город Омск |
|
27 марта 2018 г. |
Дело N А75-12214/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-17019/2017) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.10.2017 по делу N А75-12214/2017 (судья Голубева Е.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2" (ИНН 8603161210, ОГРН 1098603000209)
к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании недействительным предписания N 10-12-131 от 20.06.2017
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2" (далее - заявитель, Общество, ООО "УК N 2") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Служба) о признании недействительным предписания N 10-12-131 от 26.06.2017.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.10.2017 по делу N А75-12214/2017 в удовлетворении заявления ООО "УК N 2" отказано.
Судебный акт мотивирован соответствием положениям действующего законодательства оспариваемого предписания, обязывающего управляющую компанию выполнить перерасчет размера платы за холодное, горячее водоснабжение и электроэнергию, потребляемые на ОДН собственникам многоквартирного дома в те периоды времени, в которых установлено фактически меньшее потребление коммунального ресурса, чем определено утвержденными нормативами.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК N 2" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ООО "УК N 2" ссылается на то, что с учетом изменений, внесенных в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ, размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, определяется в соответствии с нормативом потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленным субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Заявитель считает необоснованными ссылки суда первой инстанции в обжалуемом решении на разъяснения Минстроя России, данные в письмах от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04, от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04, поскольку указанные письма не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и обязательных предписаний.
Как полагает податель жалобы, применение судом первой инстанции Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской федерации", которым часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изложена в редакции, закрепляющий возможность учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества в МКД, в том числе и после утверждения уполномоченными органами нормативов потребления холодной воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, неправомерно.
ООО "УК N 2" и Служба, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
От Службы поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. В ходатайстве Служба указала на законность и обоснованность обжалуемого решения и отсутствие оснований для удовлетворение жалобы.
Суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "УК N 2" на основании лицензии от 30.03.2015 N 1 осуществляет управление многоквартирным домом N 15 по ул. Мира в г. Нижневартовске.
На основании приказа N 10-02-131 от 19.06.2017 заместителя руководителя - Начальника Нижневартовского отдела инспектирования Службы в отношении общества проведена внеплановая документарная.
Проверка проводилась на основании коллективного обращения на предмет правомерности начисления Обществом платы за расход холодной, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
В ходе проверки установлено, что многоквартирный дом по ул. Мира, 15 в г. Нижневартовске оборудован индивидуальными приборами учета и общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов.
При выборочной проверке начисления размера платы за коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению и электроэнергию в целях содержания общедомового имущества выявлено, что ООО "УК N 2" начисление выполняет в соответствии с утвержденными нормативами:
- по холодному и горячему водоснабжению в соответствии с Приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики ХМАО - Югры от 11.11.2013 N 22-нп "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
- по электроснабжению в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24.11.2012 N 448 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению при отсутствии у потребителей приборов учета на территории ХМАО-Югры".
На основании предоставленных распечаток снятия показаний КОДПУ по холодному, горячему водоснабжению, в которых указан фактический расход коммунального ресурса в целом доме за отчетный период за разницей поданных объемных показателей населением, рассчитанный объем коммунального ресурса по холодному и горячему водоснабжению в целях содержания общедомового имущества МКД за некоторые отчетные периоды ниже, чем установленные нормативы, а именно:
- по холодному водоснабжению за февраль 2017 года фактический объем холодной воды в целях содержания общедомового имущества в целом по дому составил 46,721 куб.м, что в денежном выражении составляет 1700,18 руб., а начислено и выставлено населению в целом по дому 52,188 куб.м, что в денежном выражении составляет 1899,12 руб.;
- по горячему водоснабжению за май 2017 года фактический объем горячей воды в целях содержания общедомового имущества в целом по дому составил 20,053 куб.м, что в денежном выражении составляет 2 605,89 руб., а начислено и выставлено населению в целом по дому 51,8915 куб.м, что в денежном выражении составляет 6743,3 руб.
На основании предоставленных актов снятия показаний КОДПУ электроэнергии, в которых указан расчет фактического расхода электроэнергии в целях содержания общедомового имущества МКД установлено, что фактические объемы за февраль, март, апрель, май 2017 года ниже, чем установленные нормативы. В денежном выражении разница составила 38 020,86 руб.
По результатам проверки в отношении ООО "УК N 2" выявлены нарушения требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с учетом разъяснений Минстроя и ЖКХ РФ (письма от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04, от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04) в части порядка начисления платы за расходов холодной, горячей воды и электрической энергии в целях содержания общедомового имущества.
По результатам проверки Службой составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица N 10-12-131 от 26.06.2017.
В целях устранения выявленного нарушения Обществу выдано предписание N 10-12-131 от 26.06.2017, которым заявителю предписано в срок до 21.08.2017:
- выполнить перерасчет размера платы за расход холодной воды в целях содержания общедомового имущества МКД по всему дому в разрезе лицевых счетов с учетом разъяснений Минстроя и ЖКХ РФ за период февраля 2017 года;
- выполнить перерасчет размера платы за расход горячей воды в целях содержания общедомового имущества МКД в разрезе лицевых счетов с учетом разъяснений Минстроя и ЖКХ РФ за период май 2017 года;
- выполнить перерасчет размера платы за расход электрической энергии в целях содержания общедомового имущества МКД по всему дому в разрезе лицевых счетов с учетом разъяснений Минстроя и ЖКХ РФ за период с февраля по май 2017 года.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
26.10.2017 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок исчисления платы за коммунальные услуги урегулирован нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 6.4.4 Положения о Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 N 216-п, в случае выявления при проведении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица службы, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать лицензиату предписание о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относится исполнение лицензиатом обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено Службой в пределах предоставленных ей полномочий.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из положений части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, плату за коммунальные услуги и взнос на капитальный ремонт.
Согласно части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) положения Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017.
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 (часть 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Порядок применения установленных до 01.01.2017 нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды регламентировался пунктами 40, 44 - 46 Правил N 354, которыми размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды определялся в зависимости от показаний общедомового прибора учета.
Таким образом, исходя из буквального содержания части 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ размер потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в переходный период может быть менее установленного по состоянию на 01.11.2016 норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Аналогичное толкование переходных положений отражено в письмах Минстроя России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04, от 10.03.2017 N 7443-ОО/04, от 22.03.2017 N 9268-ОО/04, от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04.
Вопреки доводам общества приведенное толкование законодательства соответствует его содержанию и соотносится с целью регулирования отношений между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, а также ресурсоснабжающими организации, направлено на обеспечение баланса интересов всех сторон затрагиваемых отношений, в том числе на обеспечение защиты прав потребителей коммунальных услуг и недопущение возложения на физических лиц необоснованных имущественных затрат по содержанию используемых ими помещений в многоквартирных жилых домах, наряду с необходимостью стимулирования развития профессиональной деятельности в области управления многоквартирными жилыми дома и реализации мероприятий по энергосбережению (путем повышения финансовой заинтересованности управляющих компаний в сокращении объемов ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня работ по содержанию общего имущества, с сохранением права на получение платы за содержание без изменения ее размера).
В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, заявителем размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме (холодное водоснабжение за февраль 2017 года, горячее водоснабжение за май 2017 года, электрической энергии за период с февраля по май 2017 года), начислен по нормативам, в то время как в указанный период времени имел место фактически отрицательный ОДН, в связи с чем плата за холодное и горячее водоснабжение, электроэнергию на ОДН за указанный период не должна была начисляться в силу императивного требования пункта 46 Правил N 354.
Доказательства принятия собственниками помещений МКД решений о распределении объемов превышения нормативного потребления энергии на общедомовые нужды над фактическим потреблением между всеми жилыми и нежилыми помещениями дома в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что в связи с неравномерностью потребления коммунального ресурса в течение года именно применение норматива при расчете потребленного ресурса, а не показаний коллективного прибора учета (в случае, если они ниже установленного норматива) позволяет учесть интересы управляющей компании в определении общегодового объема потребления коммунального ресурса, отклоняются. Заявителем в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в период после мая 2017 года (проверяемого периода) потребители указанного многоквартирного дома потребили коммунальные ресурсы (холодное и горячее водоснабжение, электроэнергию) на общедомовые нужды в объеме, превышающем установленный норматив.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что оспариваемое предписание N 10-12-131 от 20.06.2017 соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ООО "УК N 2". Излишне уплаченная обществом государственная пошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.10.2017 по делу N А75-12214/2017 - без изменения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания N 2" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N1605 от 02.11.2017.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-12214/2017
Истец: ОАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: Служба жилищного и строительного надзора ХМАО - Югры