г. Москва |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А41-71652/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колесниковой Е.А.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "Истра-Девелопмент" - Овтина Я.А. (по доверенности от 16.10.2017),
от заинтересованного лица по делу - Администрации городского округа Истра Московской области - Афонин А.Ю. (по доверенности от 03.07.2017),
от третьего лица по делу - Министерства имущественных отношений МО - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Истра Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017 по делу N А41-71652/17, принятое судьей Петропавловской Ю.С., по заявлению ООО "Истра-Девелопмент" к Администрации городского округа Истра Московской области о признании незаконным отказа, третье лицо: Министерство имущественных отношений МО,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Истра-Девелопмент" (далее - заявитель, общество) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Истра (далее - заинтересованное лицо, администрация) с требованиями:
- Признать незаконным отказ администрации городского округа Истра в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050235:545 на "коммунальное обслуживание".
- Обязать администрацию городского округа Истра принять постановление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050235:545, имеющего вид разрешенного использования "для жилищного строительства", на вид разрешенного использования "коммунальное обслуживание".
- Взыскать с Администрации городского округа Истра в пользу ООО "Истра-Девелопмент" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017 заявленные требования удовлетворены.
Администрация городского округа Истра Московской области не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Администрации городского округа Истра Московской области, который в своем выступлении поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Истра-Девелопмент" в судебном заседании арбитражного апелляционного суда возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений МО, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу и отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "ИСТРА-Девелопмент" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050235:545 (категория земель: земли населенных пунктов, существующий вид разрешенного использования: "для жилищного строительства"; фактическое использование земельного участка: "для коммунального обслуживания" - размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами).
07.03.2017 (вх. N В502-1499249556-5283470) ООО "ИСТРА-Девелопмент" обратилось с заявлением к Администрации городского округа Истра о предоставлении государственной услуги "Принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования" в отношении земельного участка с кадастровым N 50:08:0050235:545 (с "для жилищного строительства" на "коммунальное обслуживание").
Письмом Администрации от 27.03.2017 ООО "ИСТРА-Девелопмент" было отказано в предоставлении вышеуказанной услуги и рекомендовано повторно обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования на "земельные участки (территории) общего пользования", т.к. земельный участок "согласно конфигурации является дорогами общего пользования".
ООО "ИСТРА-Девелопмент" обратилось к Администрации с жалобой, поданной в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги в Московской области "Принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования", утвержденного Постановлением Администрации Истринского муниципального района МО от 26.02.2016 N 1208/2.
Жалоба была зарегистрирована Администрацией 18.05.2017 за зх. N 2833.
Письмом Администрации от 16.06.2017 N 2833 заявителю было отказано в удовлетворении жалобы, т.к. по мнению Администрации на участке располагается внутренняя дорожная сеть поселка.
Полагая, что отказ Администрации в предоставлении государственной услуги не обоснован, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением Администрации Истринского муниципального района МО от 26.02.2016 N 1208/2 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги в Московской области "Принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования" (далее по тексту Регламент). Данным Регламентом установлена процедура действий местной администрации по рассмотрению заявления об изменении вида разрешенного использования и принятию решения. Результатом предоставления государственной услуги согласно Регламент является: либо решение органа местного самоуправления об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования либо решение органа местного самоуправления об отказе в изменении.
В статье 15 Регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, а именно:
- выявление в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной, искаженной или неполной информации,
- подача заявления и прилагаемых к нему документов лицом, не входящим в перечень лиц, установленный законодательством,
- непредставление заявителем одного или более документов, указанных в пункте П Административного регламента,
- нарушение прав и законных интересов третьих лиц,
- установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Отказ Администрации в предоставлении государственной услуги нарушает действующее законодательство и не предусмотрен ст. 15 Регламента.
При рассмотрении заявления ООО "ИСТРА-Девелопмент" судом первой инстанции было обоснованно установлено следующее:
- земельный участок с кадастровым N 50:08:0050235:545 (далее по тексту Земельный участок) является частной собственностью ООО "ИСТРА-Девелопмент" (в материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 16.08.2017 N 77/100/355/2017-2222. листы дела 14, 15);
- земельный участок фактически используется для размещения объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами (газо, электро и водоснабжением), в частности на земельном участке частично или полностью размещены объекты инженерной инфраструктуры - газопровод низкого давления, кадастровый N 50:08:0050235:617 (в материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 16.08.2017 N 77/100/355/2017-2225, листы дела 20, 21), высоковольтные кабельные линии А СБ, кадастровый N 50:08:0050235:664 (в материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 16.08.2017 N 77/100/355/2017-2224, листы дела 18, 19), внеплощадочная хозяйственно-бытовая канализация, кадастровый N 50:08:0050235:665 (в материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 16.08.2017 N 77/100/355/2017-2223, листы дела 16, 17).
- строительство объектов инженерной инфраструктуры на земельном участке было осуществлено заявителем в законном порядке на основании выданного Администрацией разрешения на строительство N RU 505043102006001-206 от 27.08.2012 (лист дела 96).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 6 статьи 8, статье 10, статье 17 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги имеют идентификационные номера, должны быть внесены в Единый государственный реестр автомобильных дорог, и правила содержания автомобильных дорог установлены техническими регламентами.
Покрытие земельного участка не отвечает требованиям действующего законодательства, не имеет идентификационного номера, не внесено в качестве дороги в Единый государственный реестр автомобильных дорог. Заявитель не разрабатывал проектную документацию на строительство дороги, не обращался в орган местного самоуправления за получением разрешения на строительство автомобильной дороги.
В соответствии со ст. 65 ЛПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Администрацией не предоставлено в дело доказательств отнесения Земельного участка ни к дорогам, ни к землям общего пользования.
Учитывая изложенное, отказ Администрации городского округа Истра в изменении существующего вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050235:545 на "коммунальное обслуживание" является незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не принял во внимание процедуру изменения вида разрешенного использования земельных участков, в частности необходимость проведения публичных слушаний подлежит отклонению, поскольку указанные Администрацией процедуры относятся к порядку и способу исполнения судебного решения.
Если Администрации необходимо дополнительное время для выполнения дополнительных действий, связанных с исполнением решения суда, то в соответствии со ст. 324 АПК РФ должник вправе, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, обратиться в арбитражный суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, а также изменении способа и порядка его исполнения.
Кроме того, в судебном заседании от 27 ноября 2017 года представитель Администрации предоставил в материалы дела Решение Совета депутатов Городского округа Истра Московской области от 23.11.2017 N 14/13 (лист дела 81), а также материалы Правил землепользования и застройки, утвержденным по результатам этих публичных слушаний (листы дела 70, 79 и 80), из которых следует, что:
- на территории городского округа Истра в рамках подготовки Правил землепользования и застройки были проведены публичные слушания, заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в общественно-политической газете Истринские вести N 40 от 16.06.2017 (лист дела 81);
- по результатам публичных слушаний в отношении Земельного участка устанавливается зона Ж-2, предусматривающая в качестве одного из видов разрешенного использования - Коммунальное обслуживание.
Соответственно, у Администрации имелась возможность учесть результаты публичных слушаний при принятии решения об изменении вида разрешенного использования участка.
В соответствии со статьей 39 Устава муниципального образования городского поселения Истра Истринского муниципального района (далее по тексту - Устав) муниципальные правовые акты, подлежащие обязательному официальному опубликованию, вступают в силу со дня их первого официального опубликования, если в самом правовом акте не установлен другой порядок вступления его в силу. Официально не опубликованные муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, интересы юридических лиц, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу (п. 2 ст. 39 Устава).
Опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в периодическом печатном издании, с которым имеют возможность ознакомления жители городского поселения. Если значительный по объему муниципальный правовой акт по техническим причинам не может быть опубликован в одном номере периодического печатного издания, то такой акт публикуется в нескольких номерах соответствующего периодического издания, как правило, подряд. В этом случае днем официального опубликования (обнародования) нормативного правового акта является день выхода номера периодического печатного издания, в котором завершена публикация его полного текста (п.п. 4 и 5 ст. 39 Устава).
Согласно п. 4 ст. 1 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Истра, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Истра N 14/13 от 23.11.2017 (далее по тексту - Правила землепользования) Правила землепользования подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
Правила землепользования публиковались частями в нескольких выпусках общественно-политической газеты Истринские вести: N 82 от 01.12.2017 (начало), N 83 от 02.12.2017, N 84 от 08.12.2017, N 85 от 09.12.2017, N 86 от 15.12.2017 (окончание). Соответственно, датой вступления в силу Правил землепользования является 15 декабря 2017 года.
При этом, отказ Администрации был направлен заявителю 27 марта 2017 года, то есть до принятия решения Советом депутатов об утверждении Правил землепользования.
Решение суда было принято 29 ноября 2017 года (вступило в силу 08.12.2017), т.е. до вступления в силу Правил землепользования.
Кроме того, изменение действующего законодательства после принятия решения судом в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в состав оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Заявитель является коммерческой организацией (в материалах дела имеется Выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ИСТРА-Девелопмент" по состоянию на 09.08.2017, листы дела 24 - 41), осуществляющей предпринимательскую деятельность, в том числе с использованием Земельного участка и расположенных на Земельном участке объектов инженерной инфраструктуры, предназначенной для коммунального обслуживания, в том числе газопровода низкого давления, высоковольтных кабельных линий АСБ, внеплощадочной хозяйственно-бытовой канализации.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка на "коммунальное обслуживание" напрямую связано и вытекает из предпринимательской деятельности заявителя, осуществляющего снабжение жителей д. Новинки Истринского района услугами но водоснабжению и водоотведению. Водоснабжение и водоотведение включены в раздел Е (классы 36 и 37) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Соответственно, требование заявителя об изменении вида разрешенного использования на "коммунальное обслуживание", напрямую связано с предпринимательской деятельностью заявителя, данный спор носит экономический характер и подлежит рассмотрению в Арбитражном суде.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что истребуемый заявителем вид разрешенного использования участка соответствует фактическому использованию данного участка.
Судебная проверка оспариваемого отказа осуществляется в пределах доводов такого отказа, в оспариваемом отказе не содержится такой довод как отсутствие публичных слушаний по спорному вопросу.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 08.12.2017 по делу N А41-71652/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.