г. Владимир |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А43-14862/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2018 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А., судей Наумовой Е.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мухиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Салганского Михаила Львовича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2017 по делу N А43-14862/2017, принятое судьей Леоновым А.В.,
по иску индивидуального предпринимателя Салганского Михаила Львовича (ОГРНИП 304525609000157, ИНН525600068366, г.Н.Новгород) к администрации города Нижнего Новгорода (ИНН 5253001036, ОГРН 1025203032579, г.Н.Новгород),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ "Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети города Нижнего Новгорода",
об обязании заключить договор,
при участии представителей: от заявителя (истца) - Труфановой Е.В. по доверенности от 12.03.2018 N б/н (сроком до 31.12.2019); от ответчика и третьего лица - не явились, извещены,
установил.
Индивидуальный предприниматель Салганский Михаил Львович обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании незаконными действий администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода в выдаче уведомления от 14.03.2017 об освобождении земельного участка от нестационарного торгового объекта, принадлежащего ИП Салганскому М.Л., расположенного по адресу: г.Н.Новгорода, ул.Южное шоссе, у д.16 (около остановки "ул.Янки Купала", пересечение Южного шоссе и ул.Янки Купалы) и размещения информационного сообщения в газете "День Города" об освобождении земельного участка от нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, Южное шоссе, у д.16; об обязании администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода отменить информационное сообщение в газете "День Города" об освобождении земельного участка от нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г.Н.Новгорода, ул.Южное шоссе, у д.16; об обязании администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода заключить с ИП Салганским М.Л. договор на размещение нестационарного торгового объекта - павильона "Южный" по адресу: г.Н.Новгород, ул.Южная, у д.16 (около остановки "ул.Янки Купала", пересечение Южного шоссе и ул.Янки Купалы) (дело N А43-7432/2017).
В рамках дела N А43-7432/2017 определением от 24.05.2017 арбитражный суд выделил требование предпринимателя об обязании администрации города Нижнего Новгорода заключить с заявителем договор на размещение нестационарного торгового объекта - павильона "Южный" по адресу: г.Н.Новгород, ул.Южная, у д.16 (около остановки "ул.Янки Купала", пересечение Южного шоссе и ул.Янки Купалы) в отдельное исковое производство и делу присвоен номер N А43-14862/2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ "Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети города Нижнего Новгорода".
Решением от 20.12.2017 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с решением, ИП Салганский М.Л. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворить иск в полном объеме.
Заявитель считает действия администрации об освобождении земельного участка незаконными. Настаивает на обязании ответчика заключить с истцом договор на размещении нестационарного торгового объекта.
Истец в отзыве возражает против доводов заявителя, просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.05.2009 между предпринимателем и администрацией города Нижнего Новгорода был заключен договор аренды земельного участка N 15914/04, согласно которому в аренду предоставлена часть земельного участка размером 24,00 кв.м на пересечении Южного шоссе и ул.Янки Купала в Автозадском районе г.Н.Новгорода под существующий временный торговый павильон.
В соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 06.05.2013 N 1587 (с изменениями на 29.01.2016) "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2013-2017 годы" в схему размещения НТО включено место размещения нестационарного торгового объекта - павильон "Южный" по адресу: г.Н.Новгород, ул.Южное шоссе, у д.16 (около остановки "ул.Янки Купала", пересечение Южного шоссе и ул.Янки Купалы), по реализации продовольственной группы товаров (продтовары), общей площадью 24,00 кв.м.
06.12.2013 между предпринимателем и МКУ "Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети и парковок города Нижнего Новгорода" заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта N 687/11/2013 сроком действия до 31.12.2016.
22.10.2014 между сторонами было заключено дополнительное соглашение к договору на размещение нестационарного торгового объекта.
В связи с включением нестационарного торгового объекта - павильона "Южный" по адресу: г.Н.Новгород, ул.Южное шоссе, у д.16 (около остановки "ул.Янки Купала", пересечение Южного шоссе и ул.Янки Купалы) в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода до конца 2017 года, а так же необходимостью заключения нового договора на размещение нестационарного объекта предприниматель неоднократно обращался в администрацию города Нижнего Новгорода с просьбой заключить новый договор на размещение нестационарного объекта.
14.03.2017 администрация Автозаводского района города Нижнего Новгорода N 3113 "Об утверждении административного регламента администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной функции "Освобождение территории города Нижнего Новгорода от самовольных нестационарных торговых объектов" обратилась с уведомлением к предпринимателю об обязании своими силами и за свой счет освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный по адресу: г.Н.Новгород, ул.Южное шоссе, у д.16 (около остановки "ул.Янки Купала", пересечение Южного шоссе и ул.Янки Купалы) от нестационарного торгового объекта - павильон "Южный", установленного без правовых оснований в 10-дневный срок со дня публикации в газете "День города" и выполнить благоустройство территории, либо демонтаж и(или) перемещение указанного торгового объекта будет произведен в принудительном порядке.
10.03.2017 в газете "День города" размещена информация о самовольных нестационарных торговых объектах, где указан НТО, принадлежащий заявителю.
Указывая на то, что администрация города Нижнего Новгорода должна заключить новый договор с заявителем на размещение нестационарного торгового объекта, предприниматель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 указанного Закона).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381).
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14.10.2011 N 4345, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", утвержден административный регламент администрации города Нижнего Новгорода по исполнению муниципальной услуги "Заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Нижнего Новгорода".
В соответствии с пунктом 2.5.1 Административного регламента N 4345 основанием для предоставления муниципальной услуги является письменное заявление субъекта предпринимательской деятельности о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения открытого аукциона на место, включенное в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода.
Согласно п.2.7 Административного регламента N 4345 основаниями для отказа заявителю в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения открытого аукциона являются в том числе:
отсутствие места, на которое подано заявление о заключении договора на размещение объекта, в схеме размещения либо его обременение правами третьих лиц;
установление уполномоченным органом факта незаконной продажи в торговом объекте товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий; нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 16 названного Федерального закона, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не допускаются в нестационарных торговых объектах.
Пунктом 1.4.7 Административного регламента "Разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода", утвержденного постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14.10.2011 N 4344 утверждены критерии включения объектов в схему размещения.
В соответствии с пунктом 1.4.7.1 Административного регламента N 4344 при разработке схемы размещения должны учитываться, в том числе, требования Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", земельного, градостроительного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области сохранения, использования, популяризации и использования объектов культурного наследия, в области образования, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательства о пожарной безопасности, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также требования по запрету розничной продажи табачных изделий, установленных Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
В соответствии с п.2.1.1 Административного регламента N 4344 Департамент экономического развития рассматривает обращения структурных подразделений, территориальных органов администрации города, контролирующих и надзорных органов, органов исполнительной власти Нижегородской области, общественных организаций, хозяйствующих субъектов и жителей города с предложениями о включении (исключении) мест в (из) схему(ы) размещения (далее - обращение). Для рассмотрения вопроса о включении места в схему размещения заявитель в своем обращении указывает тип, площадь, специализацию, адрес месторасположения объекта, прикладывает к заявлению графический материал (копию с топографического плана города в масштабе 1:500 с обозначением заявленного к включению места размещения объекта либо картографическую схему, на которой указано расстояние от заявленного к включению места размещения объекта до существующих капитальных объектов и иных сооружений, фотографии предполагаемого места размещения объекта), позволяющий провести анализ предложенного места на предмет определения собственника земельного участка, на котором заявлена установка объекта, а также о соответствии предложенного места требованиям градостроительного законодательства, включая требования СНиП, и критериям, установленным подпунктом 1.4.7 настоящего регламента.
Материалы дела свидетельствуют, что схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 06.05.2013 N 1587, до 15.07.2016 было предусмотрено место размещения павильона, площадью 24 кв.м, по реализации продтоваров, по адресу: пересечение Южное Шоссе и ул.Янки Купалы (пункт 1.334).
10.05.2016 на заседании Комиссии по организации деятельности нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода, созданной в соответствии с постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 04.02.2013 N 376, в связи с поступившим письмом ГУ МВД России по Нижегородской области Управление МВД России по городу Нижнему Новгороду отдела полиции N 1 о реализации алкогольной продукции в павильоне по адресу: Южное шоссе у д. 16, был рассмотрен вопрос об исключении места размещения павильона из Схемы и освобождения земельного участка от нестационарного торгового объекта (павильона).
Комиссией принято решение о расторжении договора на размещение нестационарного торгового объекта N 687/11/2013 от 06.12.2013, заключенного между предпринимателем и МКУ "Управление по организации работы объектов мелкорозничной сети города Нижнего Новгорода" до 31.12.2016 и об исключении места из Схемы в связи с нарушением требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (протокол от 10.05.2016 N17-05/2016).
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 15.07.2016 N 2115 место под размещение павильона со специализацией продтовары общей площадью 24 кв.м, по адресу: г.Нижний Новгород, пересечение ул.Южное Шоссе и ул.Янки Купалы (п.1.334), исключено из Схемы.
16.11.2016 в Департамент экономического развития, предпринимательства и закупок администрации города Нижнего Новгорода поступило заявление предпринимателя о заключении договора с МКУ "УМС" на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок, 13.12.2016 - заявление о включении места в Схему и заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта павильона, площадью 24 кв.м, по реализации продтоваров по адресу: пересечение Южное шоссе и ул.Янки Купалы.
Комиссией рассмотрены обращения заявителя и принято решение не включать в Схему место размещения павильона, площадью 24 кв.м по реализации продтоваров по адресу: пересечение Южное шоссе и ул.Янки Купалы и не заключать с предпринимателем договор на размещение нестационарного торгового объекта по приоритетному праву.
Согласно протоколу от 23.12.2016 N 55-12/2016 при принятии данного решения Комиссией были учтены положения п.1.4.7.1 Административного регламента N 4344.
09.03.2017 в Департамент экономического развития, предпринимательства и закупок администрации города Нижнего Новгорода поступили заявления предпринимателя о внесении нестационарного торгового объекта в схему размещения и заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок.
Комиссией повторно рассмотрены вопросы о включении в схему места и заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта и принято решение не включать в Схему место размещения данного нестационарного торгового объекта и не заключать с предпринимателем договор, в соответствии с пунктом 1.4.7.1 Административного регламента N 4344 (протокол от 12.05.2017 N 21-05/2017).
Администрация Автозаводского района города Нижнего Новгорода в адрес ОП N 1 УМВД России по г.Н.Новгороду направила обращение о предоставлении доказательств, подтверждающих информацию о нарушении заявителем законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции. ОП N 1 УМВД по г.Н.Новгороду сообщило, что 16.04.2017 в отношении ИП Салганского М.Л. был составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, который направлен в мировой суд Автозаводского района города Нижнего Новгорода для принятия решения по подведомственности.
Кроме того, 03.07.2016 в отношении Пешохиной С.Н., работающей у ИП Салганского М.Л., в должности продавца, был составлен протокол об административном, правонарушении по статье 14.2 КоАП РФ, который также направлен в мировой суд Автозаводского района г.Нижнего Новгорода для принятия решения по подведомственности.
И.о. мирового судьи судебного участка N 5 Автозаводского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области А.В.Шикина сообщила, что 18.05.2017 мировым судьей судебного участка N 5 Автозаводского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области вынесено постановление о привлечении ИП Салганского М.Л. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 13.06.2017.
Так же, 05.08.2016 мировым судьей судебного участка N 5 Автозаводского судебного района города Нижнего Новгорода Нижегородской области вынесено постановление о привлечении Пешохиной М.А. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 22.08.2016 (письмо от 15.09.2017 N 5106).
Таким образом, отказу в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта послужило то обстоятельство, что торговый объект - павильон "Южный", принадлежащий Предпринимателю, не был включен в схему размещения. В свою очередь административным органом было отказано Предпринимателю во включении указанного объекта в схему размещения в связи с установлением уполномоченным органом факта незаконной продажи в торговом объекте товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, а именно алкогольной продукции.
При таких обстоятельствах, обоснованны выводы суда первой инстанции о том, что действия администрации города Нижнего Новгорода по не заключению договора на размещение нестационарного торгового объекта являются законными и соответствующими требованиям действующего законодательства.
Правовых оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции, по результатам повторного рассмотрения материалов дела и проверки доводов апелляционной жалобы, не имеется.
В иске отказано правомерно.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права и допущенной судебной ошибке.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2017 по делу N А43-14862/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Салганского Михаила Львовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Большакова |
Судьи |
Е.Н.Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.