, результаты консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи и клиническим рекомендациями, а также соответствующие записи об отрицательной динамике в состоянии пациентки в послеоперационном периоде с указанием времени в карте отсутствуют. Согласно записи в медицинской карте стационарного пациента N 967 план лечения при первичном осмотре формируется с учетом данных "клинико-лабораторных исследований", при этом результаты обследования отсутствуют.
Обществом не представлено доказательств соблюдения подпункта "в" пункта 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", а так же пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 под грубым нарушением лицензионных требований понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Исходя из изложенного, в деянии общества имеются признаки состава вмененного правонарушения. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы об отсутствии нарушений пункта 30 Правил N 1006 при оформлении карты стационарного больного и предоставлении медицинских услуг ввиду отсутствия унифицированной формы медицинской карты, что влечет наличие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим основаниям.
Форма информированного добровольного согласия утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1177н "Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства" и обязательна к оформлению всеми медицинскими организациями.
В соответствии с пунктом 28 Порядка предоставления платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Обществом в нарушение требований статьей 20, 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктов 28, 29 Порядка предоставления платных медицинских услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", подпункте "в" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ N 291 от 16.04.2012 - при оказании платных медицинских услуг информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, не оформляется.
При проверке было выявлено и в протоколе зафиксировано, что имеющаяся медицинская документация содержит ряд дефектов в оформлении, которые являются не формальными, а отражают невыполнение обязательных действий перед проведением операционного вмешательства.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснения, данным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Совершенное заявителем правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением к требованиям действующего законодательства в сфере предпринимательской деятельности, а также условиям лицензии.
Обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имел место исключительный случай, с учетом наличия у общества реальной возможности соблюдения лицензионных условий.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.01.2018 по делу N А32-49742/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке и по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 229, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-49742/2017
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю
Ответчик: ООО Многопрофильный хирургический центр "ЭСТЕТИК-МЕД"