г. Санкт-Петербург |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А56-71412/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Загараевой Л.П., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сивцевой П.С.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): 1) Рыбинцев Д.С. - доверенность от 26.01.2018; Вельмисова Е.И. - доверенность от 02.02.2018; 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4076/2018) АО "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2018 по делу N А56-71412/2017 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению АО "Славянка"
к МИФНС N 25 по Санкт-Петербургу, РФ в лице Министерства финансов РФ
об оспаривании действий и взыскании неосновательного обогащения
установил:
акционерное общество "Славянка", место нахождения: 129110, г. Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3, ОГРН 1097746264219 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании необоснованными действий Межрайонной ИФНС России N 25 по Санкт-Петербургу (далее -инспекция, налоговый орган) по выставлению к расчетному счету Общества инкассовых поручений от 22.08.2017 N 296588/1, N296588/2, N296588/3, действий, направленных на списание в федеральный бюджет денежных средств Общества, размещенных на счете в АО "Альфа Банк", а также о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества сумму неосновательного обогащения в размере 118 123 967,15 руб.
Решением суда от 12.01.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, инкассовые поручения выставлены налоговым органом с нарушение срока, установленного статьей 46 НК РФ. При этом, как указывает Общество, передача полномочий от Пенсионного фонда налоговым органам не продляет сроки принудительного взыскания задолженностей с плательщиков взносов.
В судебном заседании представители Инспекции отклонили доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и просят оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Общество и Министерство финансов Российской федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу в их отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2016 по делу N А40- 209505/14-178-231 "Б", резолютивная часть которого оглашена 16.06.2016, АО "Славянка" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего АО "Славянка" возложено на временного управляющего Прилешша Николая Егоровича.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.07.2016 по делу N А40-209505/14-178-231 "Б" конкурсным управляющим АО "Славянка" утвержден Прилепин Н.Е.
22.08.2017 Инспекцией отношении Общества сформированы инкассовые поручения N 296588/1, N296588/2, N296588/3 на общую сумму 118 12 967, 15 руб., которые приняты и размещены кредитной организацией АО "Альфа Банк" во вторую очередь картотеки текущих платежей АО "Славянка" для исполнения.
В сентябре 2017 с расчетного счета АО "Славянка" на основании указанных инкассовых поручений было списано денежных средств на общую сумму 118 123 967,15 руб.
Считая действия Инспекции по выставлению инкассовых поручений, а также действия, направленные на списание в федеральный бюджет денежных средств Общества, размещенных на счете в АО "Альфа Банк", незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, не установив нарушений со стороны налогового органа при совершении оспариваемых Обществом действий, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей инспекции, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, основанием для выставления инкассовых поручений послужило наличие у Общества задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2015 года.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 данного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно части 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона.
После истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей, органом контроля за уплатой страховых взносов принимается решение о взыскании.
В соответствии с частью 7 статьи 19 закона N 212-ФЗ поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок направления в банк поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов денежных средств со счетов плательщиков страховых взносов в электронном виде через территориальные органы Федерального казначейства устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Федеральным казначейством, Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации. Направление в территориальный орган Федерального казначейства поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов в электронном виде осуществляется в порядке, установленном Федеральным казначейством.
Как установлено судом, в связи с неисполнением Обществом требований от 10.08.2015 N 08801240211165/1, N 08801240211165/2, от 29.10.2015 N 202S01150094129 об уплате недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам Пенсионным фондом были вынесены решения N08801240211165/3 от 30.09.2015, N 08801240211165/4 от 30.09.2015, N 08801240094129/1 от 07.12.2015 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках.
Во исполнение указанных решений Пенсионным фондом в банки были направлены инкассовые поручения N 08801240094131 от 08.12.2015; N 08801240094133 от 08.12.2015; N 08801240094130 08.12.2015; N 08801240094134 от 08.12.2015; N 08801240211179 от 08.12.2015; N 08801240211178 от 08.12.2015; N 08801240211176 от 08.12.2015; N 08801240211171 05.10.2015; N 088012402Ш71 от 05.10.2015; N 08801240211168 от 05.10.2015; N 08801240211169 от 05.10.2015; N 08801240211177 от 05.10.2015; N 088012402Ш74 05.10.2015: N 088012402Ш72 от 05.10.2015; N 08801240211196 от 18.03.2016; N 08801240211198 от 18.03.2016; N 088012402П193 от 18.03.2016; N 08801240211192 18.03.2016; N 08801240211191 от 18.03.2016; N 08801240211194 от 18.03.2016; N 08801240211176 от 12.02.2016; N 08801240211189 от 12.02.2016; N 08801240211178 от 12.02.2016; N 08801240211188 от 12.02.2016; N 08801240211181 от 18.01.2016, задолженность по которым обществом не была исполнена.
Судом установлено, что спорные платежи относятся к текущим, поскольку возникли после вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (08.09.2015).
В соответствии с пунктом 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) при возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения.
Согласно статье 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 19 указанного Федерального закона установлено, что передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее по тексту - Закон N 243-ФЗ) с 01.01.2017 Налоговый Кодекс Российской Федерации дополнен разделом XI "Страховые взносы в Российской Федерации".
При этом функции по администрированию страховых взносов возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ предусмотрено, что взыскание недоимки и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами Пенсионного фонда в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами Пенсионного фонда мерах по взысканию данной задолженности.
Инспекцией в соответствии с письмом Управления ФНС России по Санкт- Петербургу N 17-10-02/33906 от 27.06.2017 были произведены работы по замене взыскателя по инкассовым поручениям, ранее направленным в банки УПФР в Петроградском районе Санкт-Петербурга, к которым были приложены требования об уплате недоимки, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств плательщика, принятые в пределах указанных выше сроков, в связи с чем, налоговым органом 25.08.2017 были направлены в Филиал Санкт-петербургский АО "Альфа-Банк" инкассовые поручения N 296588/1 от 22.08.2017 на сумму 43 548 379,00 руб., N 296588/2 от 22.08.2017 на сумму 39 796 044,81 руб., N296588/3 от 22.08.2017 на сумму 34 779 543,34 руб., а всего на общую сумму 118 123 967,15 руб.
Таким образом, материалами дела подтверждено соблюдение порядка принудительного взыскания обязательных платежей.
При этом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, специального указания на срок, в течение которого инкассовое поручение должно быть направлено в банк, статья 46 НК РФ не содержит. Притом, что налоговым органом
в соответствии с положениями пункта 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ взыскание недоимки осуществляется, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органом Пенсионного фонда Российской Федерации. То есть в связи с заменой взыскателя, по ранее выставленным Пенсионным фондом инкассовым поручениям, Инспекция правомерно выставила и направила для исполнения в банк спорные инкассовые поручения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал АО "Славянка" в удовлетворении заявленных им требований.
Апелляционная инстанция считает, что нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, в связи с чем, отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы АО "Славянка".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.01.2018 по делу N А56-71412/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Славянка" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.