г. Челябинск |
|
23 марта 2018 г. |
Дело N А76-34803/2017 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Махровой Н.В., рассмотрел апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ковалевского Александра Петровича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.01.2018 по делу N А76-34803/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пашкульская Т.Д.),
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - истец, ГКУ Служба весового контроля РБ), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Ковалевскому Александру Петровичу, (далее - ответчик, ИП Ковалевский А.П.), о взыскании 204 333 руб. 00 коп., составляющих ущерб, причиненный перевозкой тяжеловесных грузов (л.д.3-6).
Решением суда первой инстанции от 18.01.2018 (резолютивная часть от 28.12.2017) исковые требования удовлетворены ( л.д. 104-110).
В апелляционной жалобе ИП Ковалевский А.П. просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 114).
В качестве обоснования доводов апелляционной жалобы ИП Ковалевский А.П. ссылался на то, что истцом не предоставлено доказательств владения спорным участком пути. При отсутствии зарегистрированного права на объект недвижимого имущества, истец не имеет права требовать возмещения ущерба, причиненного именно этому имуществу.
В соответствии с п. 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 05.02.2018 судом апелляционной инстанции был установлен срок для представления отзыва на апелляционную жалобу до 13.03.2018.
От истца поступили возражения на апелляционную жалобу.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.04.2015 на стационарном пункте весового контроля ППВК N 8, расположенном на 138 км автомобильной дороги Белорецк-Учалы-Миасс, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством марки Вольво модели VNL рег. номер А574КЕ174, с полуприцепом модели Шварцмюллер рег. номер ВО524574, принадлежащим на праве собственности индивидуальному предпринимателю Ковалевскому А.П. (л.д. 57-58), под управлением водителя Ковалевского А.П., который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан по маршруту: г. Учалы - г. Тюмень (пройденное расстояние 45 км.), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения с 01.04.2015 по 30.04.2015, утвержденных распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 20.02.2015 N 173-р (л.д. 23).
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля с применением весового оборудования - весов N 13-34986, поверенных 30.03.2015 (л.д. 12-17).
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен акт 339/1 от 09.04.2015 (л.д. 10) по определению размера ущерба, причиняемого автомобильной дороге общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
Осевые нагрузки на участке дороги 138 км Белорецк-Учалы- Миасс, (маршрут 45 км) составили:
- на первую ось - 7,12 тонн при допустимой нагрузке 5 тонн;
- на вторую ось - 8,98 тонн при допустимой нагрузке 4 тонны;
- на третью ось - 8,44 тонн при допустимой нагрузке 4 тонны;
- на четвертую ось - 5,76 тонн при допустимой нагрузке 3 тонны;
- на пятую ось - 5,86 тонн при допустимой нагрузке 3 тонны;
- на шествую ось - 5,61 тонн при допустимой нагрузке 3 тонны.
Также было установлено превышение общей массы: фактическая
471,78 при нормативной 32,00.
Размер причиняемого ущерба составляет 204 333 руб. 00 коп.
С результатами измерений и актом N 339/1 от 09.04.2015
водитель транспортного средства Ковалевский Александр Петрович
был ознакомлен, акт подписал (л.д. 10).
Истец направил ответчику претензию N 4927 от 21.07.2015 (л.д. 8), в которой было предложено в добровольном порядке возместить сумму причиненного ущерба, причиненного автомобильной дороге общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов в размере 204 333 руб. 00 коп. Поскольку ответчик требование истца о возмещении ущерба не исполнил, ГКУ Служба весового контроля РБ обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании ст. ст. 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934), исходил из доказанности истцом факта превышения установленных предельно допустимых значений осевых нагрузок транспортного средства, что является нарушением правил проезда тяжеловесного транспортного средства по автомобильной дороге общего пользования и основанием для взыскания платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования Республики Башкортостан данным нарушением.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков подлежат доказыванию наличие и размер понесенных убытков, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими для истца неблагоприятными последствиями.
В силу п. 1 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе, использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Согласно п. п. 11 и 13 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ). В соответствии с п. 2, 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила возмещения вреда N 934), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении, соответственно, участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ч. 9 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ). Суд первой инстанции установил, что факт превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на одну из осей транспортного средства подтверждается актом N 339/1 от 09.04.2015, доказательств наличия специального разрешения на провоз тяжеловесного груза при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан ответчиком в материалы дела не представлено. Расчет размера вреда, произведенный истцом в соответствии с Правилами возмещения вреда N 934 и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения", судом проверен и признан правильным. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано удовлетворили исковые требования о взыскании 204 333 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза.
Довод подателя жалобы о том, что истцом не предоставлено доказательств владения спорным участком пути, а при отсутствии зарегистрированного права на объект недвижимого имущества, истец не имеет права требовать возмещения ущерба, причиненного именно этому имуществу, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
Согласно подпункту "а" пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от 27.04.2011 N 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
В рассматриваемом случае, истец при осуществлении своих функций вправе требовать платы в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Республики Башкортостан транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, а именно 138 км автомобильной дороги Белорецк-Учалы-Миасс.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.01.2018 по делу N А76-34803/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ковалевского Александра Петровича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ковалевского Александра Петровича в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-34803/2017
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Ковалевский Александр Петрович
Третье лицо: ИП Ковалевский А.П.