город Ростов-на-Дону |
|
26 марта 2018 г. |
дело N А32-25849/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2017 по делу N А32-25849/2017 (судья Куликов О.Б.),
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
к заинтересованному лицу Администрации города Сочи
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации города Сочи (далее - администрация) о признании незаконным отказа заинтересованного лица в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 262 кв. м, для размещения открытого склада аварийного запаса ПС-ПО кВ "Южная" по ул. Каспийская, 10 в Адлерском районе города Сочи от 17.04.2017 года исх. N 21.01-21/3170; об обязании заинтересованного лица принять решение о предварительном согласовании предоставления ПАО "Кубаньэнерго" земельного участка площадью 1 262 кв. м, для размещения открытого склада аварийного запаса ПС-110 кВ "Южная" по ул. Каспийская, 10 в Адлерском районе города Сочи.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2017 признан незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 262 кв. м для размещения открытого склада аварийного запаса ПС-110 кВ "Южная" по ул. Каспийская, 10 в Адлерском районе города Сочи, выраженный в письме от 17.04.2017 исх. N 21.01-21/3170, как противоречащий положениям Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал администрацию города Сочи в лице Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1 262 кв. м для размещения открытого склада аварийного запаса ПС-110 кВ "Южная" по ул. Каспийской, 10 в Адлерском районе города Сочи и принять решение в соответствии с положениями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Администрация города Сочи обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила отменить решение суда, принять новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов установлен ст. 39.6 ЗК РФ. В силу ст.ст. 39.16, 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Испрашиваемый земельный участок свободен от построек, принадлежащих заявителю. Отсутствие на спорном земельном участке объекта капитального строительства или незавершенного строительства исключает возможность его предоставления обществу в аренду. В соответствии с пунктами 23 административного регламента предоставления муниципальной услуги "заключение нового договора аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности", утвержденного постановлением администрации г.Сочи от 27.02.2015 N 577 и п.33 приложения к Приказу минэкономразвития РФ от 12.01.2015 N1, к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых номеров и адресных ориентиров. Заявителем не представлены документы, свидетельствующие о наличии исключительного права на заключение договора аренды без проведения торгов, не указано наименование объекта недвижимого имущества, его кадастровый номер и адресный ориентир.
ПАО "Кубаньэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, рассмотреть дело в отсутствие представителя заявителя. Общество указало, что заявление подано на основании п.4 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ, в связи с чем, указанные администрацией нормы.п.10п.2 и п.п2 п.5 ст. 39.6, ст. 39.20 ЗК РФ к спорным правоотношениям неприменимы. К заявлению о предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному п.п.4 п.2 ст.39.6 ЗК РФ прилагаются выписка из документа территориального планирования или выписка из документации по планировке территории, подтверждающие отнесение объекта к объектам регионального или местного значения; выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (испрашиваемом земельном участке); выписка из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем. Данные документы самостоятельно запрашиваются органом уполномоченным на распоряжение земельными участками посредством межведомственного информационного взаимодействия. Факт отсутствия на земельном участке каких-либо строений подтверждается актом осмотра от 14.03.2017, составленным заинтересованным лицом. Требование о предоставлении перечня зданий и сооружений расположенных на испрашиваемом земельном участке выходит за рамки компетенции уполномоченного органа. ПАО "Кубаньэнерго" обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом указав площадь, адресный ориентир, цели использования, вид права и основания предоставления. В связи с тем, что земельный участок не сформирован в заявлении отсутствует информация о кадастровом номере испрашиваемого в аренду земельного участка.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 1262 кв.м. расположенный по адресу: ул. Каспийская, 10 в Адлерском районе города Сочи граничит с земельным участком с кадастровым номером 23:49:0402033:1003, площадью 4402 кв. м., на котором расположен электросетевой комплекс ПС110 кВ "Южная" с прилегающими ВЛ, принадлежащий на праве собственности заявителю, необходим для расширения подстанции, для размещения открытого склада аварийного запаса ПС-110 кВ "Южная".
Общество обратилось к заинтересованному лицу с заявлением от 09.02.2017 о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1262 кв.м. для размещения открытого склада аварийного запаса ПС-110 кВ "Южная" по ул. Каспийская, 10 в Адлерском районе города Сочи без проведения торгов.
Письмом Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи от 17.04.2017 N 21.01-21/3170 обществу отказано в предоставлении муниципальной услуги, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не предназначается для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения, а также свободен от строений.
Полагая, что у заинтересованного лица не имелось правовых оснований для отказа (выраженного в письме от 17.04.2017 N 21.01-21/3170), общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Поскольку Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи не является самостоятельным юридическим лицом, а является структурным подразделением администрации, требования общества в рамках настоящего дела заявлены к администрации города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Предоставление земельных участков без проведения торгов регламентировано статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и осуществляется в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса (пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка дан в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных в дело доказательств, общество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. К заявлению были приложены: документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт) - копия; доверенность на фирменном бланке или нотариально удостоверенная -копия; схема расположения земельного участка - подлинник; письмо от 17.11.2016 -копия; свидетельство о государственной регистрации права от 10.01.2003 23 АА 904218 -копия; сведения информационной системы от 20.04.2016 N 21.01.-21/9466 - подлинник; свидетельство 23 N 001803938 - копия, заверенная нотариально; устав ПАО "Кубаньэнерго" - копия, заверенная нотариально; приказ от 05.06.2013 N 592 -копия, заверенная нотариально; свидетельство 23 N 0056860 - копия, заверенная нотариально; выписка из протокола N 165/2013 - копия, заверенная нотариально; свидетельство от 10.02.1993 N 127 - копия, заверенная нотариально; диск - подлинник.
В письме Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи от 17.11.2016 N 21.0113/19026 указано, что электросетевой комплекс "ПС-110 кВ "Южная" с прилегающими ВЛ" расположенный на территории муниципального образования город-курорт Сочи, является объектом местного значения и отображен в генеральном плане городского округа город-курорт Сочи, утвержденном решением Городского Собрания Сочи от 14.07.2009 N 89.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от 20.04.2016 N 21.01-21/9466 испрашиваемый земельный участок располагается в территориальной зоне "ОЦ-4" - производственная зона. Таким образом, формирование земельного участка соответствует документам территориального планирования.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции верно установил, что общество имеет исключительное право на приобретение в аренду земельного участка, который на момент обращения в уполномоченный орган не сформирован. Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, предусмотренные пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют. Заявитель представил все документы, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Заявление содержит всю необходимую информацию, предусмотренную вышеназванной статьей, регулирующей порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Утверждение схемы расположения земельного участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана или кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур (трубопроводов и ЛЭП), границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом, в том числе данных сведений, в последующем органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, и будет решаться вопрос о возможности или невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
Возражениям администрации о том, что отсутствие на спорном земельном участке объектов капитального или незавершенного строительства, принадлежащего заявителю, исключает возможность его предоставления обществу в аренду и непредставление документов свидетельствующих о наличии исключительного права на заключение договора аренды без проведения торгов, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 09.02.2017 N 1494174 основанием для образования земельного участка обществом указано: формирование земельного участка для размещения объектов необходимых для обслуживания существующего сооружения ПС-110 кВ "Южная, находящегося в собственности заявителя. Целью использования формируемого земельного участка заявлено размещение открытого склада аварийного запаса ПС-110 кВ "Южная". Таким образом, общество в обоснование поданного заявления не указывало на наличие на испрашиваемом участке зданий, сооружений принадлежащих заявителю на праве собственности.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Статья 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации содержит следующие положения относительно схем земельных участков. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка предоставляется заявителем, если участок предстоит образовывать и отсутствует проект межевания территории в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Таким образом, поскольку границы земельного участка не определены, следовательно, заявитель в качестве обоснования образования земельного участка правомерно представил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Учитывая положения пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, отказ администрации изложенный в письме Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства города Сочи от 17.04.2017 N 21.01-21/3170 не содержит оснований для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемой услуги, установленных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, в решении об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержится указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Следовательно, решение заинтересованного лица принято в нарушении требований пунктов 8, 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и подлежит признанию незаконным.
Обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, общество в качестве способа восстановления нарушенного права просило суд обязать заинтересованное лицо принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1 262 кв. м для размещения открытого склада аварийного запаса ПС-110 кВ "Южная" по ул. Каспийской, 10 а Адлерском районе города Сочи. В удовлетворении требований в указанной части судом первой инстанции правомерно оказано ввиду следующего.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Как следует из содержания изложенной нормы, положения пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделяют арбитражный суд полномочиями по определению порядка восстановления нарушенного права заявителя.
Между тем при разрешении вопроса о восстановлении нарушенного права арбитражный суд не должен подменять орган, вынесший не соответствующий закону акт, обязывая его совершить определенные действия.
Поскольку как следует из материалов дела, заявление общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка заинтересованным лицом на соответствие части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не проверялось, суд считает необходимым, не предваряя результата рассмотрения соответствующего заявления (поскольку выполнение судом административной функции публичного органа недопустимо в силу статьи 10 Конституции Российской Федерации о разделение государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную), обязать администрацию в лице департамента в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление общества о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка и принять решение в соответствии с положениями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.05.2016 N Ф08-1836/2016 по делу N А53-21270/2015.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2017 по делу N А32-25849/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25849/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2018 г. N Ф08-3978/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "КУБАНЬЭНЕРГО", ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ КУБАНИ
Ответчик: Администрация г Сочи-исполнительно распорядительный орган МО, Администрация города Сочи